Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса: На материалах федерального курорта Анапа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные в диссертации методики, системы, модели ориентированы на решение стратегических задач повышения конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса. Результаты исследования могут использоваться администрациями федеральных курортов при формировании и оценке своих конкурентных позиций… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Научно-практические аспекты развития теории конкурентоспособности в санаторно-курортном комплексе
    • 1. Сущность и особенности формирования конкуренции в сфере услуг
    • 2. Основные подходы к анализу и управлению качеством санаторно-оздоровительных услуг
    • 3. Социально-экономическое обоснование механизмов повышения конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса
  • ГЛАВА 2. Формирование стратегии управления качеством и конкурентоспособностью санаторно-курортного комплекса
    • 1. Санаторно-курортный комплекс Анапы в рекреационном регионе Краснодарского края
    • 2. Анализ комплексной отечественной системы управления качеством санаторно-оздоровительных услуг
    • 3. Выбор стратегии конкурентоспособности на основе повышения качества санаторно-оздоровительных услуг
  • ГЛАВА 3. Организационно-экономическое обеспечение повышения конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса региона
    • 1. Система международного и отечественного нормативно-правового регулирования менеджмента качества санаторно-оздоровительных услуг
    • 2. Построение структурной модели менеджмента качества при стратегическом управлении конкурентоспособностью санаторно-курортного комплекса
    • 3. Экономическое обеспечение повышения конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса г. Анапа

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса: На материалах федерального курорта Анапа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Санаторно-курортный комплекс в современном мире рассматривается как социально-экономическое явление, оказывающее прямое и опосредованное влияние на развитие всей связанной с ним инфраструктуры. Поэтому современный отечественный санаторно-курортный комплекс должен базироваться на высоком уровне развития транспорта, социальной сферы и сферы услуг, что, в конечном счете, может привести его в высокодоходную отрасль экономики. На международном же уровне санаторно-курортный комплекс, представленный как оздоровительный туризм, является наиболее перспективной сферой деятельности, имеющей важное значение не только в плане экономического роста, валютных поступлений и увеличения занятости, но также для экологического, культурного и социального сознания, укрепления мира и признания международного сотрудничества.

По оценке Всемирной туристской организации потенциальные возможности туристско-рекреационного комплекса в нашей стране используются лишь на 20 процентов. К примеру, при увеличении вдвое за 20 022 004 годы количества отечественных и иностранных туристов, посетивших Краснодарский край, объемы потребления ими санаторно-оздоровительных и туристских услуг увеличились лишь на 40 процентов, что свидетельствует о низком качестве предоставляемых услуг и нереализованных возможностях санаторно-курортной отрасли и туризма.

Поэтому стратегия развития курортов и туризма в Южном федеральном округе должна быть ориентирована на обеспечение их долгосрочной доступности и конкурентоспособности на основе рационального использования курортно-рекреационного потенциала. Свою приоритетность должны сохранить такие направления рекреации, как санаторно-курортное лечение на существующей бальнеологической базе, приморские виды оздоровления и отдыха и все виды туризма.

Все это свидетельствует о необходимости комплексного рассмотрения проблем формирования стратегии и повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций.

Степень изученности проблемы. Проблемы формирования стратегии повышения конкурентоспособности фирмы на туристском рынке в России являются недостаточно изученными. В особенности это касается санаторно-курортной сферы, в которые рыночные методы хозяйствования внедряются относительно недавно.

В зарубежной экономической литературе вопросы конкурентоспособности в различных отраслях народного хозяйства исследованы в работах И. Ансоффа, М. Армстронга, Ф. Котлера, Ж.-Ж. Ламбена, Д. Мильгрома, А. Оуэна, Р. Уотермена и других ученых. В этих работах рассмотрены основные вопросы формирования конкурентоспособности организаций и результатов их деятельности, выработаны различные методические подходы к оценке их конкурентоспособности.

В отечественной практике общими вопросами конкурентоспособности в разные годы занимались С. Авдашев, В. Андрианов, Е. Голубков, П. Завьялов, В. Мишин, Н. Моисеева, Р. Нестерова, Р. Фатхутдинов, П. Шихова, А. Юданов и др.

Вопросы конкурентоспособности организаций санаторно-курортного комплекса рассматриваются в работах М. Амирханова, С. Берлина, А. Ветитнева, А. Варваштяна, А. Дымченко, Д. Исмаева, Н. Кабушкина, В. Квартального, В. Криворучко, Л. Криворучко, Н. Моисеевой, В. Нелюбина, Г. Папиряна, В. Скрыпкина, П. Чуваткина, С. Шпилько и др.

Однако, несмотря на значительные в этой области исследования, в экономической литературе методы и механизмы повышения конкурентоспособности как санаторно-курортных организаций, так и производимого ими продукта изучены только на уровне общих подходов.

Поэтому необходимость дальнейших исследований в данной области предопределила выбор темы и структуру исследования.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальности ВАК. Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услугрегиональная экономика)» п. 5.17. «Региональное стратегическое планирование» п. 15.103 «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка», 15.115. «Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг» паспорта специальностей ВАК (экономические специальности).

Целью исследования является формирование стратегии повышения конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса в современных условиях.

Достижение этой цели предполагает постановку и решение следующих основных задач:

— изучение сущности, механизма и критериев эффективной конкуренции на рынке санаторно-оздоровительных услуг, выделения приоритетных проблем, возникающих перед санаторно-курортными организациями в условиях формирования рыночных отношений;

— обоснование критериев и механизмов повышения конкурентоспособности отечественного санаторно-курортного комплекса;

— разработка и реализация методики оценки санаторно-курортного комплекса с позиций уровня конкурентоспособности предоставляемых санаторно-оздоровительных и других сервисных услуг;

— формирование методологической базы для использования отечественных отраслевых и международных стандартов менеджмента качества в отечественный санаторно-курортный комплекс;

— обоснование мер по управлению конкурентоспособностью регионального санаторно-курортного комплекса с учетом авторского подхода к определению факторов ее повышения и предлагаемой методики оценки конкурентоспособности санаторно-курортной организации.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, связанные с формированием и повышением конкурентоспособности регионального санаторно-курортного комплекса.

Объектом исследования является санаторно-курортный комплекс Краснодарского края, в том числе федерального курорта Анапы.

Теоретическая и эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование основано на фундаментальных разработках отечественных и зарубежных ученых по вопросам формирования, оценки, повышения и управления конкурентоспособностью в сфере услуг. Информационно-документальной базой исследования являются законодательные акты РФ и Краснодарского края, решения и нормативные акты Правительства РФ, материалы органов государственной статистики, данные отчетности санаторно-курортных организаций, а также собственные расчеты автора.

Методы исследования. В диссертации, в рамках системного подхода, использовались различные методы и приемы экономических исследований: сравнительный, индексный, графический, динамический, группировок, экспертных оценок, моделирования, маркетинговых исследований, корреляционно-регрессионный анализ.

Научная новизна диссертационной работы заключается в комплексном подходе к разработке и обоснованию стратегии повышения конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса региона. Конкретное приращение научного знания характеризуется следующими положениями:

— уточнены понятие конкуренции в санаторно-курортном комплексе, рассматриваемое не как соперничество, а как экономические взаимосвязи санаторно-курортных организаций с определенной целевой направленностью, и понятие качества санаторно-оздоровительных услуг, представленное не только как соответствие определенным стандартам, но и как способность удовлетворять требования и желания потребителей, которые позволяют более строго определить конкурентную позицию санаторно-курортной организации на рынке;

— сформированы критерии качества санаторно-оздоровительной услуги, включающие надежность, безопасность, своевременность, взаимопонимание с потребителем, очевидность, и на основе этого предложен ряд расхождений (незнание ожиданий клиентов, неправильные внутренние стандарты качества, несоответствие услуг международным и национальным стандартам, несоответствие обещаний действительности, несоответствие восприятия предоставляемой услуги ожиданиям клиентов), который дает общее представление о качестве санаторно-оздоровительных услуг на основе различий между ожиданиями клиентов и тем, что они получили;

— определены приоритетные социально-экономические и экологические факторы, способствующие развитию санаторно-курортного комплекса (курортная инфраструктура, природные ресурсы, психологический климат региона, цена на услуги, источники финансирования, экология, влияние других регионов), определяющие рыночные позиции региона и характеризующие его конкурентоспособность;

— предложена и сформирована система показателей качества санаторно-курортного комплекса (материально-техническая база, кадровый потенциал, структура и система управления, уровень использования имеющихся возможностей, результаты и эффективность), разработана методика выбора стратегии конкурентоспособности, основанная на оценке существующей системы качества санаторно-курортного комплекса и принятии на основе этого необходимых мер его совершенствования, включающая в себя использование двух взаимосвязанных показателей (оценки конкурентоспособности курортного региона с точки зрения потребителей и оценки конкурентоспособности курортного региона с точки зрения соответствия стандартам);

— разработана теоретическая модель использования системы менеджмента качества в санаторно-курортном комплексе, представляющая собой моделирование общего процесса системы менеджмента качества с определением его взаимодействия с процессами внешних сторон, которая позволяет обеспечить управление процессами системы менеджмента качества;

— сформулированы основные организационно-экономические решения в управлении конкурентоспособностью предприятий санаторно-курортного комплекса г. Анапы (оптимизация ценовой политики, особенно в межсезонье, формирование новой санаторно-оздоровительной услуги с учетом различных критериев и характеристик, создание брэнда курорта, привлечение к финансированию путевок медицинского страхования, формирование разумной налоговой и кадровой политики), позволяющие реализовать стратегию повышения конкурентоспособности санаторно-курортной отрасли на основе ценовой политики и внедрения отечественных отраслевых и международных стандартов менеджмента качества.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные в диссертации методики, системы, модели ориентированы на решение стратегических задач повышения конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса. Результаты исследования могут использоваться администрациями федеральных курортов при формировании и оценке своих конкурентных позиций на отечественном и международном рынках, проведении эффективной политики конкурентоспособности, а также при разработке концепций и конкретных программ повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций и курортно-туристских регионов в целом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и основные положения диссертационной работы обсуждались на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях и семинарах в гг. Сочи, Анапа, Волгоград, Кисловодск, Красноярск, Московская область в 2004;2005гг.

Основные положения диссертации использованы рядом санаторно-курортных организаций г. Анапа, а также в учебном процессе при разработке программ и чтении учебных курсов «Управление качеством»,.

Предпринимательство в сфере услуг", «Менеджмент и маркетинг в санаторно-курортной сфере» и др.

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 6 работ общим объемом 13,43 пл., в том числе автора 3,57п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Текст диссертации изложен на 153 страницах, включает 10 таблиц, 10 рисунков. Список использованной литературы включает 170 источников.

Заключение

.

Таким образом, анализ социально-экономических предпосылок формирования стратегии повышения конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса, проведенный в диссертационной работе, позволяет сделать вывод, что, конкуренция есть продукт развития рынка, объективное следствие его функционирования. В этом смысле конкуренция субординирована, подчинена рынку. Раз, возникнув, она оказывает мощное обратное воздействие на рынок, предопределяя неизбежность его эволюции от низших форм к высшим, что, в свою очередь, способствует прогрессирующему развитию самой конкуренции, ее форм и методов, проявлению на определенном этапе ее развития маркетинга как эффективного инструмента конкурентной борьбы.

Конкуренция в сфере услуг, в частности санаторно-курортном комплексе, обладает своими характерными особенностями, обусловленными прежде всего сложностью внедрения конкурентных отношений между организациями данной сферы. Но все же в последнее десятилетие идет постепенный переход организаций сферы услуг на рыночные методы хозяйствования, что влечет за собой необходимость анализа различных форм и методов конкуренции с целью обеспечения эффективного функционирования сферы услуг, которое в свою очередь основано на качестве предоставляемых услуг.

При этом под качеством нами понимается все количество особенностей и характеристик продукта или услуги, которое простирается на его способность удовлетворять данные потребителя. Этим определяется важность категории качества при формировании стратегии повышения конкурентоспособности как услуг, так и всей организации. Ни одна организация не сможет победить конкурентов, если ее услуги не обладают тем качеством, которое хочет покупатель. В связи с этим в работе предложены два вида критериев: критерии качества услуги со стороны производителей и критерии качества услуги со стороны потребителей. При этом очевидно, что для завоевания рынка и повышения конкурентоспособности наиболее важными выступают критерии, сформулированные покупателями. 1 # Кроме того, сопоставление указанных видов критериев позволило автору сформировать так называемую модель «расхождений», представляющую собой модель общего представления о качестве услуг на основе различий между ожиданиями клиентов и тем, что они получили.

Исследовав существующие методы оценки конкурентоспособности в работе представлена факторная социально-экономическая и экологическая, модель курортного региона, которая определяет рыночные позиции региона и характеризует его конкурентоспособность.

Наряду с этим в диссертационном исследовании автором предложена ф методика, выбора стратегии конкурентоспособности, основанная на оценке существующей системы качества санаторно-оздоровительных услуг и принятии на основе этого необходимых мер их совершенствования с использование двух основных показателей оценки конкурентоспособности с точки зрения потребителей и с точки зрения соответствия стандартам.

С другой стороны анализ существующей в Российской Федерации нормативно-правовой базы системы управления качеством показал, что она 1 достаточно обширна. Однако для выхода отечественной санаторно-курортной сферы на международный рынок недостаточно только лишь отечественных ф стандартов, необходимо применение общепризнанных мировых стандартов менеджмента качества.

В целом, предлагаемая стратегия повышения конкурентоспособности санаторно-курортного региона позволяет:

— оценить перспективы развития действующего региона и тех стратегических зон, на которые регион желает получить выход;

— оценить влияние возможного изменения во внешней среде на перспективы деятельности курортного региона;

— разработать комплекс стратегий качества для каждого санаторно-курортного комплекса и каждой стратегической зоне его функционирования;

— оценить собственные возможности улучшения качества санаторно-курортной организации;

— сопоставить имеющиеся возможности с критичным для реализации стратегии;

— выбрать те стратегические зоны действия, которые отвечают миссии и возможностям курортного региона.

Комплексное использование предложенных методик оценки и повышения конкурентоспособности позволит руководству санаторно-курортного комплекса любого региона решить ряд мер, направленных формирование и реализацию эффективной стратегии повышения конкурентоспособности региона на национальном и международном рынках.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М., Татаринов, А А., Трусов А. Д. Экономические проблемы развития рекреационных регионов.- М.: Экономика, 2002.-141 с.
  2. В. Конкурентоспособность России в мировой экономике/ Экономист, 10.- 1997.
  3. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика, 1991. 120 с.
  4. И. Новая корпоративная стратегия. Теория и практика менеджмента. Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского СПб: Изд-во «Питер», 1999−416 с.
  5. Т.Н., Сердобольская И. О. Развитие санаторно-курортного комплекса и туризма в курортном районе.- Санкт-Петербург// СПб, 2004 г -с.201−210.
  6. Ю.Н., Воробьев A.C. Вычислительные аспекты имитационного моделирования при обосновании требований к функционированию системы управления / Сб. научных трудов. Университет РвиА.-Спб, 1999. 65 с.
  7. С.И. Экономический потенциал рекреационной зоны Краснодарского края: социально-экономическое состояние и прогноз развития. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. 57 с.
  8. С.С., Петров А. Н., Сигов В. И. Стратегия социально-экономического развития районных центров России. — М.: Пресс-сервис, 1997. —152 с.
  9. М.А., Самарина JI.B. Стратегический менеджмент. Сочи-СГУТиКД, 2000. 150 с.
  10. К. Основы стратегического менеджмента. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.398 с.
  11. Брэддик. Менеджмент в организации. М., Инфра-М., 2004. 375 с.
  12. B.B. Сбытовая и маркетинговая деятельность. М.: «Экзамен», 2001.-224с.9 13. Ветитнев A.M. Изучение конкурентов и определениеконкурентоспособности санаторно-курортных организаций // Агрокурорт. -2001. № 2. -С.5 — 15.
  13. A.M. Технологии маркетинга и менеджмента в системе управления курортными организациями. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.-230с.
  14. О.С. Стратегическое управление: Учебник. — М.: Гардарика, 1998. 290 с.
  15. A.B. Принципы современного менеджмента качества в деятельности по сертификации систем управления. Стандарты и качество. № 5−6,• 2001.-С. 142−144.
  16. A.B., Марцынковский O.A., Шеханов Ю. Ф. Еще раз о внедрении процессного подхода в системах менеджмента качества/ Методы менеджмента качества. № 8,2002 г., — с. 15−19.
  17. A.B., Марцынковский O.A., Шеханов Ю. Ф. Системы менеджмента качества и процессный подход/ Методы менеджмента качества. № 2, 2001 г. с. 4−7,
  18. И.Б., Зорин И. В., Ильина E.H. Основы туристской деятельности М.: Российский международный институт туризма. — М.:1999. 282 с.
  19. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/О.П.Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин:под ред. О. П. Глудкина. М.: Горячая линия — Телеком, 2001.-600 е.: ил.
  20. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. М: Дело, 1991. — 320 с.
  21. В.И. Структура туристской деятельности и проблемытерминологии в туризме // Научные проблемы туризма и отдыха. 1989. — № 5. 1. С. 43−51.
  22. Н.Ф. Санаторно-курортная деятельность как отрасль индустрии гостеприимства // Курортные ведомости. 2001. — № 6. — С. 4−6.
  23. З.М. Экономика туризма: Учеб. практ. пособие, 2-е издание. Мн.: БГМУ, 2001.
  24. Голубков Е.П.: «Маркетинг» (словарь) — Москва, «Экономика», 1994 г.
  25. А., Павленко Ю., Френкель А. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике//Вопросы экономики, 1995, № 11.
  26. ГОСТ Р ИСО 9000−2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь-
  27. ГОСТ Р ИСО 9004−2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности-
  28. Гостиничное хозяйство России. Год 1997, Туристический бизнес. № 7, август 1998 г.
  29. И.И., Григорьев К. И., Климатооздоровительные ресурсы России и пути использования их в санаторно-курортной практике // Вопросы курортологии, физеотерапии и лечебной физической культуры. — М., 1994., с. 41−45.
  30. Д. Процессы управления стратегическими изменениями. Хрестоматия «Управление изменением». — М.: МЦДО «ЛИНК», 1996, с. 55- 61.
  31. М.В. Основы технологии туристского бизнеса. М.: «Ось• 89», 1999.- 192с.
  32. E.H. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М., 1991. 280с.
  33. В. И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. — Малаховка, 1994.
  34. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг» 1998. 279 с.
  35. П. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал. 2004. — № 12. — с. 50 — 55.1 # 43. Закутана ГП., Кедровская Л. Г., Шумов Ю. А. Информационноеобеспечение конкурентоспособности продукции. М., 1998.
  36. А.Г. Проблемы законодательства в сфере реализации санаторно-курортного продукта//Курортные ведомости. 2002. — № 5. -С.6−7.
  37. Н.В. Моделирование стратегии развития предприятия в условиях рыночной экономики. — М.: Экономика, 1993. 78 с.
  38. И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме.
  39. . М., РМАТ, 1997 г.
  40. Д.К. Основы стратегии и планирования в иностранном туризме.— М., Луч, 1994. 108 с.
  41. ИСО 19 011: 2002 Руководящие указания по аудиту систем1 менеджмента качества и / или /систем экологического менеджмента-
  42. Итоги социально-экономического развития города Сочи за 4 года ф (2001−2004гг.) / Черноморская здравница, 2005, 2 февраля.
  43. К.М.Рахлин. Методология измерения в системах менеджмента качества. В сб.: Мониторинг и измерение по ИСО 9000:2000. Серия «Все о качестве. Отечественные разработки». Выпуск 11, 2001 М.: НТК Трек, 2002. — с. 8−17.
  44. Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 1999. — 644с.
  45. Н.И., Бондаренко Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. пособие. Мн.: ООО «Новое знание», 2000.-216 с.
  46. Т.М., Каретников C.B. Конкурентоспособность фирм. -Челябинск, ЧГТУ, 1996.• 56. Карлоф Б. Деловая стратегия.- М.: Экономика, 1991. 287 с.
  47. Г. А. Экономика и управление в сфере туризма. Часть 1 : — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. 309 с.
  48. В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002.-320с.
  49. Конкурентоспособность российской промышленности. М.: Торгово-промышленная палата РФ., 1996.
  50. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учеб. пособие для вузов / С. В. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов и др.-Под ред. А. Г. Цыганова.• М.: Логос, 1999. 368 е.: ил.
  51. Концепция развития международного туризма в Москве до 2005 года. — М., Туринфо, № 5 от 15 декабря 1995.
  52. Ю.Г. Стратегический маркетинг и проблемы создания сложных технических изделий // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — № 3. —С. 3—10.
  53. Котлер Филип: «Основы маркетинга" — Москва, «Бизнес книга», 2003.
  54. Ф., Армстронг Г., Сондерс Д. и др. Основы маркетинга/ Пер. с англ. — 2-е европейское издание. — М.- СПб.- К.: Издательский дом «Вильяме»,• 2000. —944 с.
  55. В.И. и др. Государственное регулирование санаторно-курортной сферы и туризма в условиях рыночной экономики. Москва Сочи, 2001.-76с.
  56. В.И. Перспективы курортного дела в России // Курорт, сервис, туризм 2001. — № 1. — Стр. 3−7.
  57. В.И., Бондаренко В. Н., Криворучко Л. В., Белоножкин Ю. Н. Рыночный механизм управления санаторно-курортной сферой. М.: Финансы и статистика, 2003.-176 с.
  58. В.И., Новикова В. Г. Профессиональные стандарты и сертификация специалистов службы гостеприимства санаторно-курортных игостиничных комплексов: Часть 1. Сочи: ИПК рук. раб-ков и спец. курортного дела, 2000. — 70с.
  59. Криворучко J1.B. Маркетинг и логистика в системе государственного управления санаторно-курортной сферой. Сочи, 2000. 121 с.
  60. JI.B. Многообразие форм собственности как экономическая основа функционирования рынка туристско-рекреационных услуг//Социально-экономические проблемы развития курортов России. Отв. редактор П. П. Чуваткин. Сочи: СГУТиКД, 1999, — с.9−11.
  61. JI.B., Криворучко В. И. и др. Маркетинг и логистика в системе государственного управления санаторно-курортной сферой. Сочи: ИПК рук. раб-ков и спец. курортного дела. 2000. — 116с.
  62. Л.В., Криворучко В. И. Отношения собственности и формы хозяйствования в туристско-рекреационной сфере в условиях формированиярыночных отношений // Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды. Выпуск 2. СПб., 1997. — С. 101 — 104.
  63. Криворучко J1.B., Скрыпкин А. П. Экономика и туризм: механизм взаимодействия и развития в условиях рынка. Азов.: Изд-во ООО «ГИВЦ».• 2000.- 185с.
  64. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1992.
  65. Курортно-туристический комплекс как объект управления/Под ред. д.э.н. проф. Г. А. Карповой. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.-146 с.
  66. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края. Стат. сборник., Краснодарский краевой комитет государственной статистики, Госкомстат России, Краснодар 2003. 96с.
  67. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейскаяф перспектива/Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996.
  68. В.В. Механизм государственного стратегического регулирования рекреационной деятельности в регионе. Брошюра. — СПб.: ИСЭП РАН, 1998. 64 с.
  69. А.Я., Новиков A.B., Смнрнягин Л. В. Региональная стратегия России / Регионы: экономика и социология. — 1994, № 3, с. 27−56.
  70. О.В., Рудник Б. Л. Шишкин C.B. Государство инегосударственные некоммерческие организации. Формы поддержки и сотрудничества. Анализ практики и реализации. — М., 1997. 97 с.
  71. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. С англ. М., «Дело», 1997 г. ф 86. Мельник М. В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. —
  72. М.: Финансы и статистика, 1990. 89 с.
  73. Менеджмент систем качества: Учебное пособие М. Г. Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др.-М.: ИПК «Изд-во стандартов», 1997.
  74. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. М.: ф Финансы и статистика, 2001. -288 е.: ил.
  75. Методические указания по пункту «Требования к документации» в ИСО 9001:2000 ISO/TC 176/SC 2N 525R
  76. Д. А., Оценка конкурентоспособности экономических технологий Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», 1999, № 2
  77. В.М. Менеджмент качества и конкурентоспособности продукции: Учеб. пособие. -М.:ГАУ, 1993.
  78. В.М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов.
  79. М.:ЮНИТИДАНА, 2000.-303 с. ф 94. Моисеева Н. К. Стратегическое управление туристической фирмой:
  80. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. — 208 е.: ил.
  81. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М: Внешторгиздат, 19 993. -304 с.
  82. МС ИСО 9004:2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
  83. В.В., Ирисова Т. А. Рекреационная сущность санаторно-курортного дела // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 8 .- С. 50.53.
  84. Р.В. Оптимальное управление конкурентоспособностьюфирмы и его критерии СПб.: Наука, 1996.
  85. Р.В., Барченко Н. М. Развитие конкурентоспособностифирмы как результат эффективного использования потенциала М.: «Система», 1997.
  86. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория.
  87. Маркетинг. Финансовый менеджмент / Под ред. проф. В. М. Власовой — М.:
  88. Финансы и статистика, 1994. — 496 с.
  89. А. Как осуществлять стратегию/ Хрестоматия «Управление изменением». — М.: МЦЦО «ЛИНК», 1996. С. 141−149.
  90. Г. А. Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме. М.: Финансы и статистика, 2000. — 160 е.: ил.
  91. Перекалина Н.С.: «Качество в системе маркетинга», Москва, «Система», 1992 г.
  92. Перекалина Н.С.: «Современный маркетинг» («Деловой визит» № 13) — Москва, 1995 г.
  93. Постановление Госстандарта России «Об утверждении правил по проведению сертификации в Российской Федерации» от 10.05.2000 г. № 26.
  94. Постановление Госстандарта России «Об утверждении правил проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации» от 22.04.1999 г. № 18.
  95. Проблемы и программы туристско-рекреационного использованияприродного и историко-культурного потенциала в регионах России. — В сб. научных трудов. — М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. — М., 1995.
  96. ИЗ. Прогноз развития международного туризма до 2005 года. — Туристская деловая газета, № 1, 1994.
  97. Распоряжение Правительства РФ «Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года» от 11.07.2002 г. № 954-р.
  98. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Отв. ред. Б. М. Штульберг. — М.: Наука, 1993. 73 с.
  99. Рекомендации по стандартизации Р 50.1.05/2005 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Временный порядок сертификации производств с учетом требований ГОСТ Р 9001−2001-
  100. И.А., Шишкин C.B. Экономическая политика в социально-культурной сфере: проблемы и перспективы / Экономика и математические методы. — 1997. Т. 33. Выпуск 1.
  101. A.A. О системе сертификации санаторно-курортныхtучреждений//Курортные ведомости. 2001. -№ 6. — с.8−9.
  102. Ю.Б., Шустов B.B. Конкуренция: реалии и перспективы. М.: Знание, 1990.
  103. Рыночная экономика. Том 1. Теория рыночной экономики. Ч. 1. Микроэкономика. М. Соминтэк. 1992. 340с.
  104. Санаторно-курортный комплекс в системе народного хозяйства России. М.:Наук, 1995.
  105. А.Г., Латышев М. В. Сертификация. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 248с.
  106. Сертификация санаторно-оздоровительных услуг: Часть 1 Санаторно-оздоровительные услуги (Стандарты СТП 33.1−5-2001). Москва-Сочи: ИПК рук. раб-ков и спец. курортного дела. — 2001. — 48с.
  107. РРиСКДСиТ, Сочинский институт курортной рекреации и гостеприимства. М.: Советский спорт, 2005.
  108. В.В., Формирование организационной культуры экономических систем.- Проблемы теории и практики управления. 1995, № 1, с.70−73.
  109. H.H. Стратегическое управление. М.: «Приор». 2000. 282с.
  110. С., Палий И. Денежная оценка рекреационных ресурсов// Маркетинг. 2001. — № 2 — с. 103−110.
  111. Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах».
  112. Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. — М.: Прогресс, 1988.
  113. Управление и организация в сфере услуг. Теория и практика. К.Хаксевер., Б.Рендер., Р. С. Рассел., 2002 Санкт-Петербург.
  114. P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000.
  115. P.A. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. — М.:ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 1998. -416 с.
  116. Федеральная программа развития туризма в России. Бюроинформации по туризму «ОН-ЛАЙН». — М., 1996.
  117. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие города-курорта Сочи на период до 2010 года», Москва, 1996.
  118. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г.
  119. Федеральный закон «О техническом регулировании в РФ» № 184-ФЗ от 27.12.2002 г.1 139. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
  120. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
  121. И.В., Кураков Л. П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. — М.: Пресс-сервис, 1998.
  122. P.A., Иванова Л. В. Об основных направлениях развития курортного дела в Российской Федерации//Курортные ведомости. 2002. — № 5. -с.2−5.
  123. А. Курс предпринимательства: Практическое пособие. Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993.
  124. А.Д. Анализ основных показателей деятельности лечебно-профилактических учреждений Российской Федерации в 1995 г. — Здравоохранение, 1996, № 11, с. 151−153.
  125. П.П. Особенности и социально-экономическая направленность стратегического управления здравоохранением региона. — СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
  126. П.П. Стратегическое управление развитием здравоохранения. — СПб.: СПбГУЭФ, 1999.
  127. ШиховаП.З. Достижение конкурентных преимуществ во внешней торговле, Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», 1999,№ 4
  128. С.П. Курортный рубикон II // Курортные ведомости № 3 (18) 2003, с.2−1.
  129. Экология, здоровье, курорты, туризм. Словарь справочник/ В. И. Криворучко, JI.B. Криворучко, А. В. Островерхое, И. П. Лебедева. М.: Медицина, 1997.-224с.
  130. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Тандем, 1998.
  131. И.В. К вопросу о перспективах и проблемах развития санаторно-курортной отрасли//Курортные ведомости. 2001. -№ 5.- с.9−10.
  132. Aaker David A., Myers John G. Advertising Management. Prentice-Hall International, Inc., 1987.
  133. Baumol W.J., Panzar J.C., Willing R.D. Contestable Markets: An Uprising in the Theory of Industrial Structure. 1982.
  134. Brandenburger A.M., Nalebuff B.M. Co-opetition.-N.Y.: Doubleday, 1996.
  135. Carson, R., The Optimal Size of the Competitive Firm. Journal of Economics and Business. February 1984.
  136. Hal, Hamel G. Leading the Revolution. Harvard Business School Press. Boston (Mass.):-2000.
  137. Hoover, E.M. An Introduction to Regional Economics. 2nd Ed., New York: Alfred A. Knopf, 1975.
  138. Hyman David N., Modern Microeconomics, Analysis and Applications, North Carolina State University, Second Edition. 1992.
  139. ISO 9000−1:1994, Quality management and quality assurance standards — Part 1: Guidelines for selection and use. Стандарты на менеджмент качества и обеспечение качества. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению.
  140. ISO 9001:2000, Quality management systems — Requirements. Системы менеджмента качества. Требования.
  141. ISO 9004:2000, Quality management systems — Guidelines for performance improvement. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
  142. Kanter R.M. Evolve! Succeeding in the Digital Culture of Tomorrow.-Harvard Business School Press. Boston (Mass.): 2001.
  143. Kotler Philip. Marketing Management. Analysis, Planning, Implementation, and Control. Prentice Hall, 2004.
  144. Lancaster, Kelvin, Consumer Demand: A New Approach, North Scituare, Mass.: Duxbury Press, 1979.
  145. McCloskey, Donald N., The Rhetoric of Economics, Madison, Wis.: University of Wisconsin Press, 1985.
  146. Minzberg Henry, Quinn James Brian, The Strategy Process. Concepts, Contexts, Cases: New Jersy, Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1991.
  147. Moore J.F. The Death of Competition. N.Y.: Harper Business, 1996.
  148. Porter M. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. -N.Y.: Free Press. 1985.
  149. Porter M.E. On competition and strategy// — A Harvard Business Review Paperback, 1991.
  150. Treacy M., Wiersema F. The Discipline of Market Leaders. Reading (Mass.), 1995. L
Заполнить форму текущей работой