Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Территориальное устройство. 
Конституционное право зарубежных стран

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. Эти акты, которые действуют только на территории субъекта федерации, должны соответствовать союзному законодательству. Принцип приоритета общефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций. Следует иметь в виду также и то, что в пределах субъектов федерации… Читать ещё >

Территориальное устройство. Конституционное право зарубежных стран (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения, в которых проживает население, с целью управления им[1]. Традиционно различаются две основные формы территориально-политического устройства государства: унитарное и федеративное государство.

Унитарное государство — это единое государство, состоящее не из государственных образований (штатов и т. д.), хотя в его составе могут быть и отдельные автономные государственные образования, а из административно-территориальных единиц — областей, провинций, губерний, которые затем делятся на районы, уезды, а последние — на общины, коммуны. В отдельные административно-территориальные единицы обычно выделяются крупные и средние города, некоторые из них еще от прежних времен имеют свои хартии самоуправления. Такие города могут иметь статус общин с более широкими полномочиями, а могут быть городами центрального подчинения (в странах социализма). Наиболее распространено деление типа область — район — община. В каждой из административно-территориальных единиц имеются органы управления: иногда государственные (назначенные сверху губернаторы), иногда избираемые органы местного самоуправления[2]. По степени централизации принято различать централизованные, децентрализованные и относительно децентрализованные государства. В централизованном унитарном государстве во все звенья административно-территориального деления, включая общинное звено и иногда даже деревни, назначаются «сверху» чиновники для управления ими или такие чиновники утверждаются вышестоящими органами из числа кандидатур, предложенных местным собранием, местным представительным органом. В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных на места (в административно-территориальные единицы) представителей правительства, обладающих общей компетенцией по управлению. На местах, в мелких административно-территориальных единицах, созываются сходы граждан, в более крупных избираются советы (Великобритания, штаты США, провинции Канады и др.). Местные должностные лица (например, казначей, шериф и т. д.) тоже зачастую избираются непосредственно населением. Относительно децентрализованное унитарное государство характеризуется тем, что в высших звеньях административно-территориального деления (обычно кроме районного звена) есть два органа: назначенный сверху чиновник общей компетенции (комиссар, префект) — представитель государственной власти и избранный населением совет — орган местного самоуправления. В городах, общинах такой совет (муниципалитет) избирает мэра, который занимается управлением. Подобная система существует во Франции, ее заимствовали также некоторые франкоязычные страны Африки, но в более централизованном варианте. Мэр может быть избран и непосредственно населением.

В целом для стран с унитарной формой государственного устройства (такие государства называются простыми или слитными) характерно наличие следующих основных признаков:

  • 1. Единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений.
  • 2. Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны. Функциональная, предметная и территориальная компетенция высших органов государственной власти и подчиненной им центральной администрации ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями каких-либо региональных органов.
  • 3. Единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую политическую принадлежность. Никакие административно-территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут.
  • 4. Единая система права. Органы власти на местах обязаны применять в соответствующих административно-территориальных единицах нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность носит сугубо подчиненный характер.
  • 5. Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы, создаваемые в административно-территориальных единицах, представляют собой звенья единой централизованной судебной системы.
  • 6. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать политической самостоятельностью. Создаваемые в этих административно-территориальных единицах местные органы управления в той либо иной степени подчинены центральным органам государственной власти и центральной администрации. Их правовой статус определяется правовыми нормами единой общегосударственной системы права[3].

Термин «федерация» происходит от латинского слова «федераре», что означает «объединять», «укреплять союзом». Это сложное государство. В отличие от унитарного государства, которое целиком или в основе своей состоит из административно-территориальных единиц (в некоторых унитарных государствах есть также автономные образования), составными частями федерации являются государства-члены или государственные образования. Они называются по-разному: штаты (США, Индия и др.), земли (Австрия, Германия), провинции (Канада, Пакистан и др.), кантоны (Швейцария), эмираты (ОАЭ) и т. д. Обобщенно их называют обычно субъектами федерации[4]. С точки зрения структуры различают симметричные и асимметричные федерации. В первом случае в состав федерации входят только однопорядковые субъекты (например, земли в Австрии, Германии, эмираты в ОАЭ), несубъектов — федеральных территорий, владений и др. — в ее составе нет. Абсолютно симметричная федерация предполагает полное равенство субъектов, их одинаковый статус и полномочия. На деле таких федераций нет. В Германии земли представлены неодинаково в верхней палате, в ОАЭ эмираты имеют неодинаковое представительство в однопалатном консультативном Национальном собрании[5].

В целом федеративная форма государственного устройства обладает следующими характерными признаками, отличающими ее от унитаризма:

  • 1. Территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Она состоит из территорий субъектов федерации. В некоторых федерациях наряду с государственными образованиями имеются такие территориальные единицы, которые не являются субъектами федерации. Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова, ибо они нс обладают суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой в сфере как внутренних, так и внешних отношений.
  • 2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, то есть ему предоставляется право принятия собственной конституции. Следует сразу же оговорить, что некоторые федерации не наделяют субъекты учредительной властью. Наделение субъектов федерации учредительной властью обычно закрепляется в соответствующих положениях союзной конституции.
  • 3. Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. Эти акты, которые действуют только на территории субъекта федерации, должны соответствовать союзному законодательству. Принцип приоритета общефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций. Следует иметь в виду также и то, что в пределах субъектов федерации действуют общесоюзные законы. Кроме того, федеральные законодательные органы могут, как правило, принимать законы специально для определенных членов федерации.
  • 4. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему. Конституция союза и соответствующего государственного образования определяет порядок организации, процедуру и пределы юрисдикции судебных органов субъекта федерации. Обычно независимо от числа членов федерации судебная система строится по единому образцу.
  • 5. Одним из формальных признаков федерации является наличие гражданства субъектов федерации: каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего государственного образования. Предоставление субъектам федерации права собственного гражданства является, по сути дела, обычной юридической фикцией, так как этот институт на практике никаких правовых последствий не порождает.
  • 6. Наличие двухпалатной структуры союзного парламента (бикамерализм)[6].

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Что такое форма государства?
  • 2. Что такое форма правления?
  • 3. Раскройте понятие монархии.
  • 4. Назовите виды престолонаследия в зарубежных странах.
  • 5. Раскройте понятие абсолютной (неограниченной) и конституционной (ограниченной) монархии.
  • 6. Каковы особенности дуалистической монархии?
  • 7. Каковы особенности парламентарной монархии?
  • 8. Раскройте понятие республики.
  • 9. Назовите виды и особенности республик.
  • 10. Охарактеризуйте процесс смены формы правления.
  • 11. Что такое государственный режим?
  • 12. Каковы особенности территориального устройства зарубежных стран?
  • [1] 147 Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М.: Норма-Инфра-М, 2002. С. 12S. м Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник S-е нзд., персраб. и доп.М. Юрист, 2008. С. 157−159.
  • [2] 5,4 Там же. С. 1S8.
  • [3] См. подробнее: Мишин АА. Конституционное (государственное) право зарубежных
  • [4] стран: учебник для вузов. 14-е нзд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2008.520 с.
  • [5] К1 Чиркин В. Е. Указ. соч. С. 164−168.и!Там же. С. 167.
  • [6] См. подробнее: Мишин АЛ. Конституционное (государственное) право зарубежныхстран: учебник для вузов. 14-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2008.520 с
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой