Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование форм и методов управления высшим профессиональным образованием в социально-экономических условиях России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна диссертационного исследования представляется содержанием следующих, обозначенных в работе результатов: выявлены и проанализированы особенности законодательных положений по организации управления образовательной деятельностью высших учебных заведений в социально-экономических условиях Россиипоказана социально-экономическая основа трансформации востребованности профессиональных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. 1. Государственная политика в обеспечении гарантий прав граждан РФ в области высшего профессионального образования
    • 1. 2. Особенности функционирования системы образования в социально-экономических условиях России
    • 1. 3. Эволюция рынка образовательных услуг в процессе реформирования экономики страны
  • ГЛАВА II. АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
    • 2. 1. Характерные черты и показатели состояния высшего профессионального образования в России
    • 2. 2. Особенности организации высшего профессионального образования за рубежом
    • 2. 3. Мотивационная составляющая человеческого фактора повышения эффективности системы образования
  • ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
    • 3. 1. Методология оптимизации квалификационной структуры системы высшего профессионального образования
    • 3. 2. Общие и частные критерии оценки эффективности системы подготовки профессиональных кадров высшей квалификации
    • 3. 3. Пути совершенствования организационно-методических форм управления в сфере образовательной деятельности

Совершенствование форм и методов управления высшим профессиональным образованием в социально-экономических условиях России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Анализ проводимых в России социально-экономических преобразований позволяет сделать вывод о том, что в развитии российского общества, наряду с положительными тенденциями, имеют место социальные явления, которые могут оказать отрицательное влияние на будущее всей страны.

Особую тревогу вызывает тот факт, что в Российской Федерации, объявленной Конституцией социальным государством1, не реализуются должным образом провозглашенные в основном законе права граждан на достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе и на доступное и качественное образование. Более того, нельзя не видеть, что в последние годы социальная обстановка в стране не претерпевает заметных изменений к лучшему.

Во многих регионах Российской Федерации, особенно в сельской местности, степень реализации и эффективность принимаемых мер в плане создания гражданам необходимых условий для нормального образа жизни, включая право на бесплатное общее и профессиональное образование, остаются крайне низкой. Весьма заметным в последнее время стало разочарование не только пожилых людей, но и молодого поколения, переменами, происшедшими в социальной сфере, в области социального обеспечения, медицинского обслуживания и, особенно, образования.

Огульное отрицание всех социальных ценностей и достижений доперестроечного периода и отсутствие заметного улучшения условий жизни не способствуют появлению внутренних побуждений каждой личности к мобилизации усилий на положительные результаты социального плана в ее трудовой деятельности.

Вся жизнь и работа старшего поколения, посвященная достижению лучшей доли для себя и своего потомства, по существу оказались как бы бесполезными и ненужными обществу. Молодое поколение с сожалением.

1 Ст. 7 Конституции Российской Федерации, наблюдает как абсолютное большинство граждан пожилого возраста получает мизерные пенсионные пособия, не позволяющие удовлетворить даже минимальные жизненные потребности.

Тяжелое материальное положение населения России в сочетании с утратой социальной востребованности и значимости как личности, делает жизнь молодых людей лишенной какого-либо глубокого смысла в приобретении социального статуса через профессиональное образование и последующий труд на пользу общества.

В общем и целом социально-экономические преобразования, осуществляемые в Российской Федерации, существенно повлияли на систему образования не в лучшую сторону, превратив ее в зону социального неблагополучия.

Негативные тенденции последних лет, отмечаемые многими специалистами, стали весьма заметными явлениями в жизни общества.

Особую тревогу вызывает тот факт, что выпускники общеобразовательных учреждений России конца XX и начала XXI века уступают по своим знаниям выпускникам 1970 — 1980;х годов. Подобное стало следствием явно недостаточного развития учебно-лабораторной базы вузов, а также растущей «утечки умов» в форме миграции преподавательского состава в высокооплачиваемые сферы производственной и коммерческой деятельности и их выезда за рубеж.

Резко возросло количество беспризорников и безработных молодого возраста, отсутствует должная мотивация каждого индивида к самореализации и приобретению какой-либо социальной значимости через соответствующее образование и профессиональный труд.

Все это несет реальную опасность снижения интеллектуального уровня общества на фоне утраты практического значения профессионального образования и общего неблагополучия в экономическом положении населения страны.

Принимаемые полицейские меры, направленные на борьбу со следствием, а не с причинами социальной деградации, не исправляют и не могут исправить сложившегося положения. Нужны радикальные меры социального характера, особенно в сфере высшего профессионального образования, имеющие под собой хорошую идеологическую и экономическую основу решения возникших острых социальных проблем.

Изложенное выше подтверждает острую необходимость принятия конкретных мер по совершенствованию социально-экономической стратегии государственной политики в направлении обеспечения занятости людей, создания условий должной востребованности профессионального труда, престижности и возможности получения высшего профессионального образования, приобретения каждой личностью должного социального статуса через трудовую деятельность.

Сложившаяся ситуация побудила российскую общественность, государственных чиновников и специалистов в области образования к переосмыслению отношения к образовательной системе, к политике ее оздоровления как за счет улучшения финансового обеспечения учебных заведений, так и за счет повышения качества организационно-методического обеспечения.

Разработанность проблемных вопросов сферы высшего профессионального образования.

Принятые в последние годы нормативные и законодательные акты послужили некоторым толчком к исправлению сложившегося тревожного положения в сфере образования.

Так в законе РФ об образовании1 внесены существенные поправки, позволяющие учесть многие факторы особенностей социально-экономического развития. Разработана национальная доктрина образования в.

1 Закон РФ об образовании (в ред. Федеральных законов от 13.01.96 № 12 — Ф3, а также с последующими изменениями в течении 2000 — 2005гг.). — М.: ЗАО «Книга — Сервис», 2005.

Российской Федерации1, в которой представлены основные направления развития системы образования до 2010 года.

Постановлением Правительства РФ от 05.04.2001 г. утверждено типовое положение об образовательном учреждении2, позволяющее упорядочить правовые и организационно-методические вопросы организации деятельности как государственных, так и негосударственных вузов.

В декабре 2002 г. в МГУ им. М. В. Ломоносова состоялся с участием, Президента РФ, VII съезд Российского Союза ректоров (РСР), в постановлении которого предложены меры и пути решения проблем реформирования системы образования, главное место среди которых занимает конкретизация стратегии и проведение исследовательских работ.

Заметным событием является присоединение России к Болонским соглашениям, предусматривающим формирование зоны европейского высшего образования на основе общности положений, регламентирующих организацию образовательной деятельности в европейских странах.

В последние годы усилено внимание анализу существующего положения в сфере высшего профессионального образования с выпуском.

— I статистических сборников, являющихся хорошей базовой основой для оценки ситуации.

Появились опубликованные результаты научных и практических разработок в области совершенствования принципов государственной политики в области образования, повышения качества организации образовательной деятельности как государственных, так и негосударственных вузов.

Среди отечественных публикаций нельзя не отметить труды, посвященные решению вышеупомянутых проблем таких авторов, как В. В. Дудников, А. П. Горшин, В. М. Жураковский, В. Г. Кинелев, В. Логачев, Г. В.

1 Национальная доктрина образования в Российской Федерации. — М.: МО РФ. — 2000.

2 Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования. — М., 2001.

3 Система образования Российской Федерации (сборник статистических данных) // МО РФ — M.: Госкомстат РФ. — 2000; Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. Статистический справочник НИИ ВО. — M., 2005.

Мухаметзянова, В. А. Садовничий, В. М. Серых, Э. М. Коротков, В. А. Зернов, А. Л. Ломакин, Ю. В. Васильев, В. В. Глухов, М. П. Федоров, Н. Д. Никитин и др.

Вместе с тем, многие проблемные вопросы совершенствования системы высшего профессионального образования ждут своего решения.

В отличие от других отраслей знаний, имеющих глубокие исторические традиции, проблемы, связанные с развитием и совершенствованием системы образования, особенно в условиях, сложившихся в России, относятся к недостаточно изученной области знаний. Многие из рассматриваемых проблем находятся в стадии постановки и обоснования методологических понятий, поиска моделей оценок эффективности организации управления образованием. Отсутствуют единые мнения по поводу толкования целого ряда определяющих положений и понятий особенно в части оценки качества образовательной деятельности вуза, как сложной социально-экономической системы, функционирующей в специфических условиях российского образовательного рынка.

Все вышеизложенное побудило автора работы провести диссертационное исследование по обозначенной теме.

Целью диссертационного исследования является разработка предложений по повышению эффективности и качества подготовки профессиональных кадров высшей квалификации в сложившихся социально-экономических условиях России.

Указанная цель исследований предопределила решение ряда конкретных задач, а именно:

— анализ уровня совершенства проработки и реализации государственной социальной политики в области профессионального образования на современном этапе развития общества;

— выявление особенностей структуры и функционирования основных элементов системы высшего профессионального образования в социально-экономических условиях России;

— оценка трансформации востребованности профессиональных кадров высшей квалификации в процессе реформирования экономики России;

— анализ опыта и особенностей построения системы образования в зарубежных странах;

— оптимизация квалификационной структуры системы высшего профессионального образования;

— разработка предложений по развитию направлений и форм совершенствования механизмов обеспечения доступности и качества высшего профессионального образования;

— разработка критериев оценки эффективности управления элементами системы высшего профессионального образования в России.

Объектом исследования являются организационные формы системы управления образовательной деятельностью высших учебных заведений.

Предметом исследования выступают социально-экономические отношения субъектов и объектов системы управления высшим профессиональным образованием в Российской Федерации.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды известных отечественных и зарубежных ученых, посвященные теории и практике организации образовательной деятельности в сфере профессиональной подготовки кадров высшей квалификации, указанные в перечне использованной литературы, а именно:

— законодательные и нормативные документы, регулирующие деятельность системы образования в Российской Федерации;

— опубликованные статистические данные о состоянии образования в России;

— научные статьи и диссертации по данной проблематике, опубликованные в периодической печати;

— результаты научных исследований, выполненных в Московском Экономико-лингвистическом институте (МЭЛИ) по проблемам высшего профессионального образования.

Научная новизна диссертационного исследования представляется содержанием следующих, обозначенных в работе результатов: выявлены и проанализированы особенности законодательных положений по организации управления образовательной деятельностью высших учебных заведений в социально-экономических условиях Россиипоказана социально-экономическая основа трансформации востребованности профессиональных кадров высшей квалификации в процессе реформирования экономики Россиипроведен сравнительный анализ основных организационно-правовых форм систем высшего профессионального образования в России и за рубежом с оценкой их положительного и негативного опытапредложены обоснованные направления совершенствования системы высшего профессионального образования, обеспечивающие соблюдение конституционных прав граждан в их свободном развитииразработаны критерии оценки эффективности управления элементами системы высшего профессионального образования в социально-экономических условиях России.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем и выносимые на защиту, содержатся в следующем:

— выявлены и проанализированы особенности законодательных положений и структурных форм организации и управления функционированием элементов системы российского образования в условиях реформирования экономики России;

— разработаны организационные и методические направления, способствующие реализации государственных гарантий гражданам России в плане обеспечения доступности и должного качества профессионального образования;

— определены и обоснованы пути совершенствования механизмов управления развитием элементов системы высшего профессионального образования;

— сформулированы принципы оптимизации квалификационной структуры системы высшего профессионального образования РФ;

— предложены методы учета влияния мотивационной составляющей человеческого фактора в системе высшего профессионального образования;

— обобщен и проанализирован зарубежный опыт организации образовательной деятельности с оценкой положительных сторон, рекомендованных для использования.

Практическая значимость и апробация результатов работы представляется возможностью их использования при оценке состояния отдельных и общих направлений функционирования системы высшего профессионального образования в Российской Федерации, выявлении причин низкой востребованности профессиональных кадров в экономике страны и особенно в малом бизнесе, увлечения значительной частью молодежи не приобретением знаний, а лишь получением документов о наличии у них высшего гуманитарного образования, а также использования выработанных рекомендаций по совершенствовании форм управления образовательной деятельностью высших учебных заведений.

Разработанные автором предложения и рекомендации одобрены на мезвузовских научно-методических конференциях (ноябрь 2004 г., декабрь 2005 г.), широко используются в практической работе управленческих структур ряда ВУЗов, особенно Московского Экономико-лингвистического института в плане совершенствования образовательной деятельности.

По материалам диссертации автором опубликовано 3 работы общим объемом более 2-х печатных листов.

Диссертация по своей структуре содержит: введение, три главы пояснительного текста, выводы и заключение, а также перечень использованных законодательных актов и литературных публикаций.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведенные исследования состояния и возможных путей совершенствования системы высшего профессионального образования в Российской Федерации по основным параметрам, характеризующим уровень реализации конституционных прав и государственных гарантий для граждан в плане доступности и качества их обучения, позволяют сформулировать следующие основные выводы и конкретные предложения:

1. В целом социально-экономические преобразования переходного периода 90-х годов, проведенные в Российской Федерации, не сформировали необходимую основу для дальнейшего развития системы образования в обеспечении гражданам гарантии доступности получения высшей профессиональной подготовки, повышении качества обучения и последующей востребованности выпускников в соответствующих сферах трудовой деятельности. Первопричиной данного факта является ряд существенных недоработок как в области законодательных и правовых актов, так и в части практической направленности государственной политики в области образования.

Основные их них: сокращение бюджетных ассигнований на систему образованияутрата тесной связи между потребностью народного хозяйства в профессиональных специалистах и количеством их подготовкипоявление негосударственной сферы образовательной деятельности в форме целой системы вузов, не имеющих должной учебно-материальной базы и штата преподавательского составаослабление контроля за образовательной деятельностью соответствующих учреждений со стороны Минобразованияотсутствие национальной идеи в развитии Российского общества и принижение в нем роли образования.

2. Перестройка социально-экономических отношений за годы реформирования государственного устройства во многом отразилось не лучшим образом на системе образования вообще и на развитии высшего профессионального образования в частности, что привело к утрате многих завоеванных ранее позиций по качеству подготовки специалистов на уровне мировых стандартов.

3. Зарубежный опыт (в основном США) организации образовательной деятельности в части разрешения государственным вузам, наряду с обучением студентов за счет средств федерального бюджета, проводить плановое обучение с поступлением на первый курс без вступительных экзаменов заимствован в деформированном виде и в основном лишь в части расширения возможности получить не знания, а соответствующий диплом за счет использования личных средств.

В США, Великобритании, Италии и других странах контроль направленности и качества образовательной деятельности учебных заведений производится муниципальными органами и работодателями, что исключает многие количественные и качественные диспропорции.

Особо следует подчеркнуть, что неспроста, например, в Германии, негосударственные (небюджетные федерального или земляческого уровня) вузы практически отсутствуют. Имеется, в порядке исключения, лишь один частный вуз со специфическими специальностями, осуществляющий подготовку профессионалов только по договорам.

4. Современное состояние системы образования не обеспечивает создания в государстве надежной базы роста интеллектуального потенциала общества в его социально-экономическом, научно-техническом и культурном развитии, гарантирующем гражданам уверенность в повышении уровня жизни и безопасности своего будущего.

Необходима разработка государственной политики на длительную перспективу, объединяющей экономику, образование, науку и культуру в единую систему организации труда, обучения и воспитания своих граждан на базе национальной идеи развития общества.

5. При сложившейся ситуации, по нашему мнению, даже при затрате значительных дополнительных административных ресурсов по какой-либо реорганизации учреждений образования в рамках национального проекта и внедрения квалификационных новшеств, предписанных Болонской конвенцией, существенный прогрессах в этой сфере не может быть обеспечен без пересмотра социального отношения к оценке и оплате преподавательского труда.

Общество не может развиваться гармонично без опоры на научные, технические, производственные и культурные достижения, которые формируются на базе образования. Достижений никаких существенных не будет, если даже городской дворник имеет заработную плату вдвое превышающую зарплату профессора вуза, вследствие чего последний больше думает о том, где и как, путем совместительства, еще подзаработать средств на удовлетворение простых семейных жизненных потребностей, но никак не о достижении лучшего качества учебного процесса.

6. Программа предполагаемого реформирования системы высшего профессионального образования в рамках национального проекта, выдвинутого Президентом России, на наш взгляд, в качестве основных мероприятий должна включать решение следующих неотложных актуальных задач: приведение квалификационной и организационной структуры образовательных учреждений в соответствие с необходимостью удовлетворения реальных запросов по численности и профилизации подготовки профессиональных кадров, обусловленных социально-экономическим развитием страны в настоящем и будущем. повышение ответственности должностных лиц административных органов и вузов за качество планирования и организацию выполнения мероприятий, касающихся образовательной деятельности вузов учреждений федерального и регионального уровнейусиление контроля за образовательной деятельностью как государственных, так и негосударственных вузов путем привлечения общественных организаций, образованных из представителей предпринимательских структур, региональных и муниципальных органовобеспечение государственных вузов необходимым бюджетным финансированием, позволяющим развивать и повышать качество научной и образовательной деятельности, обеспечивать достойную заработную плату преподавательскому составу, развитие и совершенствование необходимой учебно-лабораторной базы и соответствующей культурно-воспитательной инфраструктурыукрепление связи с научными организациями федерального и регионального уровня с целью проведения фундаментальных и прикладных исследований, а также тесного сотрудничества в планировании и организации подготовки необходимых профессиональных кадров высшей квалификацииусиление требовательности к лицензионным и аттестационным параметрам как государственных, так и негосударственных вузов, особенно в части наличия штатного преподавательского состава и качества имеющейся учебно-лабораторной базы, исключение практики проведения занятий в неприспособленных арендуемых помещениях, не позволяющих реализовать возможности современного технического оборудования в повышении качества и результативности обучения. всемирное расширение и развитие межрегиональных связей в образовательной деятельности вузов и учреждений, направленных на координацию мероприятий, способствующих обеспечению доступности получения высшего профессионального образования и востребованности каждого выпускника в определенных сферах трудовой деятельностипривлечение в научные и образовательные учреждения молодых перспективных кадров на базе усиления взаимодействия учреждений и специалистов в сферах образовательной, научной, профессиональной и культурной деятельности в проведении целенаправленной воспитательной работы, обеспечивающей ясность в понимании молодыми людьми цели интеллектуального развития каждой личности на базе стремления к достижению определенной социальной значимости в современном обществе.

В заключение следует подчеркнуть нашу уверенность в том, что, по крайней мере, один из четырех национальных проектов, принятых по инициативе Президента РФ, а именно — совершенствование и развитие системы образования, станет не просто очередным событием кратковременного характера, но явится актом средоточения постоянного внимания и принятия неотложных мер экономического, политического, образовательного и культурно-воспитательного характера к решению неотложных задач в сфере образования как залога всестороннего развития общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. Изд. «Омега-Л», М., 2005.
  2. Закон РФ Об образовании. М.: Книга сервис, 2005.
  3. Социальное положение и уровень жизни населения России 2004. Официальное издание Федеральной службы государственной статистики, -М., 2004.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I (от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ)-М.: ЭЛИТ-2000, 2003.
  5. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. Статистический справочник. Изд. НИИ ВО, М., 1999- - М., 2005.
  6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М.: МО РФ. — 2000.
  7. Россия в цифрах. 2005. Официальное издание Федеральной службы государственной статистики. М., 2005.
  8. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. М.: Весь мир, 2000.
  9. Прогноз потребности Российской Федерации в специалистах с высшим профессиональным образованием и структуры их подготовки до 2010 года. -М.: МГУП, 2000.
  10. Российский статистический ежегодник./Госкомстат России. 2002.
  11. Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования. М., 1998.
  12. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования. Анализ и оценка. -М.: НИИ ВО, 1991.
  13. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ. Утв. Постановлением Правительство РФ от 5 апреля 2001 г.-М., 2001.
  14. Л.И. Логика экономического роста. М.: Изд-во экономики РАН, 2002.
  15. Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления ВУЗом. С/Пбг, 2004.
  16. В.В. Менеджмент сферы образования. М., 1999.
  17. Л.И. Системы, стандарты, практика подготовки профессиональных менеджеров в зарубежных странах. М.: Книжный мир, 1998.
  18. А.П. Прогноз (о перспективах образования в России) // Высшее образование в России. 2000. — № 4.
  19. В.И. Финансово-экономические отношения в образовании // Педагогика. 2001. — № 1.
  20. В.М. Высшая техническая школа в России и странах мирового сообщества. -М.: Техполиграфцентр, 1999.
  21. В.М. О проблемах высшего образования в России // Развитие образования и науки на пороге XXI века. М., 1999.
  22. Инновации в российском образовании: Высшее профессиональное образование. М.: МГУП, 1999.
  23. В.Г. Контуры системы образования XXI века // Информатика и образование 2000. — № 5.
  24. Ю. Маркетинг образовательных услуг // Высшее образование в России. 2000. — № 5.
  25. А.Л. Конкурентоспособность негосударственного гуманитарного ВУЗа в сфере образовательной деятельности. М.: «Диалог-МИФИ», 2004.
  26. В.И. Система качества образовательных услуг // Высшее образование в России. 2001. — № 1.
  27. В.И. Личность и профессия. Психологические аспекты формирования. М., 2000.
  28. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие. / Под. ред. А. П. Егошина. Н/Новгород: НИМБ, 2004.
  29. Г. В. Современная высшая школа: состояние и тенденции развития. Казань, 1998.
  30. А.Л. Проблемы организации негосударственного высшего образования за рубежом и в России // Юбилейный сборник трудов МЭЛИ. -№ 4. М., 2005.
  31. Н.П. Маркетинг образования. М.: жизнь и мысль, 2001.
  32. В.А. Высшая школа России. Ориентиры на будущее. // Бюллетень Минобразования РФ. 2001. — № 8.
  33. В.М. Введение в теорию образовательного права. Монография (Под. ред. Член-корр. РАО В. И. Ерошина. М.: институт управления образования. 2002.
  34. Система образования Российской Федерации (Сборник статистических данных) / МО РФ. М.: Госкомстат РФ, 2000.
  35. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под. ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998.
  36. И.К. Качество образования категория фундаментальная // Высшее образование в России. — 2000. — № 2.
  37. В.М. Высшая школа России перед вызовами XXI веке // Высшее образование в России. 2000. — № 2.
  38. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Ф Лита, 1999.
  39. Н., Каган В. Высшая школа XXI века: проблема качества // Высшее образование в России. 2000. — № 1.
  40. В., Геворкян Е. О видах высших образовательных учреждений // Высшее образование в России. 2000. — № 3.
  41. В., Геворкян Е. О процедуре комплексной оценки ВУЗа // Высшее образование в России. 2001. — № 1.
  42. В.П., Хорошенков М. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования.-М.: Роспедагенство, 1998.
  43. Экономика труда. РАГС при Президенте РФ. М., «Экзамен», 2004.
  44. Г. А. Образование должно формировать личность. М., 1987.
Заполнить форму текущей работой