Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Учение об обществе: ключевые проблемы социальной философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальность является тем свойством человека, которое имеет наибольшее значение для социологии. Человек неизбежно тяготеет к обществу, поскольку он не может проявить и реализовать себя без другого человека. По сути человеку необходимо общество других людей, чтобы проявить себя человеком. Точно также все свойства человека направлены на других людей и существуют потому, что существуют другие люди… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Сущность социальности и проблема первоначала: общественные отношения и общественное производство
  • 2. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
  • 3. Социальная структура и ее историческое развитие

Учение об обществе: ключевые проблемы социальной философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Сущность социальности и проблема первоначала: общественные отношения и общественное производство.

Социальность, говоря в самом общем виде, — это предрасположенность и способность индивидов к совместному существованию, обусловленная невозможностью выживать во внешнем мире поодиночке. [1]

Существуют в современном человеке два типа социальности, во многом сходные и как бы «страхующие» друг друга, но во многом и противоположные друг другу, даже в некоторых случаях взаимоисключающие. Это:

1) общая у человека с другими животными инстинктивная, или «зоологическая», социальность (грубо говоря, «стадность», «стайность»);

2) специфически человеческая «рациональная», юридическая или гуманная (собственно «социальность»).

Некоторое представление о различии этих типов имеет каждый культурный человек. (Это выражается и в оценочном «стадность» вместо «социальность», хотя ясно, что стадность — тоже социальность.) Однако без их чёткого и последовательного «разведения» сама категория социальности остаётся слишком неопределённой и в нашу (лучше сказать, грядущую, только начинающуюся) космополитическую и правовую эру способна скорее запутывать, чем что-то разъяснять или руководствовать. Можно провести параллельный анализ этих двух типов социальности.

Социальность является тем свойством человека, которое имеет наибольшее значение для социологии. Человек неизбежно тяготеет к обществу, поскольку он не может проявить и реализовать себя без другого человека. По сути человеку необходимо общество других людей, чтобы проявить себя человеком. Точно также все свойства человека направлены на других людей и существуют потому, что существуют другие люди. [3]

Исследования социальности может осуществляться на трех уровнях анализа: личности, группы и общества в целом.

Первое направление — на уровне личности. Центральными проблемами становятся: проблема социализации личности, формирование меры ее социальности как степени активного вхождения человека в систему социальных связей и (или) активное управление ими (построение, конструирование). Здесь традиционно выделяются такие грани социализации, как инкультурация (усвоение и трансляция культурно задаваемых особенностей, представлений, ценностных ориентаций, образцов поведения и т. д.), интернализация (изучение условий детерминант и механизмов усвоения социального опыта), адаптация (приспособление к конкретным услови ям социальной ситуации развития) и, наконец, конструирование. Мера социальности проявляется на уровне социальнопсихологической структуры личности в соотношении единичного, особенного и типичного в ее ментальности, ценностно-смысловой и мотивационной сферах, картине мира, «Я"-личности, мере интернальности-экстернальности, социально-психологической компе тентности, статусно-ролевых позициях, социальных состояниях и чувствах.

Второе направление — на уровне группы. Здесь центральными проблемами являются проблемы, касающиеся малой группы как субъекта социальности. Мера социальности малой группы проявляется в степени социальной детерминации процессов ее возникновения, групповой динамики и уровня развития. Такие социально-психологические характеристики сложившейся малой группы, как ее структура, ценностно-ориентационное единство, нормативное поведение и групповая сплоченность, а также процессы группового функционирования, проявляющиеся в межличностных отношениях и при принятии группового решения, вопросы управления группой могут быть рассмотрены со стороны меры их единичности, особенности и типичности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Д. Философия: элементарный курс: учеб. пособие. — М., 2001.
  2. В. В. История философии: учебник для вузов. — СПб., 2003.
  3. А. С., Бернацкий Г. Г. Философия: учебник для вузов. — СПб., 2006.
  4. Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений / отв. ред. В. П. Кохановский. — Ростов-на/Д, 2003.
  5. Философия: учебник / отв. редакторы В. Д. Губин и др. — М., 2001.
Заполнить форму текущей работой