Вопросы и задания
Мария Александровна Рыбникова (1885—1942) — признанный классик, крупнейший методист в истории русской школы. В основе ее достижений — великолепное филологическое чутье. Неслучайно в справочнике 1928 г. под редакцией Б. Козьмина «Писатели современной эпохи» она выступает именно как известный литературовед. Этой известности послужили такие ее книги, как «По вопросам композиции» (1924), «Книга… Читать ещё >
Вопросы и задания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Какие приемы работы над выразительным чтением предлагает Рыбникова?
- 2. Вы уже знакомы с одним из основополагающих трудов по выразительному чтению. В чем продвинулась М. А. Рыбникова по сравнению с той работой?
- 3. Какое место изучение композиции занимает в общей стратегии изучения литературного произведения?
Сведения о методисте
Мария Александровна Рыбникова (1885—1942) — признанный классик, крупнейший методист в истории русской школы. В основе ее достижений — великолепное филологическое чутье. Неслучайно в справочнике 1928 г. под редакцией Б. Козьмина «Писатели современной эпохи» она выступает именно как известный литературовед. Этой известности послужили такие ее книги, как «По вопросам композиции» (1924), «Книга о языке» (1925), позже — «Введение в стилистику» (1937).
Лучшей характеристикой методического наследия М. А. Рыбниковой является нынешняя актуальность ее принципов и приемов. И сегодня излагавшиеся ею более чем полвека назад принципы изучения литературы в различных классах, предлагавшиеся задания остаются верными ориентирами для учителей и методистов. Это же филологическое чутье, к примеру, подсказало ей ту ведущую роль, которую должны занимать в процессе обучения теоретико-литературные знания: «Средствами теории литературы мы вводим школьника в культуру чтения и в культуру словесного творчества — одновременно», — писала она.
Широко использовались в практике обучения такие методические работы М. А. Рыбниковой, как «Работа словесника в школе» (1922), «Русская литература в вопросах, темах и заданиях» (1927), «Изучение литературы в школе II ступени» (1928, совместно с В. В. Голубковым), «Методика преподавания литературы» (1930). В главы будущего методического пособия для старших классов должны были превратиться статьи «Герои и события в произведении» и «Письменные работы по литературе в старших классах».
О чем бы ни писала Рыбникова, обязательными для ее манеры изложения оставались две вещи: высокий уровень теоретического обобщения и прекрасный, доступный язык.
Начинала Рыбникова как интуитивист, последователь М. Гершензона. Расцвет ее методической продуктивности пришелся на 30-е гг., когда расцвет литературоведения 20-х гг. начал постепенно сказываться и на состоянии отечественной методики. Так что в ту пору, когда на литературоведение пришлись заморозки, в методике литературы — совершенно независимо от мрачной обстановки внутри страны, на годы репрессий — согласно каким-то внутренним законам развития междисциплинарных наук — пришелся очевидный расцвет.
Конечно, Рыбникова оставалась зависимой от эпохи, в которой жила, но обратите внимание: классовый анализ литературного произведения занимает ее в последнюю очередь, лишь после того, как исследователем исчерпаны собственно филологические подходы. Здесь, видимо, и проходила последняя черта профессионального компромисса между наукой и идеологией.
Работы М. А. Рыбниковой несколько раз переиздавались, но книге 1924 г. «По вопросам композиции» почему-то не везло[1]. Знакомясь с этой статьей, начинайте готовиться к небольшому исследованию на тему «Изучение композиции литературного произведения в школе».
- [1] Лишь в 80-х гг. методисту И. Е. Каплану удалось опубликовать отдельные ее главы.