Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

«Распределительные» модели условий демократии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассматривая разнообразные факторы демократизации — легитимность, лидерство, политическую культуру, гражданское общество, электоральные системы, конституционные нормы, децентрализацию и т. д., — авторы «Политики в развивающихся странах» признают связь между развитием и демократией несовершенной. Однако они настаивают, что накопление исторических и количественных свидетельств способствует… Читать ещё >

«Распределительные» модели условий демократии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассмотрим далее те модели условий демократии, которые основываются на идее, что экономический рост влияет на возникновение и укрепление демократии не непосредственно, а через иные социально-экономические факторы, связанные с этим ростом. Особое место в этой группе занимают так называемые «распределительные» модели: модель распределения властных ресурсов Ванханена, модель социального равенства/неравенства Мюллера и модель «многовариантной каузальности» Дайамонда.

Тату Ванханен считал, что демократия предполагает широкое распределение властных ресурсов, под которыми он понимал социальнопрофессиональный статус, образование и наличие земельной собственности. Чем шире распределены властные ресурсы, тем реальнее возможность возникновения демократии. Для эмпирического анализа взаимосвязи демократии (его индекс демократии рассмотрен нами ранее) и социально-экономических условий Ванханен формирует пять измерителей распределения властных ресурсов[1]:

  • 1) IOD {index of occupational diversification) — индекс профессиональной диверсификации, подсчитанный как среднее арифметическое доли городского населения и доли несельскохозяйственного населения;
  • 2) IKD {index of knowledge distribution) — индекс распределения знания, подсчитанный как среднее арифметическое долей учащихся и грамотных;
  • 3) FF (family farms') — индекс распределения земельной собственности, подсчитанный как доля семейных земельных участков в общем числе земельных владений;
  • 4) Среднее арифметическое IOD, IKD, FF;
  • 5) IPR (index of power resources) — индекс властных ресурсов, вычисляемый по формуле

«Распределительные» модели условий демократии.

Эмпирическое обследование 119 государств[2], а затем 147 государств[3] включало анализ процесса возникновения демократии по десятилетиям, начиная с 1850 и по 1988 гг. В качестве статистических методов анализа эмпирических данных использовались корреляционный и регрессионный анализы. Впоследствии данная методология и методика с некоторым дополнением индексов Ванханен использовал для анализа процесса демократизации в Восточной Европе.

Первые исследования Ванханена были направлены на подтверждение следующих гипотез:

  • 1) арифметическое среднее IPR по десятилетиям явно выше у демократий, чем у недемократий;
  • 2) политические переменные положительно коррелируют с IPR и его компонентами;
  • 3) все страны стремятся пересечь порог демократии при одном и том же уровне IPR;
  • 4) все страны стремятся пересечь порог демократии, когда IOD, IKD, FF и их арифметическое среднее достигает уровня 30—50%.

В общем и целом результаты эмпирического анализа свидетельствовали о наличии достаточно тесной связи между распределением властных ресурсов и показателями демократии (табл. 9.3).

Таблица 9.3

Корреляции политических переменных с IPR и его составляющими1

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

Конкуренция (1)

1,00.

0,409.

0,777.

0,642.

0,643.

0,519.

0,604.

Участие (2)

—.

1,00.

0,688.

0,587.

0,604.

0,481.

0,611.

Индекс демократии (3)

—.

—.

1,00.

0,685.

0,643.

0,625.

0,803.

IOD (4)

—.

—.

—.

1,00.

0,840.

0,446.

0,738.

IKD (5)

—.

—.

—.

—.

1,00.

0,562.

0,748.

FF (6)

—.

1,00.

0,752.

IPR (7)

—.

—.

—.

—.

—.

1,00.

Коэффициенты корреляции, приведенные в таблице, показывают, что переменная политической конкуренции имеет более высокие показатели коррелятивности, чем переменная политического участия, за исключением взаимосвязи с обобщающим индексом властных ресурсов. Индекс демократии в целом имеет самый высокий показатель взаимосвязи с индексом властных ресурсов (0,803) и достаточно высокие показатели корреляции с его составляющими. Все это позволяет говорить о достаточно тесной зависимости между двумя наборами переменных.

Доказана была гипотеза и о более значимых показателях распределения властных ресурсов у демократий, чем у недемократий. Так, арифметическое среднее IPR у демократий по десятилетиям составило:[4]

1850—1959 — 6,1; 1900—1909 — 11,3; 1970—1979 — 23,9; за весь обследуемый период, т. е. 1850—1979 — 16,3; у недемократий — соответственно 1,0; 1,5; 3,1; 1,7.

Эдвард Мюллер предложил свою модель демократизации как процесса, определяемого экономическим развитием, которое находит выражение в особенностях классовой структуры и в уровнях распределения доходов. Именно последние факторы и следует, по его мнению, считать непосредственными причинами демократизации. Схематически его модель выражается следующим образом (рис. 9.2). Он пишет: «Имеется правдоподобное теоретическое основание ожидать, что отношение между экономическим развитием и демократией может быть более сложным, чем положительная монотонная связь. Действительно, я полагаю, что процесс капиталистического экономического развития имеет положительное прямое влияние отрицательное непрямое влияние на процесс демократизации»[5][6].

Отношение между экономическим развитием и демократизацией.

Рис. 9.2. Отношение между экономическим развитием и демократизацией2.

С одной стороны, процесс капиталистического экономического развития оказывает положительное влияние на демократизацию, так как он сопровождается переходом от сельскохозяйственной занятости населения к его включению в сферу индустрии и услуг. Этот переход вызывает рост городского среднего класса и городского рабочего класса, которые способствуют введению демократии. С другой стороны, капиталистическое экономическое развитие также первоначально усиливает социальное неравенство и, следовательно, негативно воздействует на демократизацию, так как высокий уровень неравенства доходов радикализирует рабочий класс, усиливает классовую поляризацию и понижает толерантность буржуазии к политическому участию низших классов. Следовательно, неравенство доходов несовместимо со стабильностью демократии во времени.

Если говорить о равенстве/неравенстве, то существует несколько моделей взаимосвязи демократии и уровня распределения доходов. Не все исследователи согласны, что такая зависимость существует на национальном уровне. Так, Фредерик Тернер и Марита Карбалью де Силей, сравнивая данные Всемирного банка о распределении доходов с результатами исследования уровней политических прав «Домом свободы», не находят связи между ними на внутринациональном уровне1. Но одновременно они выдвигают положение о наличии связи между демократией и международным равенством. Конечно, социальное равенство внутри страны играло свою роль в возникновении демократии, но только в истории (США, например). Сегодня следует говорить о том, что возможности полиархии усилились именно потому, что рост доходов на душу населения характеризует сегодня все большее число стран. С другой стороны, опасностью для демократии является разрыв в доходах на душу населения между богатыми и бедными странами. Так, выгоды, полученные от роста, распределяются неравномерно среди стран и народов: 20% населения мира, представляющие собой самую богатую его часть, умножали свои доходы в период между 1960 и 1989 г. в 2,7 раза быстрее, чем 20%, относящиеся к категории бедняков. В 1989 г. 20% самых богатых в мире получали в 60 раз больше, нежели 20% самых бедных (и если говорить о самых богатых и самых бедных, то пропорция составляла 150: I)[7][8].

Модель «разрыва», предложенная Зехрой Арат, говорит о том, что первоначальный неизбежный разрыв, который существует между удовлетворением гражданских и политических прав и удовлетворением социальных и экономических прав на начальном этапе демократизации, при сохраняющемся или даже понижающемся уровне удовлетворения последних ведет к падению демократии[9].

Что касается роли классов в политике и политических переходах, то внимание к ним в последние годы также возросло. На это указывает Рэй Кили, критикуя предшествующую концепцию развития за неисторичность, эволюционизм, функционализм, догматизм и неспособность объяснить перемены в современном мире, хотя он и не ограничивает объяснительные причины классами и классовой борьбой[10]. Интерес к анализу отклоняющихся от статистической зависимости случаев демократизации приводит к восстановлению исторического подхода, опирающегося на поиск причин в классовых взаимоотношениях. В этих условиях приобретает популярность классовый анализ становления диктатуры и демократии марксистского направления в сравнительной политологии. Вновь вызывает интерес классическая книга Баррингтона Мура о социальных источниках диктатуры и демократии1. Исследователи этого направления делают акцент на классах, классовых коалициях, социальных основаниях аппарата государства и т. д. Так, авторы «Капиталистического развития и демократии» указывают, что демократизация в течение исторической фазы ранней индустриализации стимулировалась рабочим классом, позже — средний класс становится в этом процессе более значимым и, вероятно, хотя и не всегда, сотрудничает с рабочим классом. Главную роль в демократизации они отводят низшим классам. Капиталистическое развитие ослабляет традиционную земельную элиту, рабочие приобретают опыт классовой власти. Становление демократии в истории (и в регионе современных развивающихся стран) подтверждают следующие выводы:

  • 1) рабочий класс был наиболее последовательной продемократической силой, хотя иногда склонный к мобилизации харизматическими, а не авторитарными лидерами и партиями;
  • 2) земельный высший класс, зависимый от использования значительного по размеру дешевого труда, был последовательно антидемократической силой и противился включению в политику низших классов;
  • 3) роль среднего класса в процессе демократизации была двойственной, так как он пытался расширить свое участие в политике, но иногда отвергал подобное участие для рабочего класса[11][12].

Ларри Дайамонд также считает, что экономическое развитие хотя и связано с возникновением демократии (что эмпирически может быть подтверждено), но следует учитывать все-таки те факторы, связь которых с демократизацией более существенна. Эти факторы, конечно, определяются уровнем экономического развития, но эмпирически подтверждается их большее влияние, чем собственно экономики. Анализируя связи и оценивая более чем тридцатилетний период исследований социально-экономической обусловленности демократии, он делает следующие обобщающие выводы.

Имеется сильная положительная связь между демократией и социально-экономическим развитием. Последнее может быть показано и как ВНП на душу населения, и через индекс физических условий жизни.

Эта связь каузальна по крайней мере в одном направлении: более высокие уровни социально-экономического развития порождают большую возможность для демократического управления.

Она также свидетельствует и о том, что высокие уровни социальноэкономического развития связаны не только с наличием, но и со стабильностью демократии.

Связь между социально-экономическим развитием и демократией является линейной, но в последние десятилетия все более явно походит на кривую — растущие шансы для демократии среди бедных стран и, возможно, среди стран с доходом ниже среднего затем нейтрализуются или даже возникает отрицательный эффект для демократии на среднем уровне развития и индустриализации, и вновь растут в точке, где демократия становится крайне вероятной на определенном высоком уровне экономического развития (приблизительно при доходе на душу населения 6000 долл, в текущих ценах США).

Каузальная связь между развитием и демократией может быть нестабильной во времени и может сама изменяться по периодам или волнам в мировой истории. Нынешняя волна глобальной демократической экспансии может ослабляться или разрушаться при падении дохода ниже «нижней границы», когда, в соответствии с Далем, возможности для демократии являются «хрупкими». Даже более того, нынешняя волна может быть уменьшена или разрушена обратной связью между демократией и развитием на средних уровнях экономического развития.

Уровень социально-экономического развития является наиболее важной переменной в детерминации возможностей демократии, но она не является полностью детерминационной. Другие переменные оказывают влияние, и множество стран все еще имеют формы режимов, которые явно ненормальны при сравнении их с уровнями развития.

Хотя национальный доход на душу населения, по-видимому, должен быть единственной независимой переменной, которая предполагает наиболее надежное и устойчивое предсказание уровня демократии, эта переменная, вероятно, является заменителем более широкой меры нормального человеческого развития и благополучия, которая более тесно связана с демократией. Тезис Липсета может быть, таким образом, слегка переформулирован: чем более зажиточным является народ страны в среднем, тем больше вероятность, что он будет благосклонно относиться к демократии, стремиться к ней и устанавливать демократическую систему в своей стране[13].

Описанные выше объяснительные модели условий демократии основной акцент делают на социально-экономических факторах. Ясно, что стремление выстроить объективный механизм возникновения демократических политических систем заставляет исследователей искать детерминанты демократии прежде всего в сферах экономики, социального расслоения, международных отношений. Тем более что для эмпирического анализа связей есть необходимый материал и достаточно легко применяются методы статистической науки. Однако наряду с этими исследованиями сравнительная политология включает и модели, основная идея которых состоит в поиске не факторов окружающей среды (инвайроментальных факторов), а внутренних, связанных с развитием самой политической системы. По-видимому, объяснение возникновения демократии посредством собственно политических факторов позволяет решить проблему частичного несовпадения демократии и социальноэкономического развития, о котором говорил Ларри Дайамонд. Кроме того, необходимо учитывать, что политика является относительно автономной сферой жизни общества, имеет свои собственные зависимости и детерминационные связи, учитывать которые необходимо при решении вопроса о трансформации политических систем. Часто возникает вопрос, что первично: демократия или экономическое развитие, не оказывает ли демократическое устройство не просто стимулирующее воздействие на экономический рост и благосостояние, а становится необходимым моментом начала такого развития? Здесь, конечно, демократия из зависимой переменной превращается в независимую, что, в свою очередь, требует иных объяснительных подходов к ее возникновению.

Рассматривая разнообразные факторы демократизации — легитимность, лидерство, политическую культуру, гражданское общество, электоральные системы, конституционные нормы, децентрализацию и т. д., — авторы «Политики в развивающихся странах» признают связь между развитием и демократией несовершенной. Однако они настаивают, что накопление исторических и количественных свидетельств способствует опровержению аргумента, преобладавшего в мышлении исследователей в 1960—1970;е гг., о том, что бедные страны должны забыть о демократии и сосредоточиться на развитии; что авторитарные режимы растут более быстро, чем демократические, и что демократическое политическое участие должно, следовательно, «сдерживаться, по крайней мере, временно, для благоприятствования экономическому продвижению от низшей к средней стадии прогресса»[14].

В общем, можно выделить следующие основные объяснительные модели, основанные на поиске внутренних факторов демократии: институциональная модель, культурологическая модель и элитистская модель. Подобные модели дополняют картину условий демократии и зачастую служат объяснению новых возможностей ее возникновения при отсутствии достаточных социально-экономических реквизитов.

Хотя более подробно некоторые из этих моделей будут объяснены в последующих главах, здесь все же отметим ряд основных моментов.

Институциональные основы становления демократии связывают с конституционными нормами, с социально-политическими движениями, с политическими партиями, с государственно-политическими режимами. Так, особую роль в переходных процессах играют правительства, деятельность которых способствует или препятствует демократизации. Выделяют, например, четыре модели промежуточных правительств:

  • 1) революционные временные правительства, которые вырастают из внутренних революций или государственных переворотов;
  • 2) правительства, в которых авторитарные силы и их демократические противники разделяют власть в ожидании выборов;
  • 3) правительство, временно руководящее страной до новых выборов, после которых уходящая элита стремится передать власть демократически избранному правительству;
  • 4) международные временные власти, при которых ООН наблюдает за процессами демократических перемен.

При этом главным вопросом переходных правительств выступает обеспечение легитимации своей деятельности, без которой переход к демократии невозможен1.

Вновь появляется значительный интерес к политической культуре и ее роли в переходных процессах, а также в укреплении демократии. Джон Мартц специально пересматривает роль политико-культурного измерения политики, особенно при объяснении переходных структур[15][16]. Ларри Дайамонд считает, что политическая культура относится к одной из решающих вмешивающихся переменных при исследовании процессов демократизации, и выделяет следующие каналы, через которые политическая культура определяет демократическое становление системы или, наоборот, препятствует демократизации:

  • 1) через изменение верований и ощущений руководящих элит;
  • 2) через изменение массовой политической культуры;
  • 3) через возрождение демократических норм и предпочтений.

Новые демократии могут процветать или ухудшаться со временем;

их окончательное разрушение является другим возможным результатом. Дайамонд утверждает, что «перемены в положении, силе или стабильности демократии редко случаются без некоторых заметных включений в этот процесс политической культуры»[17].

Элитологический подход к проблеме становления демократии предполагает, что при отсутствии некоторых важных социально-экономических, институциональных, культурно-массовых политических условий или их слабости политическая элита выполняет важные стимулирующие и организационные функции. В этой связи особое значение приобретает «интернационализация» национальных политических элит, которая базируется на интенсивных мировых процессах обмена рабочей силой, технологиями, информацией и культурой. Трудность здесь заключается в готовности и умении «интернационализированной» на основе демократических ценностей политической элиты сочетать демократию с уровнем социально-экономического развития и культурными национальными традициями.

Таким образом, заключая материал данной главы, следует сказать, что изучение условий демократии развивалось двумя путями. Во-первых, происходило усиление многовариативности в выделении основных объясняющих факторов процесса становления демократии. Во-вторых, исследователи сочетали статистически значимые обобщения каузальных связей с историческим анализом отклоняющихся от закономерных случаев.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. О какой статье С. Липсета идет речь в первой части данной главы?
  • 2. Поясните основной смысл подхода С. Липсета к изучению условий демократии.
  • 3. Каковы объяснительные модели возникновения демократии?
  • 4. Всегда ли исследователи фиксируют прямую связш уровня развития экономики и типа политического режима?
  • 5. Какова историческая последовательность условий формирования демократических режимов?

Основные понятия

Условия демократии, корреляционные и причинные взаимосвязи, модели взаимосвязи экономики и демократии, исторические условия демократии, распределительные модели взаимосвязи условий и демократии.

Литература

Основная

Инглхарт, Р. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития / Р. Инглхарт, К. Вельцель. — М.: Новое издательство, 2011.

Jluncem, С. М. Сравнительный анализ социальных условий, необходимых для становления демократии / С. М. Липсет, К. Р. Сен, Д. Ч. Торрес // Международный журнал социальных наук. Сравнительная политология. —1993. — № 3.

Пшеворский, А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке / А. Пшеворский. — М.: РОССПЭН, 1999.

Тернер, Ф. С. Равенство и демократия / Ф. С. Тернер, М. К. де Силей // Международный журнал социальных наук. Сравнительная политология. —1993. — № 3.

Дополнительная

Лейн, Ж.-Э. Сравнительная политология: от политической социологии к сравнительной социальной политике / Ж.-Э. Лейн, С. Эррсон // Политические процессы в России в сравнительном измерении / под ред. М. А. Василика и Л. В. Сморгунова. — СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1997.

Мельвиль, А. Ю. И вновь об условиях и предпосылках движения к демократии / А. Ю. Мельвиль // Политические исследования. Полис. — 1997. — № 1.

Роузфилд, Ст. Сравнительная экономика стран мира. Культура, богатство и власть в XXI веке / Ст. Роузфилд. — М.: РОССПЭН, 2004.

Теория и методы в современной политической науке / под ред. Ст. Ларсена. — М.: РОССПЭН, 2009.

  • [1] Vanhanen Т. The Emergence of Democracy. A Comparative Study of 119 States, 1850—1979. Helsinki: Finnish Society of Science and Letters. 1984. P. 38.
  • [2] Vanhanen T. The Emergence of Democracy. A Comparative Study of 119 States, 1850—1979. P. 38.
  • [3] Vanhanen T. The Process of Democratization. A Comparative Study of 147 States, 1980—1988. N. Y.: Crane Russak, 1989.
  • [4] Vanhanen Т. The Emergence of Democracy. A Comparative Study of 119 States, 1850—1979. P. 45.
  • [5] Vanhanen Т. The Process of Democratization. A Comparative Study of 147 States, 1980—1988.
  • [6] Muller E. Economic Determinants of Democracy // American Sociological Review. 1995.Vol. 60. № 6. P. 969.
  • [7] Тернер Ф. С., де Силей М. К. Равенство и демократия // Международный журналсоциальных наук. Сравнительная политология. 1993. № 3. С. 165.
  • [8] Попповиц М., Пинейру П. Как консолидировать демократию? Взгляд сквозь призмуправ человека // Международный журнал социальных наук. Измерение и оценка развития. 1995. № 10. С. 100.
  • [9] Arat Z. Democracy and Human Rights in Developing Countries. Boulder, Colo.: LynneRienner, 1991.
  • [10] Kiely R. Sociology and Development: The Impasse and Beyond. L.: UCL Press, 1995.
  • [11] Moore В. The Social Origins of Dictatorship and Democracy: Lord and Peasant in theMaking of the Modern World.
  • [12] Rueshemeyer D., Stephens E., Stephens J. Capitalist Development and Democracy, Chicago: University of Chicago Press, 1992.
  • [13] Diamond L. Economic Development and Democracy Reconsidered // ReexaminingDemocracy. Essays in Honor of Seymour Martin Lipset. Ed. by G. Marx and L. Diamond.P. 108—109.
  • [14] Diamond L., Linz J., Upset S. (eds.) Politics in Developing Countries: ComparingExperiences with Democracy. 2d ed. P. 24.
  • [15] Shain Y., Linz J. Between States: Interim Government and Democratic Transitions. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. Ch. 1—4.
  • [16] Martz J. Bureaucratic-Authorutarianism, Transitions to Democracy and the Political-Culture Dimension // New Directions in Comparative Politics / H. Wiarda (ed.). Boulder: West University Press, 1991.
  • [17] Diamond L. The Globalization of Democracy // Global Transformation and the ThirdWave / R. Slater, B. Schutz, St. Dorr (eds.). Boulder: Lynne Rienner, 1993. P. 27.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой