Формирование стратегии повышения конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса: На материалах федерального курорта Анапа
Диссертация
Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные в диссертации методики, системы, модели ориентированы на решение стратегических задач повышения конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса. Результаты исследования могут использоваться администрациями федеральных курортов при формировании и оценке своих конкурентных позиций… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Научно-практические аспекты развития теории конкурентоспособности в санаторно-курортном комплексе
- 1. Сущность и особенности формирования конкуренции в сфере услуг
- 2. Основные подходы к анализу и управлению качеством санаторно-оздоровительных услуг
- 3. Социально-экономическое обоснование механизмов повышения конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса
- ГЛАВА 2. Формирование стратегии управления качеством и конкурентоспособностью санаторно-курортного комплекса
- 1. Санаторно-курортный комплекс Анапы в рекреационном регионе Краснодарского края
- 2. Анализ комплексной отечественной системы управления качеством санаторно-оздоровительных услуг
- 3. Выбор стратегии конкурентоспособности на основе повышения качества санаторно-оздоровительных услуг
- ГЛАВА 3. Организационно-экономическое обеспечение повышения конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса региона
- 1. Система международного и отечественного нормативно-правового регулирования менеджмента качества санаторно-оздоровительных услуг
- 2. Построение структурной модели менеджмента качества при стратегическом управлении конкурентоспособностью санаторно-курортного комплекса
- 3. Экономическое обеспечение повышения конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса г. Анапа
Список литературы
- Амирханов М.М., Татаринов, А А., Трусов А. Д. Экономические проблемы развития рекреационных регионов.- М.: Экономика, 2002.-141 с.
- Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике/ Экономист, 10.- 1997.
- Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика, 1991. 120 с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. Теория и практика менеджмента. Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского СПб: Изд-во «Питер», 1999−416 с.
- Безденежный Т.Н., Сердобольская И. О. Развитие санаторно-курортного комплекса и туризма в курортном районе.- Санкт-Петербург// СПб, 2004 г -с.201−210.
- Белоножкин Ю.Н., Воробьев A.C. Вычислительные аспекты имитационного моделирования при обосновании требований к функционированию системы управления / Сб. научных трудов. Университет РвиА.-Спб, 1999. 65 с.
- Берлин С.И. Экономический потенциал рекреационной зоны Краснодарского края: социально-экономическое состояние и прогноз развития. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. 57 с.
- Богданов С.С., Петров А. Н., Сигов В. И. Стратегия социально-экономического развития районных центров России. — М.: Пресс-сервис, 1997. —152 с.
- Боков М.А., Самарина JI.B. Стратегический менеджмент. Сочи-СГУТиКД, 2000. 150 с.
- Боумен К. Основы стратегического менеджмента. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.398 с.
- Брэддик. Менеджмент в организации. М., Инфра-М., 2004. 375 с.
- Бурцев B.B. Сбытовая и маркетинговая деятельность. М.: «Экзамен», 2001.-224с.9 13. Ветитнев A.M. Изучение конкурентов и определениеконкурентоспособности санаторно-курортных организаций // Агрокурорт. -2001. № 2. -С.5 — 15.
- Ветитнев A.M. Технологии маркетинга и менеджмента в системе управления курортными организациями. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.-230с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — М.: Гардарика, 1998. 290 с.
- Владимирцев A.B. Принципы современного менеджмента качества в деятельности по сертификации систем управления. Стандарты и качество. № 5−6,• 2001.-С. 142−144.
- Владимирцев A.B., Марцынковский O.A., Шеханов Ю. Ф. Еще раз о внедрении процессного подхода в системах менеджмента качества/ Методы менеджмента качества. № 8,2002 г., — с. 15−19.
- Владимирцев A.B., Марцынковский O.A., Шеханов Ю. Ф. Системы менеджмента качества и процессный подход/ Методы менеджмента качества. № 2, 2001 г. с. 4−7,
- Власова И.Б., Зорин И. В., Ильина E.H. Основы туристской деятельности М.: Российский международный институт туризма. — М.:1999. 282 с.
- Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/О.П.Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин:под ред. О. П. Глудкина. М.: Горячая линия — Телеком, 2001.-600 е.: ил.
- Вудок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. М: Дело, 1991. — 320 с.
- Ганопольский В.И. Структура туристской деятельности и проблемытерминологии в туризме // Научные проблемы туризма и отдыха. 1989. — № 5. 1. С. 43−51.
- Герасименко Н.Ф. Санаторно-курортная деятельность как отрасль индустрии гостеприимства // Курортные ведомости. 2001. — № 6. — С. 4−6.
- Гербылева З.М. Экономика туризма: Учеб. практ. пособие, 2-е издание. Мн.: БГМУ, 2001.
- Голубков Е.П.: «Маркетинг» (словарь) — Москва, «Экономика», 1994 г.
- Городецкий А., Павленко Ю., Френкель А. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике//Вопросы экономики, 1995, № 11.
- ГОСТ Р ИСО 9000−2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь-
- ГОСТ Р ИСО 9004−2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности-
- Гостиничное хозяйство России. Год 1997, Туристический бизнес. № 7, август 1998 г.
- Григорьев И.И., Григорьев К. И., Климатооздоровительные ресурсы России и пути использования их в санаторно-курортной практике // Вопросы курортологии, физеотерапии и лечебной физической культуры. — М., 1994., с. 41−45.
- Джонсон Д. Процессы управления стратегическими изменениями. Хрестоматия «Управление изменением». — М.: МЦДО «ЛИНК», 1996, с. 55- 61.
- Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса. М.: «Ось• 89», 1999.- 192с.
- Жильцов E.H. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М., 1991. 280с.
- Жолдак В. И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. — Малаховка, 1994.
- Забелин П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг» 1998. 279 с.
- Завьялов П. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал. 2004. — № 12. — с. 50 — 55.1 # 43. Закутана ГП., Кедровская Л. Г., Шумов Ю. А. Информационноеобеспечение конкурентоспособности продукции. М., 1998.
- Замятин А.Г. Проблемы законодательства в сфере реализации санаторно-курортного продукта//Курортные ведомости. 2002. — № 5. -С.6−7.
- Зинковская Н.В. Моделирование стратегии развития предприятия в условиях рыночной экономики. — М.: Экономика, 1993. 78 с.
- Зорин И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме.
- Учебник. М., РМАТ, 1997 г.
- Исмаев Д.К. Основы стратегии и планирования в иностранном туризме.— М., Луч, 1994. 108 с.
- ИСО 19 011: 2002 Руководящие указания по аудиту систем1 менеджмента качества и / или /систем экологического менеджмента-
- Итоги социально-экономического развития города Сочи за 4 года ф (2001−2004гг.) / Черноморская здравница, 2005, 2 февраля.
- К.М.Рахлин. Методология измерения в системах менеджмента качества. В сб.: Мониторинг и измерение по ИСО 9000:2000. Серия «Все о качестве. Отечественные разработки». Выпуск 11, 2001 М.: НТК Трек, 2002. — с. 8−17.
- Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 1999. — 644с.
- Кабушкин Н.И., Бондаренко Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. пособие. Мн.: ООО «Новое знание», 2000.-216 с.
- Каретников Т.М., Каретников C.B. Конкурентоспособность фирм. -Челябинск, ЧГТУ, 1996.• 56. Карлоф Б. Деловая стратегия.- М.: Экономика, 1991. 287 с.
- Карпова Г. А. Экономика и управление в сфере туризма. Часть 1 : — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. 309 с.
- Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002.-320с.
- Конкурентоспособность российской промышленности. М.: Торгово-промышленная палата РФ., 1996.
- Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учеб. пособие для вузов / С. В. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов и др.-Под ред. А. Г. Цыганова.• М.: Логос, 1999. 368 е.: ил.
- Концепция развития международного туризма в Москве до 2005 года. — М., Туринфо, № 5 от 15 декабря 1995.
- Короткий Ю.Г. Стратегический маркетинг и проблемы создания сложных технических изделий // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — № 3. —С. 3—10.
- Котлер Филип: «Основы маркетинга" — Москва, «Бизнес книга», 2003.
- Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д. и др. Основы маркетинга/ Пер. с англ. — 2-е европейское издание. — М.- СПб.- К.: Издательский дом «Вильяме»,• 2000. —944 с.
- Криворучко В.И. и др. Государственное регулирование санаторно-курортной сферы и туризма в условиях рыночной экономики. Москва Сочи, 2001.-76с.
- Криворучко В.И. Перспективы курортного дела в России // Курорт, сервис, туризм 2001. — № 1. — Стр. 3−7.
- Криворучко В.И., Бондаренко В. Н., Криворучко Л. В., Белоножкин Ю. Н. Рыночный механизм управления санаторно-курортной сферой. М.: Финансы и статистика, 2003.-176 с.
- Криворучко В.И., Новикова В. Г. Профессиональные стандарты и сертификация специалистов службы гостеприимства санаторно-курортных игостиничных комплексов: Часть 1. Сочи: ИПК рук. раб-ков и спец. курортного дела, 2000. — 70с.
- Криворучко J1.B. Маркетинг и логистика в системе государственного управления санаторно-курортной сферой. Сочи, 2000. 121 с.
- Криворучко JI.B. Многообразие форм собственности как экономическая основа функционирования рынка туристско-рекреационных услуг//Социально-экономические проблемы развития курортов России. Отв. редактор П. П. Чуваткин. Сочи: СГУТиКД, 1999, — с.9−11.
- Криворучко JI.B., Криворучко В. И. и др. Маркетинг и логистика в системе государственного управления санаторно-курортной сферой. Сочи: ИПК рук. раб-ков и спец. курортного дела. 2000. — 116с.
- Криворучко Л.В., Криворучко В. И. Отношения собственности и формы хозяйствования в туристско-рекреационной сфере в условиях формированиярыночных отношений // Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды. Выпуск 2. СПб., 1997. — С. 101 — 104.
- Криворучко J1.B., Скрыпкин А. П. Экономика и туризм: механизм взаимодействия и развития в условиях рынка. Азов.: Изд-во ООО «ГИВЦ».• 2000.- 185с.
- Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1992.
- Курортно-туристический комплекс как объект управления/Под ред. д.э.н. проф. Г. А. Карповой. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.-146 с.
- Курортно-туристский комплекс Краснодарского края. Стат. сборник., Краснодарский краевой комитет государственной статистики, Госкомстат России, Краснодар 2003. 96с.
- Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейскаяф перспектива/Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996.
- Латышев В.В. Механизм государственного стратегического регулирования рекреационной деятельности в регионе. Брошюра. — СПб.: ИСЭП РАН, 1998. 64 с.
- Лившиц А.Я., Новиков A.B., Смнрнягин Л. В. Региональная стратегия России / Регионы: экономика и социология. — 1994, № 3, с. 27−56.
- Макаренко О.В., Рудник Б. Л. Шишкин C.B. Государство инегосударственные некоммерческие организации. Формы поддержки и сотрудничества. Анализ практики и реализации. — М., 1997. 97 с.
- Мексон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. С англ. М., «Дело», 1997 г. ф 86. Мельник М. В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. —
- М.: Финансы и статистика, 1990. 89 с.
- Менеджмент систем качества: Учебное пособие М. Г. Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др.-М.: ИПК «Изд-во стандартов», 1997.
- Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. М.: ф Финансы и статистика, 2001. -288 е.: ил.
- Методические указания по пункту «Требования к документации» в ИСО 9001:2000 ISO/TC 176/SC 2N 525R
- Мильгром Д. А., Оценка конкурентоспособности экономических технологий Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», 1999, № 2
- Мишин В.М. Менеджмент качества и конкурентоспособности продукции: Учеб. пособие. -М.:ГАУ, 1993.
- Мишин В.М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов.
- М.:ЮНИТИДАНА, 2000.-303 с. ф 94. Моисеева Н. К. Стратегическое управление туристической фирмой:
- Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. — 208 е.: ил.
- Моисеева Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М: Внешторгиздат, 19 993. -304 с.
- МС ИСО 9004:2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
- Нелюбин В.В., Ирисова Т. А. Рекреационная сущность санаторно-курортного дела // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 8 .- С. 50.53.
- Нестерова Р.В. Оптимальное управление конкурентоспособностьюфирмы и его критерии СПб.: Наука, 1996.
- Нестерова Р.В., Барченко Н. М. Развитие конкурентоспособностифирмы как результат эффективного использования потенциала М.: «Система», 1997.
- Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория.
- Маркетинг. Финансовый менеджмент / Под ред. проф. В. М. Власовой — М.:
- Финансы и статистика, 1994. — 496 с.
- Оуен А. Как осуществлять стратегию/ Хрестоматия «Управление изменением». — М.: МЦЦО «ЛИНК», 1996. С. 141−149.
- Папирян Г. А. Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме. М.: Финансы и статистика, 2000. — 160 е.: ил.
- Перекалина Н.С.: «Качество в системе маркетинга», Москва, «Система», 1992 г.
- Перекалина Н.С.: «Современный маркетинг» («Деловой визит» № 13) — Москва, 1995 г.
- Постановление Госстандарта России «Об утверждении правил по проведению сертификации в Российской Федерации» от 10.05.2000 г. № 26.
- Постановление Госстандарта России «Об утверждении правил проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации» от 22.04.1999 г. № 18.
- Проблемы и программы туристско-рекреационного использованияприродного и историко-культурного потенциала в регионах России. — В сб. научных трудов. — М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. — М., 1995.
- ИЗ. Прогноз развития международного туризма до 2005 года. — Туристская деловая газета, № 1, 1994.
- Распоряжение Правительства РФ «Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года» от 11.07.2002 г. № 954-р.
- Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Отв. ред. Б. М. Штульберг. — М.: Наука, 1993. 73 с.
- Рекомендации по стандартизации Р 50.1.05/2005 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Временный порядок сертификации производств с учетом требований ГОСТ Р 9001−2001-
- Рождественская И.А., Шишкин C.B. Экономическая политика в социально-культурной сфере: проблемы и перспективы / Экономика и математические методы. — 1997. Т. 33. Выпуск 1.
- Романенко A.A. О системе сертификации санаторно-курортныхtучреждений//Курортные ведомости. 2001. -№ 6. — с.8−9.
- Рубин Ю.Б., Шустов B.B. Конкуренция: реалии и перспективы. М.: Знание, 1990.
- Рыночная экономика. Том 1. Теория рыночной экономики. Ч. 1. Микроэкономика. М. Соминтэк. 1992. 340с.
- Санаторно-курортный комплекс в системе народного хозяйства России. М.:Наук, 1995.
- Сергеев А.Г., Латышев М. В. Сертификация. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 248с.
- Сертификация санаторно-оздоровительных услуг: Часть 1 Санаторно-оздоровительные услуги (Стандарты СТП 33.1−5-2001). Москва-Сочи: ИПК рук. раб-ков и спец. курортного дела. — 2001. — 48с.
- РРиСКДСиТ, Сочинский институт курортной рекреации и гостеприимства. М.: Советский спорт, 2005.
- Томилов В.В., Формирование организационной культуры экономических систем.- Проблемы теории и практики управления. 1995, № 1, с.70−73.
- Тренев H.H. Стратегическое управление. М.: «Приор». 2000. 282с.
- Трифонова С., Палий И. Денежная оценка рекреационных ресурсов// Маркетинг. 2001. — № 2 — с. 103−110.
- Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах».
- Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. — М.: Прогресс, 1988.
- Управление и организация в сфере услуг. Теория и практика. К.Хаксевер., Б.Рендер., Р. С. Рассел., 2002 Санкт-Петербург.
- Фатхутдинов P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000.
- Фатхутдинов P.A. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. — М.:ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 1998. -416 с.
- Федеральная программа развития туризма в России. Бюроинформации по туризму «ОН-ЛАЙН». — М., 1996.
- Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие города-курорта Сочи на период до 2010 года», Москва, 1996.
- Федеральный закон «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г.
- Федеральный закон «О техническом регулировании в РФ» № 184-ФЗ от 27.12.2002 г.1 139. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
- Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
- Федоров И.В., Кураков Л. П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. — М.: Пресс-сервис, 1998.
- Хальфин P.A., Иванова Л. В. Об основных направлениях развития курортного дела в Российской Федерации//Курортные ведомости. 2002. — № 5. -с.2−5.
- Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие. Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993.
- Царегородцев А.Д. Анализ основных показателей деятельности лечебно-профилактических учреждений Российской Федерации в 1995 г. — Здравоохранение, 1996, № 11, с. 151−153.
- Чуваткин П.П. Особенности и социально-экономическая направленность стратегического управления здравоохранением региона. — СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
- Чуваткин П.П. Стратегическое управление развитием здравоохранения. — СПб.: СПбГУЭФ, 1999.
- ШиховаП.З. Достижение конкурентных преимуществ во внешней торговле, Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», 1999,№ 4
- Шпилько С.П. Курортный рубикон II // Курортные ведомости № 3 (18) 2003, с.2−1.
- Экология, здоровье, курорты, туризм. Словарь справочник/ В. И. Криворучко, JI.B. Криворучко, А. В. Островерхое, И. П. Лебедева. М.: Медицина, 1997.-224с.
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Тандем, 1998.
- Яковлев И.В. К вопросу о перспективах и проблемах развития санаторно-курортной отрасли//Курортные ведомости. 2001. -№ 5.- с.9−10.
- Aaker David A., Myers John G. Advertising Management. Prentice-Hall International, Inc., 1987.
- Baumol W.J., Panzar J.C., Willing R.D. Contestable Markets: An Uprising in the Theory of Industrial Structure. 1982.
- Brandenburger A.M., Nalebuff B.M. Co-opetition.-N.Y.: Doubleday, 1996.
- Carson, R., The Optimal Size of the Competitive Firm. Journal of Economics and Business. February 1984.
- Hal, Hamel G. Leading the Revolution. Harvard Business School Press. Boston (Mass.):-2000.
- Hoover, E.M. An Introduction to Regional Economics. 2nd Ed., New York: Alfred A. Knopf, 1975.
- Hyman David N., Modern Microeconomics, Analysis and Applications, North Carolina State University, Second Edition. 1992.
- ISO 9000−1:1994, Quality management and quality assurance standards — Part 1: Guidelines for selection and use. Стандарты на менеджмент качества и обеспечение качества. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению.
- ISO 9001:2000, Quality management systems — Requirements. Системы менеджмента качества. Требования.
- ISO 9004:2000, Quality management systems — Guidelines for performance improvement. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
- Kanter R.M. Evolve! Succeeding in the Digital Culture of Tomorrow.-Harvard Business School Press. Boston (Mass.): 2001.
- Kotler Philip. Marketing Management. Analysis, Planning, Implementation, and Control. Prentice Hall, 2004.
- Lancaster, Kelvin, Consumer Demand: A New Approach, North Scituare, Mass.: Duxbury Press, 1979.
- McCloskey, Donald N., The Rhetoric of Economics, Madison, Wis.: University of Wisconsin Press, 1985.
- Minzberg Henry, Quinn James Brian, The Strategy Process. Concepts, Contexts, Cases: New Jersy, Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1991.
- Moore J.F. The Death of Competition. N.Y.: Harper Business, 1996.
- Porter M. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. -N.Y.: Free Press. 1985.
- Porter M.E. On competition and strategy// — A Harvard Business Review Paperback, 1991.
- Treacy M., Wiersema F. The Discipline of Market Leaders. Reading (Mass.), 1995. L