Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие здоровья в медицине

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автор рассуждает и о противоположной категории здоровья — болезни, предполагая, что любая хроническая болезнь, независимо от того, какова ее биологическая природа, какой орган или функциональные системы оказываются пораженными ею, ставит человека в особые психологические жизненные условия. Болезнь является событием в жизни, способным изменить ее течение, заставить человека по-новому взглянуть… Читать ещё >

Понятие здоровья в медицине (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Медицинское представление о здоровье базируется на философских представлениях. Так, античные принципы здоровья нашли свое выражение в средневековой медицине, которая заимствовала принципы «гуморальной теории» Гиппократа о соотношении жидкостей в организме, а также концепцию внутренней уравновешенности Платона.

Особенно четко это прослеживается в арабской медицине. Так, Иб Синна (Авиценна) в своих трактатах указывал на то, что здоровье достигается благодаря гармоничному сочетанию элементов и процессов, обеспечивающих жизнедеятельность человека. Эти составляющие находятся в гармонии и равновесии, образуя единство, постоянное поддержание которого может обеспечить человеку здоровье.

Медицина представляет собой отрасль биологии человеческого организма, которая имеет дело с биологическими целями, нормами, ценностями. Здоровье здесь определяется через симптомы, которые можно назвать биологическими фактами, отсылающими к функционированию организма. Основное ее предназначение заключается в поддержании жизни человека и облегчении его страданий. Для этого она ищет то, что вызывает страдания или угрожает жизни в природных объектах и пытается их устранить. Медицина рассматривает биологическую сторону адаптации, а именно проблему биологического выживания человека.

Центральная проблема современной медицины заключается в раскрытии содержания понятий «норма» и «здоровье», «патология» и «болезнь». Норма и патология в основном представляют собой характеристики организменного состояния человека, а здоровье и болезнь — личностного состояния человека.

Норма — это структурно-функциональный оптимум живой системы, а патология — это нарушение ее оптимального функционирования. Гораздо труднее определить переход от нормы здоровья к его патологии.

Многие авторы считают, что норму невозможно определить, так как каждый человек представляет собой «отклонение от нормы», а все люди являются инвалидами разного рода, и все их благополучие держится на огромной сети больниц и госпиталей.

Другие исследователи слишком широко определяют понятие «норма». Так, по мнению В. П. Петленко, «норма есть биологический оптимум живой системы, т. е. она представляет собой интервал оптимального функционирования живой системы. Этот интервал имеет подвижные границы, в рамках которых сохраняется оптимальная связь со средой, а также согласованность всех функций организма»[1].

В отечественных исследованиях (И. В. Журавлева, А. В. Сахно, Ю. П. Лисицын и др.) преобладают разнообразные определения здоровья, которые можно классифицировать следующим образом:

  • • здоровье — это отсутствие болезни;
  • • «здоровье» и «норма» — понятия тождественные;

• здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант.

Общее для этих определений состоит в том, что здоровье понимается как нечто противоположное, отличное от болезни, как синоним нормы.

Т. Н. Гусейнова рассматривает категории здоровья и выделяет следующие составляющие здоровья в медицине:

  • • биологическое состояние человеческого организма (норма и патология);
  • • социальное состояние личности (здоровье и болезнь);
  • • экзогенное состояние человека (природные и социальные факторы)[2].

Автор рассматривает здоровье как целостное, многомерное, динамическое состояние организма.

По мнению Т. Н. Гусейновой, здоровье — это «естественный феномен, особое состояние, данное природой которое нужно сохранять, поддерживать и восстанавливать (вести здоровый образ жизни), где обязательно подразумеваются медицинские услуги и технологии (лечение, профилактика, оздоровление и пр.)»[3].

Автор рассуждает и о противоположной категории здоровья — болезни, предполагая, что любая хроническая болезнь, независимо от того, какова ее биологическая природа, какой орган или функциональные системы оказываются пораженными ею, ставит человека в особые психологические жизненные условия. Болезнь является событием в жизни, способным изменить ее течение, заставить человека по-новому взглянуть на собственную жизнь, ее смысл, самого себя. Она может вызвать чувство утраты, вины, а следовательно, особую остроту субъективного переживания ценности и прелести жизни. Т. Н. Гусейнова приходит к выводу, что здоровье есть отсутствие болезни.

Согласно В. П. Петленко и В. Ф. Сержантову, болезнь — это нарушение нормального (оптимального) психосоматического состояния и способности человека оптимально удовлетворять систему материальных и духовных потребностей[4].

Болезнь — это расстройство здоровья, значит, она препятствует естественному течению жизненных проявлений, ограничивает широту положительных возможностей развития человека.

Хотя болезнь представляет собой состояние, противоположное здоровью, между ними нет четких границ, так как существуют различные переходные состояния. Здоровье не исключает наличия в организме еще не проявившегося болезненного начала или субъективных колебаний в самочувствии человека. В связи с этим возникло понятие «практически здоровый человек». Оно означает, что наблюдающиеся в организме отклонения от нормы не сказываются на самочувствии человека и не отражаются на его работоспособности.

Вместе с тем отсутствие объективных проявлений нарушения здоровья еще не указывает на отсутствие болезненного состояния, так как перенапряжение защитно-приспособительных механизмов само по себе, не нарушая здоровья, может привести к возникновению болезни при воздействии на организм чрезвычайных раздражителей. Расстройства адаптации организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды являются переходными состояниями между здоровьем и болезнью.

Здоровье может быть объективно установлено лишь по совокупности многих параметров: антропометрических, клинических, физиологических, биохимических показателей, определяемых с учетом полового и возрастного факторов, а также социальных, климатических, географических и метеорологических условий. В самых общих чертах здоровье человека можно определить как естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений[5].

Считается, что степень здоровья человека в медицинском аспекте определить достаточно легко, используя соответствующие методики осмотра. Большинство существующих методов основано на определении функциональных возможностей организма. Однако для всесторонней оценки важно знать не только объем работы, которую может выполнить человек (уровень дееспособности), но и насколько хорошо он себя чувствует (качество здоровья), а также. Сколько лет он может прожить (количество здоровья).

В медицине главное — рационально объяснить заболевание и выработать стратегию лечения. Медицина разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, диагностику и лечение болезней, исследует внешние и внутренние факторы, угрожающие здоровью человека, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению заболеваний и профилактике населения.

По мнению П. Л. Капицы, одной из наиболее важных и определяющих судьбу человека является проблема «качества» здоровья, под которым автор понимает комплекс медико-гигиенических и социально-психологических характеристик жизни человека (физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизиологический комфорт жизни, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала общества и т. п.), входящих в орбиту категории здоровья.

Термин «количество здоровья» понимается как свойство организма, которое можно количественно оценить[6].

Существуют следующие классификации методов оценки здоровья:

  • • простые и комплексные;
  • • оценка и самооценка;
  • • определение уровня здоровья по состоянию отдельных групп параметров (антропометрических, нервно-психических, сердечно-сосудистых, гормональных, моторных и др.);
  • • определение показателей здоровья в покое и при функциональных нагрузках (по увеличению «физиологической цены» покоя или нагрузки можно делать вывод о снижении резервов здоровья).

Во многих случаях оценку здоровья производят путем тестирования состояния сердечно-сосудистой системы, что имеет большой биологический смысл, так как эта система по сравнению с другими имеет более лимитированные резервы.

К сравнительно простым методам оценки и самооценки здоровья можно отнести определение частоты сокращений сердца по пульсу в покое, после физической нагрузки и при ортостатической пробе, а также измерение жизненной емкости легких и длительности задержки дыхания.

К более сложным методам относятся расчет биологического возраста, оценка суточного ритма изменений концентрации натрия и калия в слюне и т. д.

Г. Глейтман определял степень здоровья человека по его реакции на стресс. Язвенная болезнь, например, возникает в результате сочетания действия стресса, наследственной предрасположенности и инфицирования. Автор наряду со стрессом выделяет еще три фактора, которые влияют и определяют здоровье человека: личностные черты (поведенческие копингстратегии), обусловливающие частое возникновение ишемической болезни сердца; дезадаптивное поведение, при котором у этих людей часто возникает ожирение, значит, страдает физическое здоровье; психические расстройства, приводящие к возникновению депрессии.

Г. Л. Апанасенко предложил шкалу определения соматического здоровья. Он выделяет пять уровней здоровья низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Их рассчитывают по показателям массы тела, динамометрии, артериального давления, частоте сердечных сокращений и т. д. затем дают общую оценку уровня здоровья в баллах[7].

Использование шкалы соматического здоровья показывает, что в безопасной зоне находятся всего лишь 5−8% жителей планеты.

Представляет интерес биопсихосоциальная модель здоровья Дж. Л. Ингела, по мнению которого, определенные эмоциональные нарушения (подавленное настроение, чувство беспомощности и безнадежности) могут вызвать соматическое заболевание, которое может помешать психологической адаптации человека, а значит, и повлиять на его здоровье.

Согласно концепции коморбидности, сформулированной А. Г. Фейнштейном, люди, у которых встречается сочетание тревожности и депрессивности, чаще подвергаются заболеваниям[8]. Автор придерживается еще одной концепции — соматизации. Соматизация предполагает изучение поведения пациента, связанного с болезнью (частое посещение врача, аптек, прием лекарств и т. д.), относящегося к социальным аспектам заболевания. Болезнь способствует повышению внимания специалистов к этим аспектам жизни.

По мнению Г. С. Абрамовой и Ю. А. Юдчиц, здоровье человека можно определить, учитывая его возраст[9]. Связывая эти, казалось бы, разные категории в одну цепь, они пришли к выводу, что понятия «физическое здоровье» и «возраст человека» (биологический, психологический и социальный) помогают полностью определить уровень здоровья человека.

Таким образом, становится очевидным, что объектом внимания медицины являются не только больной, но и в полной мере здоровый человек, а также охрана и укрепление его здоровья.

Рассмотрев около 80 различных формулировок сущности здоровья, П. И. Калью выделил наиболее часто встречающиеся признаки в этих определениях:

  • • нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальное течение физических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству;
  • • динамическое равновесие организма и его функций и факторов окружающей среды;
  • • способность к полноценному выполнению основных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде;
  • • способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность;
  • • отсутствие болезни, болезненных состояний, либо болезненных изменений;
  • • полное физическое и духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармонического взаимодействия всех органов.

Далее П. И. Калью справедливо отмечает, что указанные признаки здоровья не исчерпывают всего разнообразия признаков, используемых разными авторами при характеристике сущности здоровья[10].

В отличие от медицины, психиатрия — это социально-ориентированная область знаний. Существует устоявшееся мнение о том, что психиатрия изучает расстройства, влияющие на поведение человека. При этом причины расстройств могут быть физиологические (мозговые дисфункции, гормональные нарушения и т. п.), а сами расстройства относятся к сфере душевной жизни, поэтому должны оцениваться как психологические феномены. Критерии оценки различных проявлений душевной жизни задаются социокультурным контекстом.

В связи с этим душевные аномалии психиатрия рассматривает на основе социальных представлений, а пациент рассматривается с точки зрения его приспособленности к обществу, при этом уникальность, неповторимость личности игнорируется.

Если рассматривать медицину и психиатрию в совокупности, тогда можно проследить взаимосвязь биологического и социального в понимании здоровья, о чем говорили еще в античный период. Но в медицине и психиатрии наибольшее внимание уделяется рассмотрению различных нарушений и аномалий.

Подобный подход характерен и для психологической науки XX столетия, которая сосредоточилась на рассмотрении аномалий человеческой природы. Психическое здоровье личности в этот период редко становилось предметом детального, основательного исследования. При этом большинство авторов строили структуру, как больной, так и здоровой личности на основании представлений и категорий, заимствованных из психиатрии. Долгое время наука шла по пути определения здоровья через нездоровье, т. е. описание здоровья строилось на основе терминов и понятий психопатологии.

Как реакцию на такой подход можно рассматривать появление описательных критериев психического здоровья, в которые вместо психиатрической терминологии вошли общечеловеческие принципы и понятия. Большинство авторов, придерживающихся описательного подхода, отмечают, что для здоровой личности характерен интерес к внешнему миру; наличие «жизненной философии», которая упорядочивает, систематизирует опыт; способность юмористически окрашивать действительность; способность к установлению душевных контактов с окружающими, целостность личности[11].

Предложенный подход находит в науке свое выражение. Так, Б. Д. Карвасарский утверждает, что психическое здоровье «определяется не негативным образом — лишь как отсутствие дезадаптации, — ас точки зрения позитивного аспекта как способность к постоянному развитию и обогащению личности за счет повышения ее самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях, более зрелого и адекватного восприятия действительности. Умения оптимально соотнести собственные интересы с интересами группы (коллектива)»[12].

Описательный подход согласуется с общим определением, данным директором отдела охраны психического здоровья Всемирной Организации Здравоохранения Н. Сарториусом. Здоровье Н. Сарториус определяет, как отсутствие выраженных психических расстройств; как определенный резерв человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; как состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об «объективной реальности»[13].

Таким образом, только во второй половине прошлого века усилия ученых стали направляться на изучение психики, в основном, в рамках гуманистической психологии, полноценного функционирования. Именно к этому периоду относятся первые попытки систематизированной разработки психологических концепций здоровья, так как психология, ведущая свое происхождение от философии и клинической практики, не сразу смогла преодолеть их влияние. Поэтому здоровье долго рассматривалось или отвлеченно, философски, или с сугубо медицинских позиций. И только в последнее время психологами предпринимаются попытки сформировать самостоятельный подход к определению здоровья.

  • [1] Петленко В. П. Валеология человека: здоровье — любовь — красота.СПб., 1998. С. 32.
  • [2] Гусейнова Т. Н. Проблема здоровья в экологии человека: философскийанализ: автореф. дис. … канд. фил. наук. М., 1998.
  • [3] Гусейнова Т Н. Указ. соч. С. 47.
  • [4] Петленко В. Л., Сержантов В. Ф. Проблемы человека в теории медицины. Киев, 1984.
  • [5] Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 22.
  • [6] Амосов Н. А. Раздумья о здоровье. М., 1987; Гундаров И. А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизмы, пути преодоления. УГСС, 2001; Кищенко Л. П. Психиатрия. СПб., 1989 и др.
  • [7] Апанасенко Г. Л. Здоровье: методология и методика количественнойоценки. Здоровье и функциональные возможности человека. М., 2000.
  • [8] Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 25.
  • [9] Абрамова Т. С., Юдчиц Ю. А. Психология в медицине: учеб, пособие. М.:ЛПА «Кафедра — М», 1998. С. 272.
  • [10] Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. М., 1988.С. 33—35.
  • [11] Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. С. 301.
  • [12] Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982. С. 272.
  • [13] Сарториус Н. Охрана психического здоровья в начале 80-х годов: некоторые перспективы // Бюллетень ВОЗ. 1983. Т. 61. № 1.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой