Как вы уже знаете, рост цены блага, при прочих равных условиях, снижает величину спроса на него. Зачастую незначительного повышения цены достаточно для драматического падения величины спроса. Так произошло, к примеру, с популярным ноутбуком компании ASUS, продававшемся в России в 2013 г. Когда, по странному стечению обстоятельств, его цена в интернетмагазинах вдруг выросла на 17%, реакция величины спроса последовала незамедлительно: продажи ноутбука снизились в три раза и продолжали падать. Со второго места по популярности ноутбук мгновенно опустился на 15-е1. Однако можно найти и блага другого рода. Они продаются по высоким и продолжающим расти ценам без особого ущерба для продаж — например, билеты на концерты некоторых «раскрученных» исполнителей (особенно в первые ряды). Иногда кажется, что повышение цен очень мало меняет величину спроса на них — и в результате цены поднимаются на головокружительную высоту. Встречаются и совсем странные случаи, когда повышение цены блага не снижает, а увеличивает величину спроса на него. Так каков же механизм связи цены блага и величины спроса, почему иногда эта связь сильная, иногда — слабая, а иногда — вообще противоречит закону спроса?
Экономисты объясняют связь между ценой блага и величиной спроса на него совместным действием двух эффектов: эффекта замены и эффекта дохода. Давайте на конкретном примере рассмотрим, как они работают.
Предположим, ежемесячная стипендия некого бедного студента составляет 1000 руб. Предположим далее, что на эти деньги он покупает только два блага2 — хлеб и консервы (кильки в томатном соусе). Одна буханка стоит 20 руб., одна банка килек в томате — 50 руб. Предположим, что в месяц студент покупал 30 буханок и 8 банок консервов (такой набор называют потребительской корзиной) — и на это уходили все его деньги. Несложно подсчитать, что альтернативные издержки покупки одной банки консервов для студента — потеря двух с половиной буханок (2,5 = 50: 20). Или наоборот, альтернативные издержки покупки одной буханки — потеря 2/5 банки консервов (2/5 = 20: 50). Предположим, наконец, что беззаботной и сытой © жизни студента пришел конец, и консервы подорожали до 100 руб. за банку. Как в результате этого подорожания изменится поведение студента?
- 1 По данным совместного проекта «Интернет-инфляция» информационного агентства «Финмаркет» (группа «Интерфакс»), сервиса «Яндекс.Маркет» (компания «Яндекс») и института «Центр развития» (НИУ «Высшая школа экономики»). URL: http://internetinflation.finmarket.ru/events/10/
- 2 Мы вновь строим экономическую модель и вновь прибегаем к упрощению, ограничиваясь двумя благами — для того, чтобы модель была нагляднее и проще, и при этом по ней было возможно объяснить действия эффектов замены и дохода.
Повышение цены консервов изменило альтернативные издержки. Теперь купленная банка консервов означает отказ уже не от двух с половиной, а от пяти буханок — альтернативные издержки покупки консервов повысились. С другой стороны, покупка буханки теперь означает отказ всего лишь от 1/5, а не от 2/5 банки консервов — альтернативные издержки покупки хлеба понизились (рис. 2.25).
Рис. 2.25. Альтернативные издержки студента
Даже если студенту повысят стипендию, скажем, до 1400 руб. (т.е. до суммы, на которую и он по-прежнему мог бы покупать 30 буханок и 8 банок консервов), структура его потребительской корзины, вполне возможно, все равно изменится. Даже если в целом студент не станет питаться хуже, все равно, потребление консервов, ставших относительно более дорогими, сократится, а потребление хлеба, ставшего относительно более дешевым, увеличится. Изменение соотношения цен хлеба и консервов заставит студента частично заместить консервы хлебом в своей потребительской корзине, даже при стипендии в 1400 руб. Это и есть действие эффекта замены.