Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виды исключительных прав (п. 808-8142)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Имущественные и неимущественные исключительные права. Противники концепции исключительного права как права на использование (воспроизведение) результата творческой деятельности (т.е. исключительного права, понимаемого как право чисто имущественного содержания) предлагают возвратиться к понятию о правах интеллектуальной собственности, в рамках которого следует, с их точки зрения, разграничить… Читать ещё >

Виды исключительных прав (п. 808-8142) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 808. Права авторские, смежные и патентные. По критерию своего объекта логически предопределяется необходимость выделения таких видов исключительных прав, как права на объекты уникальные и права на объекты повторяемые (т.е. права на объекты формальной и содержательной гражданско-правовой охраны). Объекты (и права) первого рода подразделяют еще на два вида, в зависимости от качества той интеллектуальной деятельности, которая привела к их созданию, — объекты — результаты собственно творческой деятельности (творчества в чистом виде) и объекты — результаты творчества, соединенного с применением известных технических навыков. Обычно эти классификации исключительных прав заменяются их разделением на три категории: (1) авторские права, т. е. права на уникальные результаты творческой деятельности в узком смысле этого слова, — права на произведения литературы, науки и искусства;
  • (2) смежные (с авторскими) права, т. е. права на оригинальные результаты творческой деятельности, соединенной с применением технических навыков, — права на исполнения, фонограммы, телеи радиопередачи, базы данных и на первые публикации произведений, правомерно обнародованных после их перехода в общественное достояние; (3) права паупептпые, т. е. права на повторяемые результаты технического творчества, — в том числе на патентоспособные объекты (изобретения, полезные модели и промышленные образцы), а также иные, охраняемые в патентном режиме, — селекционные достижения и топологии интегральных микросхем.
  • 809. Иные классификации исключительных прав. Не будет слишком сильным заявление о том, что современной цивилистической науке такие классификации неизвестны. Трудно сказать, чем это объясняется, — возможно, относительная «молодость» научного изучения конструкции исключительного права как категории, родовой для авторских, смежных и патентных прав, еще не позволила ученым выявить такие общие для всех них юридически значимые характеристики, которые могли бы служить критериями их классификаций. При этом научные цивилистические знания, выработанные при изучении вещных прав, не всегда помогают при изучении прав исключительных. Вопрос об их классификации — одна из областей, в которой «вещно-правовой» критерий систематизации (содержание прав) оказывается неприменимым, поскольку содержание любых исключительных прав едино. В то же время содержательные различия касаются перечня тех форм (средств, способов), в которых (которыми) может осуществляться исключительное право на тот или иной объект, т. е. начинаются они уже внутри авторских, смежных и патентных прав, и если и могут использоваться как классификационные критерии, то только для прав того или иного вида (а не исключительных прав в целом).
  • 810. Имущественные и неимущественные исключительные права. Противники концепции исключительного права как права на использование (воспроизведение) результата творческой деятельности (т.е. исключительного права, понимаемого как право чисто имущественного содержания) предлагают возвратиться к понятию о правах интеллектуальной собственности, в рамках которого следует, с их точки зрения, разграничить права имущественные и неимущественные. Данное предложение, по сути, реализовано в четвертой части ГК, различающей, с одной стороны, интеллектуальные права (функционально-родовое понятие) и, с другой — понятия исключительного (имущественного) права и личных неимущественных прав автора результата творческой деятельности (функционально-видовые понятия). Наименование рассматриваемых категорий «функциональными» указывает на то, что объединение исключительного права с личными в общий род интеллектуальных прав осуществляется исключительно по критерию выполняемой ими функции, каковой является всесторонняя охрана законных интересов лиц — обладателей результатов творческой деятельности. При этом исключительное (имущественное) право является юридической формой охраны их «рыночных» (имущественных) интересов, а личные права оформляют собой интересы, лежащие в сфере психологии авторского мировосприятия.
  • 811. Первоначальные и производные исключительные права. Некоторые авторы предлагают именовать первоначальными исключительные права, принадлежащие авторам произведений и возникающие в силу факта создания таковых. Исключительные же права, принадлежащие правопреемникам авторов (приобретателям по договорам, наследникам и иным, перечисленным в ст. 1241 ГК лицам), должны получить наименование производных. Главную разницу между правами этих типов предлагается видеть в том, что права производные могут быть только имущественными, а вот права первоначальные — еще и личными. Даже если не относить личные права к числу исключительных (как, собственно, делаем мы), нельзя, тем не менее, отрицать существующей между ними тесной связи, которая с переменой исключительным правом своего первоначального обладателя разрывается. По признаку наличия или отсутствия такой связи следует различать исключительные права, принадлежащие конкретному лицу наряду с правами личными или без них, т. е. исключительные права, связанные с личными (т.е. исключительные права, права, обладатель которых совпадает в одном лице с обладателем прав личных), и исключительные права, не связанные с ними.
  • 812. Права креационные, регистрационные и пользовательские.

С точки зрения основания своего первоначального возникновения различают исключительные права, возникающие из (1) факта создания (creatio) произведений, точнее — их оглашения или обнародования и (2) акта государственной регистрации таких нрав; соответственно, права первого типа (к числу которых относятся авторские и смежные) называются креациоиными, второго (патентные права) — регистрационными. К этим двум подразделениям классификации отдельные писатели добавляют третье: исключительные права, возникающие (3) из факта использования результата творческой деятельности, приобретшего некую известность, достаточную для того, чтобы во мнении публики этот результат творческой деятельности ассоциировался с данным лицом. Эту группу прав можно назвать пользовательскими; к ним традиционно относили право па фирменное наименование, а со времени вступления в силу норм § 4 гл. 76 ГК — еще и право на коммерческое обозначение; представляется, что к их числу следует относить все вообще права на средства индивидуализации, в том числе те, для охраны которых согласно действующему законодательству и международной практике требуется соблюдение регистрационного начала.

  • 813. Права индивидуальной и коллективной принадлежности. Подобно аналогичному разделению большинства иных субъективно-правовых форм, права исключительные также подразделяются на права индивидуальные и коллективные. Согласно п. 4 ст. 1228 ГК право на результат творческой деятельности, созданный совместным трудом нескольких физических лиц (граждан), именуемых соавторами, принадлежит им (соавторам[1]) совместно; очевидно также, что основанием возникновения исключительных прав совместной принадлежности могут стать договоры, в которых сторона приобретателя исключительного права, права на получение патента или лицензиата представлена несколькими лицами, а также иные юридические факты (в том числе принятие наследства, в состав которого входит исключительное право, несколькими наследниками). В отличие от права общей собственности, распадающегося на право общей совместной и общей долевой собственности, исключительное право может находиться в состоянии только совместной (но не долевой!) принадлежности нескольким лицам.
  • 814. Права инициативного и обязательственного происхождения.

Принцип свободы творчества предопределяет факт создания большинства его результатов, которые создаются авторами по их собственной инициативе, а значит — за свой счет, на свой страх и риск. Но процесс творчества и его результат могут становиться также объектами обязательственных правоотношений, где творчество составляет акт исполнения обязательства. Исключительные права на произведения, созданные в порядке исполнения подобных «творческих» обязательств, вопреки указанию п. 3 ст. 1228 ГК, не всегда изначально приурочиваются к их авторам. Ответ на вопрос, к кому же они приурочиваются (в чьем лице возникают), определяется сообразно виду договора — основания возникновения творческого обязательства. По этому критерию различают исключительные права на произведения, созданные в процессе исполнения: (1) обязанностей по договорам на выполнение НИОК (Т)Р научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ (ст. 772, 1297, 1371, 1462, 1476 ГК); (2) обязанностей по договору авторского или иного заказа (ст. 1288—1290, п. 1 ст. 1291, п. 3 ст. 1294, ст. 1296, 1372, 1431, 1463); (3) трудовых обязанностей обязательств из трудовых договоров (см. п. 3 ст. 1255, ст. 1269, 1295, 1297, 1320, п. 3 ст. 1345, ст. 1370, п. 2 ст. 1408, ст. 1430, п. 2 ст. 1449, ст. 1461, 1470); (4) обязанностей по государственному или муниципальному контракту (ст. 1298, 1373, 1432, 1464).

  • 814 Г Систематизация авторских прав. Систематизация исключительных прав отдельных видов осуществляется по ряду различных критериев. Так, например, содержание авторских прав может зависеть от ряда свойств их объектов. Именно: различают авторские права на произведения обнародованные и необнародованные (что неверно, ибо (как мы уже имели случай отметить в и. 812) необнародованные произведения охранять исключительным правом невозможно); на самостоятельные и производные произведения; произведения единые и составные; произведения служебные и не являющиеся таковыми; произведения уникальные и существующие в некотором количестве однородных экземпляров. Далее, различие в содержании авторских прав может объясняться спецификой личных качеств тех субъектов, которым они принадлежат. Именно: права авторов противопоставляют правам их правопреемников (среди которых особо выделяются наследники) и их (авторов) работодателей, а права единоличных авторов — также и правам соавторов; наконец, права иностранных авторов охраняются в Российской Федерации несколько на иных условиях, чем права авторов российских.
  • 8142. Систематизация смежных и патентных прав. Менее разнообразны, но все-таки тоже существуют внутренние классификации смежных и патентных прав. Содержание смежных прав и условия их осуществления напрямую зависят от их объектов: от права на исполнение (самого широкого) оно сужается через право на фонограмму к праву на телеи радиопередачу; рядом сконструированы новые смежные права (на базы данных и на первые публикации прежде не обнародованных произведений). Среди патентных прав выделяют права на служебные объекты промышленной собственности и объекты, не являющиеся таковыми (признак объекта)', собственно патентные права, а также нрава преждеи послепользования (признак способа обособления объекта и условий его охраны); нрава авторов, патентообладателей и их правопреемников (субъектный критерий).
  • [1] Слово «соавторы» употреблено здесь в широком смысле. Оно обозначает понятие, куданаряду собственно с соавторами (обладателями авторских прав) входят также их сонаследники и другие сопреемники, соисполнители, соироизводители (фонограмм), соизготовителибазы данных, соиздатели и сонатентообладатели; специального обозначения такого родадля организаций, совместно обладающих смежным правом на радиоили телепрограмму, нам неизвестно. Соавторы в широком смысле иначе могут быть названы сообладателямиисключительных прав.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой