Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государство и политическая система общества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Политическое в связи с этим в наиболее абстрактной форме должно рассматриваться как область отношений между гражданами и их объединениями, социальными группами, классами, партиями, нациями, народами, государствами, властью и населением по поводу завоевания и удержания политической власти. По это лишь один аспект. Второй аспект данного явления составляет система целенаправленных действий… Читать ещё >

Государство и политическая система общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы студент должен: знать

  • — понятие и функции политической системы общества;
  • — структуру политической системы общества;
  • — роль и место государства в политической системе общества;
  • — субъектов политической системы общества;
  • — виды политических систем общества; уметь
  • — оперировать юридическими понятиями и категориями по теме;
  • — понимать сущность и предназначение политической системы общества;
  • — анализировать структуру политической системы общества;
  • — дать общую характеристику субъектом политической системы общества;
  • — классифицировать политические системы общества;
  • — понимать роль и место государства в политической системе общества; владеть
  • — юридической терминологией по теме;
  • — навыками системного анализа политической системы общества;
  • — навыками работы с учебной и научной литературой по теме.

Политика и политическая система общества

Ключевой акцент в понятии «политическая система общества» делается на терминах «политика» и «политическое». Поэтому закономерно, что прежде, чем начать изучение рассматриваемого нами понятие, сперва необходимо разобраться в одном из самых сложных феноменов в социальных отношениях. И эта сложность заключается в том, что по отношению к любым социальным отношениям и явлениям, а тем более к такому, как политика, в принципе нельзя применять односложные точки зрения, подходы и оценки. Это категория бытия сложнодетерминирована и многоаспектна. Право на существование имеют самые различные подходы, каждый из которых будет по-своему верным, отражающим тот или иной срез рассматриваемого явления. При этом заметим, что вопросы, касающиеся политики, всегда вызывали повышенный интерес как в науке, так и на практике. Это связано, прежде всего, с тем, что специфика функционирования данного феномена весьма существенно затрагивает потребности как различных политических и социальных групп, так и отдельных граждан.

Итак, постараемся разобраться, что же такое «политика» как понятие, явление, категория научного знания.

В подобных затруднительных случаях принято обращаться к толковым словарям и специализированным источникам. В частности, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Ы. Ю. Шведовой следующим образом разъясняет это понятие:

  • 1) деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и других организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями;
  • 2) вопросы и события общественной, государственной жизни;
  • 3) образ действий, направленных на достижение чего-либо, определяющих отношения с людьми[1].

Политическая энциклопедия раскрывает еще больше значений, учитывая сферы, применительно к которым используется термин. В общем плане политика рассматривается как:

  • 1) деятельность органов власти, объединений граждан и отдельных лиц в сфере отношений между государствами, классами, нациями, большими группами людей, направленная на реализацию, отстаивание своих интересов и связанная с устремлением к завоеванию, обладанию и использованию политической власти;
  • 2) участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности;
  • 3) совокупность вопросов или событий текущей государственной или общественной жизни. В историческом плане политика представляет собой виды, намерения, цели и образ действия правителей и их окружения. В обыденной речи политика есть характеристика образа действий, направленных на достижение определенных целей в отношениях людей между собой[2].

Таким образом, термин «политика» имеет несколько смысловых значений в зависимости от сферы, характера и уровня воздействия этого явления. Многозначность понятия «политика» обусловлена и единством термина, применяемого во многих языках, в том числе в русском. Хотя, например, в английском языке разграничение между политикой как сферой политической жизни и политикой как образом действий, направленным на достижение определенной цели, имеет более четкий и однозначный характер и обозначается соответственно терминами «politics» и «policy».

Политика представляется абстрактным явлением, уловить сущность которого тяжело, если не невозможно.

Научная дискуссия

II. В. Исаков отмечает, что если обобщить все множество определений политики, то выявляются два подхода: узкий и широкий. Узкий — это когда под политикой понимается «участие в делах государства», «концентрированное выражение экономики», «игра». Широкий — когда имеется в виду структура институционализированных установок и авторитетных ценностей[3]. Здесь же приводятся некоторые иные подходы к пониманию сущности политики. Например, определение политики как комплекса средств, функций, основывающихся на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти[4]. В подобном случае управление обществом осуществляется через противодействие, через конфликты и вызывает необходимость создания специальных институтов, организаций, а также соответствующих норм, посредством которых обеспечивался бы подобный вид правления[5]. Но есть и иная трактовка — «политическое нс означает никакой собственной предметной области, но только степень интенсивности ассоциации людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными, хозяйственными или же мотивами другого рода»[6]. А. И. Демидов выделяет такие признаки политики, как существование властных иерархических отношений, центром которых является государство, институциональность и осуществление ее в большинстве случаев на профессиональной основе[7].

С. Н. Кожевникова также приводит некоторые точки зрения, отражающие наиболее распространенные подходы к пониманию сущности политики. Так, согласно приводимому автором суждению В. И. Ленина, политика есть участие в делах государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства. По мнению А. И. Соловьева, политику можно определить как совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп, но поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях завоевания общественно значимых интересов. А. А. Оганесян считает, что политику целесообразно рассматривать как отношения, деятельность, поведение, ориентации, взгляды, коммуникационные связи между людьми по поводу власти и управления обществом. М. И. Шилобод утверждает, что политика призвана осуществлять двойную задачу: управлять политическим поведением населения (классов, этнических групп) во имя сохранения целостности общества и выражать властно значимые интересы всех групп и слоев в государстве[8].

Сам же С. Н. Кожевников дает следующее определение: «политика — это универсальное общественное явление, проявляемое в частности, в деятельности государственной власти по управлению процессами общественного развития в интересах общества, федеральных, региональных и иных образований, социальных групп»[9].

Как можно заметить, философы и политологи индивидуально подходят к пониманию сущности политики. Ее содержание слишком сложно и многомерно, чтобы сформулировать единое исчерпывающее определение.

Можно только в самых общих чертах сформировать представление о таком социальном явлении, как политика. Но при этом во всех точках зрения можно заметить общий стержень. Чаще всего политика в рамках традиционной парадигмы определяется через характерную деятельность или специфические отношения между государством и обществом, тесно связанные с осуществлением государственной (политической) власти, с управлением обществом и государством и реализуемые в масштабах государства. В связи с чем указанные деятельность и отношения принято называть политическими.

Укоренение такого подхода обусловлено, во-первых, этимологией самого термина «политика», который в буквальном переводе с греческого означает «государственный», «искусство управления государством», «участие в делах государства». Сам термин происходит от другого понятия, «полис» — городгосударство. Отсюда и традиционная точка зрения на политику как на явление, неразрывно связанное с государством. Во-вторых, свою роль, в частности, играет и то обстоятельство, что государство выступает интегрирующим понятием политической системы, оказывающей непосредственное влияние на регулятивно-управленческую сферу жизнедеятельности общества. К ней примыкают правовая, социальная, культурно-нравственная системы, покоящиеся на экономическом базисе. Взаимодействие всех этих систем и определяет существование и развитие любого государственно организованного общества. В-третьих, наиболее свободной является государственная, а особенно межгосударственная политика, так как государство практически не ограничено в выборе своей политической деятельности и средствах ее осуществления (по крайней мере, теоретически). В дальнейшем объем свободы для остальных субъектов политики все более сужается самим государством посредством установления различных норм и правил, которым должно подчиняться общество в целом и каждый его субъект в отдельности.

Политическое в связи с этим в наиболее абстрактной форме должно рассматриваться как область отношений между гражданами и их объединениями, социальными группами, классами, партиями, нациями, народами, государствами, властью и населением по поводу завоевания и удержания политической власти. По это лишь один аспект. Второй аспект данного явления составляет система целенаправленных действий, направленных на решение различного рода проблем, связанных с управлением обществом и государством, представляющая собой особый тип взаимодействия между условиями, потребностями, интересами и средствами деятельности вышеназванных субъектов в указанной сфере. Это важнейший и сложнейший пласт общественной жизни, содержанием которого является совокупность отношений между вышеуказанными субъектами по поводу завоевания, удержания и использования, прежде всего, государственной власти и создания на этой основе правовых норм в целях реализации политически значимых интересов[10]. Причем, если целью политической борьбы является государственная власть, то необходимость получения этой власти обусловлена экономическими интересами тех, кто за эту власть борется.

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что политика как родовое понятие — это обусловленная совокупностью идей, взглядов и установок, выраженных в концепции, активная последовательная волевая деятельность субъектов политики или посредством их властной воли иных участников политических отношений, направленная на достижение определенных целей и реализующая концепцию с помощью соответствующих методов, способов, приемов, средств.

Исходя из этого определения, можно выделить четыре характерных признака политики:

  • 1) это активная волевая деятельность. Политическая деятельность представляет собой внешневыраженные, преобразующие и влекущие определенные последствия действия субъектов, направленные на достижение поставленных целей и получение определенного результата. То есть политика всегда реально проводится в жизнь, а не существует в виде пожелания либо деклараций;
  • 2) это деятельность субъектов политики или посредством их властной воли иных участников политических отношений, формирующая определенную систему политических отношений;
  • 3) эта деятельность осмысленная и обоснованная объективно (но часто и субъективно). То есть обусловлена совокупностью идей, взглядов, точек зрения, выраженных в некоей концепции (применительно к политике, связанной с государством, — идеологии);
  • 4) это последовательная деятельность, т. е. в ходе осуществления политики реализуется определенная программа действий, но достижению поставленных целей. Субъект политики всегда знает, хотя бы предположительно, как достигнуть поставленных или обозначенных целей. Провозглашение политических целей без указания путей их достижения нельзя называть политикой;
  • 5) политика всегда имеет цель, оказывающую на субъект регламентирующее воздействие. Цель — это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных по результатам прошлого опыта. Такой целью для политики является реализация идей субъекта, его взглядов и установок (доктрин, программ, концепций).

Цель должна отвечать таким качествам, как конкретность и реалистичность, где учитываются все обстоятельства предполагаемых действий и возможность их воплощения в наиболее полном виде и в приемлемые сроки. Несоответствие этим критериям, отрыв от реальных обстоятельств делает цель малопривлекательной и аморфной (неопределенной). Сведение политики «только к определенной сумме действий, без показа того, на что они направлены, оборачивается ощутимыми потерями, поскольку исчезает ее специфика и даже смысл»[11].

Цели могут быть как текущие (тактические, непосредственные задачи), так и направленные на относительно отдаленную перспективу (стратегические, долгосрочные задачи), личные (меркантильные) и общественно значимые, абстрактные (демократия, гражданское общество, правовое государство) и конкретные (вся власть Советам, землю крестьянам, фабрики рабочим) и т. д.;

6) цель определяет способы и средства ее достижения, пути достижения наиболее существенного результата. Под средствами в политике понимаются инструменты и технологии, пути и способы достижения целей, все то, что субъект использует в движении к результату, т. е. это механизм приведения действительности в соответствие с избранными целями.

Сущность политики составляет система целенаправленных действий, направленных на решение различного рода проблем, связанных с управлением обществом и государством, представляющая собой особый тип взаимодействия между условиями, потребностями, интересами и средствами деятельности субъектов политики в сфере политических отношений.

Содержание политики выражается в совокупности отношений между политическими субъектами по поводу завоевания, удержания и использования, прежде всего, государственной власти и создании на этой основе правовых норм в целях реализации политически значимых интересов. Причем если целью политической борьбы является государственная власть, то необходимость получения этой власти обусловлена различными интересами и потребностями тех, кто за эту власть борется.

Условно все государственно-политические отношения можно подразделить на три группы (уровня):

  • 1) внутриорганизационные отношения между членами политического объединения по поводу удовлетворения корпоративных интересов с помощью государственной власти;
  • 2) межинституциональные отношения между классами, нациями, другими социально-политическими объединениями и группами по поводу борьбы за власть, координации действий по участию в формировании органов государственной власти и управления;
  • 3) отношения между субъектами политической системы по поводу управления обществом как единым социально-политическим организмом.

При этом политические нормы могут вырабатываться на всех уровнях данных отношений. На первом они выражаются, прежде всего, в различного рода программных документах и декларациях; на втором — в межпартийных соглашениях; на третьем — в общенациональных государственно-властных решениях. Политические нормы обязательны лишь для субъектов определенного социально-политического объединения. Но поскольку для третьей группы отношений основным социально-политическим объединением является государство, то политические нормы приобретают статус официальных нормативных правовых актов (или иных источников права).

Реализовать политику можно, только обладая политической властью. В идеале, не просто политической властью, а властью государственной. Тогда реализовать политику можно с максимальной эффективностью.

Реализация же самой политической власти опосредуется через политическую систему.

  • [1] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 2004.С. 553.
  • [2] Политическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2 / рук. проекта Г. Ю. Семигин. М., 1999. С. 156. О понимании политики см. также: Даниленко В. И. Современный политологический словарь.М., 2000. С. 635−641.
  • [3] Исаков Н. В. Теоретико-методологические основы правовой политики // Правоваяполитика и правовая жизнь. 2003. № 1. С. 18.
  • [4] Щепапьский Я. Элементарные понятия социологии / пер. с пол. М., 1969. С. 99.
  • [5] Исаков И. В. Теоретико-методологические основы правовой политики. С. 19.
  • [6] Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. № 1. С. 45—46.
  • [7] Демидов А. И. Учение о политике: философские основания. М., 2001. С. 11.
  • [8] Цит. по: Кожевников С. Я. Государственная власть и правовая политика // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 1. С. 37—38.
  • [9] Там же. С. 38.
  • [10] См., например: Костюк Н. М. Понятие политического в истории мысли и современнойнауке // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 3. С. 58—71; Совелъев А. Н. Непониманиеполитического // Политический маркетинг. 2003. № 4. С. 14—39; Шмитт К. Понятие политического. С. 37—67.
  • [11] Исаков //. В. Теоретико-методологические основы правовой политики. С. 19.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой