Контроль за безопасностью оборудования и продукции
Таким образом, предотвращение самых легких происшествий косвенным образом влияет и на количество происшествий с тяжелыми последствиями. Более того, в последнее время в мировой практике принято учитывать и оценивать опасность возникновения аварийной ситуации и регистрировать происшествия, которые произошли, но не привели к аварии, инциденту или несчастному случаю. Регистрация и анализ… Читать ещё >
Контроль за безопасностью оборудования и продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для исключения эксплуатации оборудования, не соответствующего требованиям безопасности, производится соответствующая проверка оборудования как перед его первичным задействованием, так и в процессе эксплуатации. Применительно к оборудованию повышенной опасности проводятся специальные освидетельствования и испытания.
При поступлении нового оборудования и машин на предприятие они проходят входную экспертизу на соответствие требованиям безопасности. Она проводится отделом главного механика с привлечением механика того подразделения (цеха), где его планируют использовать. В случае проверки энергетических систем в ней участвуют также главный энергетик и энергетик указанного выше подразделения. Если оборудование не соответствует предъявляемым требованиям, оно не допускается к использованию, при этом составляется рекламация в адрес завода-изготовителя.
Ежегодно отдел главного механика проверяет состояние всего парка станков, машин и агрегатов цеха. Особое внимание уделяется компрессорным устройствам, грузоподъемному оборудованию, лифтам, газопроводам и т. п.
При постановке новой продукции на производство устанавливают режим, позволяющий обеспечить выполнение всех действующих требований безопасности и экологичности. В техническое задание не допускается включать требования, которые противоречат требованиям законов РФ и нормативных документов органов надзора за безопасностью, охраной здоровья и природы.
Согласно этому в процессе разработки документации проверка новых технических решений, обеспечивающих достижение новых потребительских свойств продукции, должна осуществляться при лабораторных, стендовых и других исследовательских испытаниях моделей, макетов, натурных составных частей изделий и экспериментальных образцов продукции в целом в условиях, как правило, имитирующих реальные условия эксплуатации.
Опытные образцы (опытную партию) или единичную продукцию (головной образец) подвергают приемочным испытаниям в соответствии с действующими стандартами или типовыми программами и методиками испытаний, относящимся к данному виду продукции. Приемочные испытания проводят по программе и методике, подготовленным разработчиком и согласованным с заказчиком или одобренным приемочной комиссией. В приемочных испытаниях независимо от места их проведения вправе принять участие изготовитель и органы, осуществляющие надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы, которые должны быть заблаговременно информированы о предстоящих испытаниях.
Оценку выполненной разработки и принятие решения о производстве и (или) применении продукции проводит приемочная комиссия, в состав которой входят представители заказчика (основного потребителя), разработчика, изготовителя. При необходимости к работе комиссии могут быть привлечены эксперты сторонних организаций, а также органы, осуществляющие надзор за безопасностью техники, охраной здоровья и природы.
В мировой практике на промышленных объектах были проведены исследования соотношений инцидентов различной степени серьезности, направленные на выявление связи между крупными и мелкими происшествиями, а также другими опасными событиями. Были сделаны следующие важные выводы:
в каждом исследовании прослеживалась связь между разными типами событий, менее тяжелые происшествия регистрировались гораздо чаще, чем более тяжелые;
- — каждый раз была опасность того, что «происшествия без травм» и «опасные ситуации» могли перерасти в более серьезные;
- — представленные ниже цифры, соответствующие количеству случаев потери контроля, послужили материалом для разработки методов улучшенного контроля.
В результате получено следующее соотношение: на 1 тяжелое происшествие (с потерей трудоспособности) приходятся 10 происшествий с легкими последствиями (любая травма, не приводящая к потере трудоспособности), 30 случаев нанесения материального ущерба (все типы), 600 происшествий без видимых травм и материального ущерба, т. е. 1: 10:30:600.
Таким образом, предотвращение самых легких происшествий косвенным образом влияет и на количество происшествий с тяжелыми последствиями. Более того, в последнее время в мировой практике принято учитывать и оценивать опасность возникновения аварийной ситуации и регистрировать происшествия, которые произошли, но не привели к аварии, инциденту или несчастному случаю. Регистрация и анализ происшествий, которые в реальности не привели к более тяжелым последствиям, служат основой для снижения аварийности и травматизма. В качестве методического примера приведем данные, представленные в табл. 18.1.
Таблица 18.1
Распределение происшествий, не приведших к авариям или инцидентам, по основным категориям (компания «Халлибуртон», Россия, июнь — декабрь 2002 г.).
Основные категории, по которым регистрируются инциденты и наблюдения. | Июнь. | Июль. | Август. | J3. О. 5? Н Ф. и. | Октябрь. | Ноябрь. | Декабрь. | Всего. |
Охрана окружающей среды. | ||||||||
Оборудование. | ||||||||
Планирование. | ||||||||
Безопасность труда. | ||||||||
Процедуры, регламенты. | ||||||||
Химические вещества. | ||||||||
Персонал. | ||||||||
СИЗ, спецодежда. | ||||||||
Всего. |
Как очевидно из приведенных результатов, большая часть возможных аварий и несчастных случаев связана с условиями труда и эксплуатацией оборудования. Своевременный анализ причин несчастных случаев и их устранение помогли улучшить условия труда и предупредить риск возникновения серьезных аварий и инцидентов.
Идея регистрации происшествий, не приведших к авариям и инцидентам, является новой и, конечно же, потребуется определенное время для осознания необходимости регистрации и правильной классификации таких происшествий.