Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пантеизм. 
Философия средних веков и эпохи возрождения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Схема 42. Пантеизм: основные виды Хотя сам термин «пантеизм» появился только в XVIII в., пантеистические идеи имелись уже в философии Древнего мира — как западной, так и восточной. Но гак как в Древнем мире господствовал политеизм (многобожие) и не было еще распространено представление о Боге как о едином мировом духе, то соответствующие воззрения древности нельзя, строго говоря, отнести… Читать ещё >

Пантеизм. Философия средних веков и эпохи возрождения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пантеизм — это философское учение, в котором Бог и природа (Вселенная) отождествляются, полностью сливаются. Согласно воззрениям пантеистов нет природы вне Бога, но и нет Бога вне природы. Пантеизм представляет собой философское учение, занимающее промежуточное место между материализмом и идеализмом (объективным). Но можно различать пантеизм материалистического и идеалистического толка (схема 42).

Схема 42. Пантеизм: основные виды Хотя сам термин «пантеизм» появился только в XVIII в., пантеистические идеи имелись уже в философии Древнего мира — как западной, так и восточной. Но гак как в Древнем мире господствовал политеизм (многобожие) и не было еще распространено представление о Боге как о едином мировом духе, то соответствующие воззрения древности нельзя, строго говоря, отнести к пантеизму, они характеризуются как гилозоизм (представление об одушевленности всей природы).

Схема 42. Пантеизм: основные виды Хотя сам термин «пантеизм» появился только в XVIII в., пантеистические идеи имелись уже в философии Древнего мира — как западной, так и восточной. Но гак как в Древнем мире господствовал политеизм (многобожие) и не было еще распространено представление о Боге как о едином мировом духе, то соответствующие воззрения древности нельзя, строго говоря, отнести к пантеизму, они характеризуются как гилозоизм (представление об одушевленности всей природы).

Поэтому о зарождении собственно пантеистических идей можно говорить только начиная со Средневековья, когда стали господствовать представления о существовании, во-первых, единого Бога, а во-вторых, о личностном характере этого Бога[1] (т.е. имеющем свою волю, желания и т. д.) (схема 43).

Схема 43. Пантеизм: основные этапы развития Николай Кузанский (Nicolaus Cusanus) Биографические сведения. Николай Кребс (1401 — 1464) по прозвищу Кузанский (Кузанец) родился в семье рыбака в поселке Куза на р. Мозель (Германия). Учился в Гейдельбергском, Кельнском и Падуанском университетах, где изучал юриспруденцию, древние языки, математику и астрономию. В 1426 г. он стал священником, а в 1448 г. — кардиналом, с 1450 г. — папским легатом по всей Германии.

Схема 43. Пантеизм: основные этапы развития Николай Кузанский (Nicolaus Cusanus) Биографические сведения. Николай Кребс (1401 — 1464) по прозвищу Кузанский (Кузанец) родился в семье рыбака в поселке Куза на р. Мозель (Германия). Учился в Гейдельбергском, Кельнском и Падуанском университетах, где изучал юриспруденцию, древние языки, математику и астрономию. В 1426 г. он стал священником, а в 1448 г. — кардиналом, с 1450 г. — папским легатом по всей Германии.

Николай Кузанский много внимания уделял занятиям математикой и, в частности, проблеме бесконечного (хотя никаких серьезных открытий в математике не сделал); он отстаивал значение опытного знания и экспериментальной науки; предложил проект замены юлианского календаря; выступал за объединение христианских церквей (католической и православной). Но в это же время его нельзя отнести к гуманистам, хотя он был дружен с Лоренцо Валло и некоторыми другими гуманистами.

Основные труды. «Об ученом незнании», «О католическом согласии», «Об искании бога», «О Богосыновстве», «Апология ученого незнания», «Простец», «Начало», «О видении Бога», «О берилле», «О возможности-бытии», «Об охоте за мудростью», «О вершине созерцания». Поскольку все работы написаны на провинциальной латыни, это было одной из причин их небольшой известности.

Философские воззрения. Онтология и пантеизм. Онтологическое учение Николая Кузанского выросло на базе средневекового платонизма, реализовав заложенную в последнем тенденцию к пантеизму. Бог и Вселенная при этом отождествляются, и Бог = Вселенная понимается как Абсолютное бытие и как Абсолютный максимум.

Распространенная в античности идея о том, что «все есть во всем» (например, у Анаксагора), получает свое развитие в учении Кузанца о совпадении минимума и максимума. «Абсолютный максимум есть то единое, которое есть; в нем все, поскольку он — максимум; а поскольку ему ничто не противоположно, с ним совпадает и минимум. Тем самым он пребывает во всем»[2]. Возможность совпадения максимума и минимума для бесконечности иллюстрируется Кузанцем на математических примерах. Тождество трех различных геометрических фигур используется им для иллюстрации возможности триединства Бога (схема 44).

Таким образом, при определенных условиях три различные геометрические фигуры — прямая линия, окружность и треугольник — оказываются одной и той же фигурой.

Теория познания. По мнению Кузанца, процесс познания состоит в основном в сравнении неизвестного с известным, неопределенного с определенным. Выявляя определенные соотношения между ними (пропорции), мы и приходим к истине. Поэтому, когда мы рассуждаем о простых конечных вещах, истину вывести нетрудно, когда о сложных конечных вещах — труднее, но все-таки возможно. Иначе обстоит дело, когда предметом исследования становится бесконечное: его нельзя представить ни в какой пропорции, и потому оно всегда остается для нас неизвестным. Осознавая принципиальную непостижимость бесконечного конечным челоПо мере увеличения радиуса окружности (R, < R, < R3 < R,) кривизна окружности уменьшается. При радиусе, равном бесконечности (R =), кривизна окружности равна нулю. Следовательно, окружность превращается в прямую линию. Кроме того, в бесконечном круге любая точка будет центром, а дуга, хорда, радиус и диаметр совпадут друг с другом. При увеличении угла, а (а, < а2 < а3) сторона треугольника, лежащая против а, увеличивается. При а= 180° треугольник превращается прямую линию.

Схема 44. О возможности триединства (прямой линии, окружности и треугольника) веческим умом, Николай Кузанский утверждает необходимость процесса познания, который он трактует как бесконечное приближение к истине. Эту свою познавательную установку он называет «ученым незнанием».

Схема 44. О возможности триединства (прямой линии, окружности и треугольника) веческим умом, Николай Кузанский утверждает необходимость процесса познания, который он трактует как бесконечное приближение к истине. Эту свою познавательную установку он называет «ученым незнанием».

В основе его гносеологии лежат онтологические представления о том, что в бесконечности противоположности совпадают, и, поскольку Бог является бесконечным, все различия, которые в тварном мире противопоставлены друг другу, совпадают в Боге — так, как совпадают в Нем минимумы и максимумы.

Процесс познания Вселенной = Бога проходит, по Кузанскому, в четыре этапа (табл. 14).

Этапы познания.

Таблица 14

Вид познания

Выполняемая функция

1. Чувственное познание

Воспринимает конечное и единичное

2. Рассудок

Разделяет противоположности

3. Разум

Соединяет противоположности

4. Интеллектуальная интуиция

Непосредственно созерцает совпадение противоположностей

Учение о человеке. Как и большинство гуманистов, Николай Кузанский понимал человека как микрокосм. С одной стороны, он является микрокосмом, как и любой другой реально существующий объект, поскольку «все есть во всем». Но, с другой стороны, человек — это специфический микрокосм, поскольку он обладает сознанием, в котором содержатся образы всех вещей, в том числе Бога, ангелов, животных, неодушевленных вещей. В человеке тем самым специфическим человеческим образом развернут весь мир.

Судьба учения. Идеи Кузанца оказали большое влияние на дальнейшее развитие пантеизма (Джордано Бруно, Спиноза), а его учение о минимумах и максимумах — на развитие учения о бесконечно малых величинах (схема 45).

ЭПОХА АНТИЧНОСТИ

Схема 45. Николай Кузанский: истоки и влияние.

Схема 45. Николай Кузанский: истоки и влияние.

  • [1] В учениях же пантеистического толка, возникавших в древности на базенеоплатонизма, Бог не имел личностного характера и трактовался как безличныйМировой дух, скрытый в самой природе.
  • [2] Кузанский II. Об ученом незнании // Николай Кузанский. Сочинения: в 2 т.М., 1979. Т. I. С. 51.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой