Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль государства в экономическом развитии, социальная и экономическая политика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Италия, как многие другие европейские страны, прошла ряд трансформационных этапов в экономической политике. В послевоенные десятилетия она создала крупный промышленный и банковский сектор; при этом всеобъемлющей была регулирующая роль государства, в основе которой находились былые этатистские традиции, воспринимаемые обществом как нормальные. С 1980;х гг. в рамках новой экономической философии… Читать ещё >

Роль государства в экономическом развитии, социальная и экономическая политика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Италия, как многие другие европейские страны, прошла ряд трансформационных этапов в экономической политике. В послевоенные десятилетия она создала крупный промышленный и банковский сектор; при этом всеобъемлющей была регулирующая роль государства, в основе которой находились былые этатистские традиции, воспринимаемые обществом как нормальные. С 1980;х гг. в рамках новой экономической философии, привнесенной европейской интеграцией и англо-американскими монетарными моделями, значительная часть госсектора была приватизирована. При этом государство получило крупные доходы от продажи предприятий и акций (свыше 200 млрд долл. за 15 лет). В то же время итальянское правительство сохранило под государственной юрисдикцией целый ряд крупных компаний в ВПК, в энергетике, в банковской сфере — это вызвало раздражение директоров МВФ, настаивающих на внедрении своих догматических взглядов в экономическую политику Италии.

Италия, как активный участник европейской интеграции, в экономической и социальной политике руководствуется общими для всех директивами. В частности, с начала 1990;х гг. акцент делается на структурных реформах, ставящих целью модернизацию экономики и социальной сферы в общих рамках углубления процесса европейской интеграции и гармонизации национального законодательства в соответствии с нормативами Маастрихтского договора. Ключевыми направлениями этой политики были приватизация значительной части государственного сектора и бюджетно-финансовая стабилизация, соединившая в себе ряд институциональных преобразований — реформы налоговой и пенсионной системы, рынка труда, банковской системы и фондовой биржи, административного аппарата, регионального управления. Часть средств, полученных от приватизации, была направлена для погашения огромного государственного долга, накопленного за предыдущие времена. Однако, как отмечено выше, государственный сектор экономики в Италии и ныне имеет значительные позиции; он состоит из промышленных компаний, полностью или частично принадлежащих государству, активов в акционерных обществах, а также ряда банков, в том числе региональных и т. д. — всего этот сектор составляет не менее 22% всей итальянской экономики. Можно смело утверждать, что наличие этого устойчивого элемента в итальянской экономике спасло страну от более серьезного спада в условиях кризиса 2008;2010 гг.

Особенности предкризисного развития экономики

Все последние годы для экономики Италии были характерны в целом «вялая» деловая активность, низкие темпы роста ВВП, и лишь с середины 2005 г. наблюдались процессы укрепление деловой динамики: происходили рост капиталовложений и потребления, экспорт товаров и услуг. Занятость увеличивалась, медленно следуя за динамикой роста. Инфляция находилась на уровне 2−2,5%. Дефицит государственного бюджета в 2002;2007 гг. равнялся примерно 2,6% ВВП. Грянувший кризис прервал этот слабый рост и ослабил государственные финансы. Правительство стало принимать экстренные меры по спасению экономики, недопущению роста безработицы. Так, оно выделило крупные ресурсы компаниям и финансовым институтам, оказавшимся в бедственном положении, стремясь удержать экономику от более глубокого спада. Но «удержать» ситуацию оно не смогло — спад экономики в 2009 г. составил 3,2% ВВП. Отметим при этом, что объем экспорта как фактора экономической динамики в Италии продолжал падать еще до глобального кризиса, усилив негативную тенденцию в экономическом росте. При сокращении общего индекса промышленного производства Италии на 1% выпуск инвестиционных товаров снизился на 2,2%, товаров народного потребления — на 2,4%, промышленного сырья и полуфабрикатов — на 0,6%. Наибольшее сокращение выпуска продукции отмечалось в производстве промышленного оборудования (8%), изделий точной механики (6%), изделий из резины и пластмасс (4%). Во всех прочих отраслях сокращение производства составило от 1 до 6%. Неблагоприятная экономическая конъюнктура оказала негативное воздействие на состояние занятости в стране, блокировав процесс создания новых рабочих мест. Основными отраслями экономики, обеспечивающими в кризисный период расширение занятости, продолжали оставаться строительство и сфера услуг, однако темпы увеличения числа рабочих мест в них существенно снизились. В строительстве число занятых снизилось в 2009 г. на 2,5% и в сфере услуг — на 1,5%. Уровень безработицы в 2010 г. составил 11,1% самодеятельного населения Италии против 9% в 2009 г.

Спецификой Италии является масштабная неформальная трудовая деятельность, которая охватывает более 20% трудоспособного населения. На этой основе действует «теневой» сектор экономики. Самым распространенным ее видом является строительный бизнес — официально декларируемая занятость в нем составляет около 1 млн человек, на деле в этой сфере занято, по разным данным, включая сельское хозяйство, около 7 млн чел. Около 3% работающего населения — это иммигранты, в том числе из Северной Африки, а также из бывшей Югославии.

Структура бюджета: налоги, государственные доходы и расходы. Государственный бюджет в его доходной части в 2000;2008 гг. в среднем за год концентрировал 45% ВВП, в расходной части — 47,0%; в том числе в форме прямых налогов — 31,0%, косвенных — 33%, социальных отчислений — 28,5%. Главными статьями доходов были: подоходный налог (36,8% общих поступлений) и НДС (29,0%); статьями расходов: трансферты госучреждениям (34,7%), содержание персонала (22,0%) и выплата процентов по долгу (20,3%).

Через региональные и местные бюджеты в их доходной части проходит 14% ВВП, в расходной части — 15,0%; прямые налоги — 12,5%, косвенные — 33,5%, трансферты — 32,5%.

Расходы в 2009 г. достигли 800 млрд евро, дефицит увеличился более чем на 100 млрд и составил 7,5% ВВП. Государственный долг столь велик, что Италия вошла в группу PIGS (Португалия, Италия, Испания, Греция).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой