Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Из которого вы узнаете, почему во всем мире женщины стали рожать меньше детей, что общего у престижных часов и гнилой картошки, как можно больше заработать, продав дешевле, а заодно разберетесь, как действуют ценовые факторы спроса, и научитесь отличать эластичный спрос от неэластичного

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предположим, ежемесячная стипендия некого бедного студента составляет 1000 руб. Предположим далее, что на эти деньги он покупает только два блага2 — хлеб и консервы (кильки в томатном соусе). Одна буханка стоит 20 руб., одна банка килек в томате — 50 руб. Предположим, что в месяц студент покупал 30 буханок и 8 банок консервов (такой набор называют потребительской корзиной) — и на это уходили все… Читать ещё >

Из которого вы узнаете, почему во всем мире женщины стали рожать меньше детей, что общего у престижных часов и гнилой картошки, как можно больше заработать, продав дешевле, а заодно разберетесь, как действуют ценовые факторы спроса, и научитесь отличать эластичный спрос от неэластичного (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как вы уже знаете, рост цены блага, при прочих равных условиях, снижает величину спроса на него. Зачастую незначительного повышения цены достаточно для драматического падения величины спроса. Так произошло, к примеру, с популярным ноутбуком компании ASUS, продававшемся в России в 2013 г. Когда, по странному стечению обстоятельств, его цена в интернетмагазинах вдруг выросла на 17%, реакция величины спроса последовала незамедлительно: продажи ноутбука снизились в три раза и продолжали падать. Со второго места по популярности ноутбук мгновенно опустился на 15-е1. Однако можно найти и блага другого рода. Они продаются по высоким и продолжающим расти ценам без особого ущерба для продаж — например, билеты на концерты некоторых «раскрученных» исполнителей (особенно в первые ряды). Иногда кажется, что повышение цен очень мало меняет величину спроса на них — и в результате цены поднимаются на головокружительную высоту. Встречаются и совсем странные случаи, когда повышение цены блага не снижает, а увеличивает величину спроса на него. Так каков же механизм связи цены блага и величины спроса, почему иногда эта связь сильная, иногда — слабая, а иногда — вообще противоречит закону спроса?

Экономисты объясняют связь между ценой блага и величиной спроса на него совместным действием двух эффектов: эффекта замены и эффекта дохода. Давайте на конкретном примере рассмотрим, как они работают.

Предположим, ежемесячная стипендия некого бедного студента составляет 1000 руб. Предположим далее, что на эти деньги он покупает только два блага2 — хлеб и консервы (кильки в томатном соусе). Одна буханка стоит 20 руб., одна банка килек в томате — 50 руб. Предположим, что в месяц студент покупал 30 буханок и 8 банок консервов (такой набор называют потребительской корзиной) — и на это уходили все его деньги. Несложно подсчитать, что альтернативные издержки покупки одной банки консервов для студента — потеря двух с половиной буханок (2,5 = 50: 20). Или наоборот, альтернативные издержки покупки одной буханки — потеря 2/5 банки консервов (2/5 = 20: 50). Предположим, наконец, что беззаботной и сытой © жизни студента пришел конец, и консервы подорожали до 100 руб. за банку. Как в результате этого подорожания изменится поведение студента?

  • 1 По данным совместного проекта «Интернет-инфляция» информационного агентства «Финмаркет» (группа «Интерфакс»), сервиса «Яндекс.Маркет» (компания «Яндекс») и института «Центр развития» (НИУ «Высшая школа экономики»). URL: http://internetinflation.finmarket.ru/events/10/
  • 2 Мы вновь строим экономическую модель и вновь прибегаем к упрощению, ограничиваясь двумя благами — для того, чтобы модель была нагляднее и проще, и при этом по ней было возможно объяснить действия эффектов замены и дохода.

Повышение цены консервов изменило альтернативные издержки. Теперь купленная банка консервов означает отказ уже не от двух с половиной, а от пяти буханок — альтернативные издержки покупки консервов повысились. С другой стороны, покупка буханки теперь означает отказ всего лишь от 1/5, а не от 2/5 банки консервов — альтернативные издержки покупки хлеба понизились (рис. 2.25).

Альтернативные издержки студента.

Рис. 2.25. Альтернативные издержки студента

Даже если студенту повысят стипендию, скажем, до 1400 руб. (т.е. до суммы, на которую и он по-прежнему мог бы покупать 30 буханок и 8 банок консервов), структура его потребительской корзины, вполне возможно, все равно изменится. Даже если в целом студент не станет питаться хуже, все равно, потребление консервов, ставших относительно более дорогими, сократится, а потребление хлеба, ставшего относительно более дешевым, увеличится. Изменение соотношения цен хлеба и консервов заставит студента частично заместить консервы хлебом в своей потребительской корзине, даже при стипендии в 1400 руб. Это и есть действие эффекта замены.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой