Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационное пространство политики современной России: Формирование сетевой организации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ачкасов В. А., Чугунов А. В. Демократия и Интернет: Роль Интернета в формировании «просвещенного понимания"// Интернет и современное общество. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Декабрь 1998 г. — СПб., 1998. — С. 43−46- Дмитриев А. В., Латынов В. В., Яковлев И. Г. Политика, политология, Интернет. — M.: Изд-во Современного гуманитарного университета, 2002; Кулик А. Н… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические основы исследования информационного пространства политики
    • 1. 1. Методологические основы исследования информационного пространства политики
    • 1. 2. Теоретические подходы к обоснованию сетевой организации информационного пространства политики
  • Глава 2. Сетевая организация информационного пространства политики современной России: особенности формирования и перспективы развития
    • 2. 1. Этапы развития и принципы сетевой организации информационного пространства политики
    • 2. 2. Электронное государственное управление как механизм совершенствования сетевой организации информационного пространства политики
  • Глава 3. Формирование сетевой организации российского регионального информационного пространства политики
    • 3. 1. Состояние и перспективы развития сетевой организации информационного пространства политики РФ
    • 3. 2. Региональные модели сетевой организации информационного пространства политики

Информационное пространство политики современной России: Формирование сетевой организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Сложные и противоречивые тенденции в политической сфере современной России, необходимость кардинального реформирования системы государственной власти, ^ оптимизации механизмов ее осуществления, совершенствования федеративного устройства, углубления процессов социально-политической и экономической интеграции регионов, формирования развитого гражданского общества ставят перед политической наукой необходимость осмысления сущности и особенностей информационного пространства политики — сферы, в которой находят отражение наиболее острые и актуальные проблемы развития современного общества.

Трансформация смысла и практик политической коммуникации, свойственная современной информационной эпохе, объективно связана с глобальным социально-политическим и культурным переустройством, обусловленным не столько многократным увеличением объема доступной fy информации, сколько возникновением особого рода пространства, в котором коммуникация становится системообразующим элементом политики1. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы как гражданского политического участия при принятии управленческих решений в условиях «новой коммуникативной ситуации», так и степень вовлеченности в данный процесс государственных структур различного уровня. Вполне объяснимо, что в этих обстоятельствах становится насущно необходимым изучение как социокультурной, так и технологической изменчивости — взаимозависимых с точки зрения исследования факторов — для предсказуемого развития информационного пространства политики.

Современные способы коммуникации в контексте глобализации сформировали представление о сетевой организации как доминирующем принципе организации социума в новую информационную эпоху. Тем не.

1 Зуев С. Э. Измерения информационного пространства (политики, технологии, возможности)// Музей будущего: информационный менеджмент/ Сост. А. В. Лебедев. — М.: Прогресс-Традиция. — 2001. — С. 231. менее сетевая организация не является исключительным феноменом глобального развития социальных систем. Сетевая организация политической коммуникации исторически сложилась и доминирует в информационном пространстве политики, отражая как принципы взаимодействия государства и гражданского общества, так и принципы информационного обмена элит. В этой связи особую актуальность представляют вопросы, связанные с изучением принципов и механизмов сетевой организации, присущих современному российскому политическому сообществу, их влияния на развитие политической коммуникации, процессы демократизации политического пространства России.

Активное исследование политической наукой проблем трансформации политической сферы под воздействием современных информационно-коммуникационных технологий было обусловлено влиянием зарубежного интеллектуального опыта, теории постиндустриализма2, появлением таких концепций информационного общества, как «интеллектуальная технология» (Д. Белл)3, «новая технология и организация» (Дж. Гелбрейт)4, концепции «электронной демократии» (Б. Барбер, С. Хантингтон и др.)5. Данные исследования сосредоточены на решении сущностной задачи прогнозировании вероятных последствий свободного распространения информации для традиционных принципов и форм осуществления либеральной демократии6. Теоретические воззрения западного научного сообщества легли в основу исследований российских авторов, так или иначе.

2 См, например: Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. — N.Y., 1993; Stonier T. The Wealth of Information. — L., 1983; Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. — N.Y., 1988 и т. д.

3 Bell D. The Social Framework of the Information Society. The Computer Age: A Twenty Year View. — L., 1981.

4 См. подробнее: Полищук И. Л. В преддверии натиска третьей волны. — М., 1989; Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М.: Academia, 1999; Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. — М.: Прогресс, 1969.

5Barber В. Participatory Democracy// Encyclopedia of Democracy. -Vol. 3. — N.Y., 1995; Huntington S. The Third Wave: Democratization in the Late Twentieth Century. — L., 1991.

6Грачев M.H., Мадатов A.C. Демократия: методология исследования, анализ перспектив. М.:АЛКИГАММА, 2004; Данилин А. Электронные государственные услуги и административные регламенты. От политической задачи к архитектуре электронного правительства. — М.:Инфра-М., 2004; Региональное электронное правительство: стратегия создания, архитектура, типовые решения./ Под ред. В. И. Дрожжинова, А. А. Лучина. — М.: Эко-Трендз, 2004. связанных с проблематикой и перспективами развития информационного п общества в России .

Понятие «информационное пространство» было привнесено в научный дискурс лексикой формирования теорий информационного общества. К началу нового тысячелетия большинство развитых стран мира сформулировали стратегию и тактику вхождения в постиндустриальную, информационную эру развития. Интеллектуальные усилия ученых, политиков, дипломатов выразились, в частности, в принятии окинавской хартии «Глобального информационного общества"8. Этот документ, подписанный 22 июля 2000 года руководителями стран «большой восьмерки», заложил основу национальных стратегий и международной политики в целом в рамках формирующегося глобального информационного общества.

Еще в начале 1990;х в категориально-понятийном аппарате научного сообщества за рубежом появились дефиниции «информационное пространство», «информационное поле». В это же время данная тема вошла в круг проблем исследования в России, где проникновение указанных понятий с приставкой «единое» происходило преимущественно в нормотворческий оборот. Актуальность вопросов создания целостного информационного пространства страны, имеющего первостепенное значение для совершенствования государственного устройства, неоднократно акцентировалась в выступлениях Президента РФ В. В. Путина, Председателя Совета Федерации РФ С. М. Миронова, руководителей регионов. Основные положения «Концепции формирования единого информационного пространства России» нашли отражение в ряде документов — в Указе Президента Российской Федерации «Вопросы формирования единого информационно-правового пространства Содружества Независимых.

7 См., например: Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. — М., 1994; Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001; Дятлов С. А. Принципы информационного общества// Информационное общество. — 2000. вып.2. — С.77−85 и т. д.

8 Хартия «Глобального информационного общества» (Окинава)// Дипломатический вестник. — 2000. — № 8. -С. 51−56.

Государств" № 2293 от 27 декабря 1993 года, Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств9, Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов (1995 г.)10, ряде публикаций материалов научно-практических конференций и т. д. Тем не менее эксперты отмечают недостаточную научную разработанность понятия информационное пространство, прежде всего с точки зрения его применения в политологических исследованиях.

В целом формирование и развитие информационного пространства политики современной России столкнулись с большим количеством проблем социально-политического, экономического и юридического характера, что требует активизации научных исследований, увязывающих теоретические конструкции и модели с практикой формирования исследуемого пространства. Данный ракурс рассмотрения проблемы в значительной степени определяет актуальность диссертационной работы, представляющей собой комплексное исследование теоретических и практических аспектов формирования информационного пространства политики на современном этапе развития России.

Степень разработанности темы. Проблематика диссертационного исследования затрагивает различные области гуманитарного знания. При выборе методологических ориентиров автором были изучены работы, в которых ученые сосредоточили свои усилия на исследовании проблемы изменений в жизни современного общества в новую информационную эпоху, когда знания и информация становятся важнейшим ресурсом социального развития — концепции, имеющей теоретические традиции, сложившиеся под влиянием теорий постиндустриализма и информационного общества.

9 Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств// Российская газета. 1996, 7 дек.

10 Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. — М, 1995.

Существенную роль в осмыслении теоретических и методологических аспектов изучения информационного пространства политики в современных условиях играет анализ социальных аспектов становления информационного общества. Основные положения данной теории были сформулированы преимущественно в исследованиях западных ученых Д. Белла, Дж.

-?> Гелбрейта, М. Кастельса, М. Маклюэна, Э. Тоффлера, А. Турена, Ф.

Уэбстера 11 и т. д. Теоретические воззрения западного научного сообщества легли в основу исследований российских авторов, так или иначе связанных с проблематикой и перспективами развития информационного общества в России 12.

Многоуровневый и противоречивый характер перемен смысла и формы политических отношений в современном информационном пространстве отмечали У. Л. Беннет, 3. Бжезинский, P.M. Энтман, В. А. Гуторов, И. И. Засурский, Я. Н. Засурский 13, что способствовало выявлению основных тенденций развития исследуемого пространства в условиях демократической системы.

Анализу понятия политической коммуникации, особенностям ее влияния на современные социально-политические процессы посвящены труды известных зарубежных ученых Б. Берельсона, X. Годе, Г. Лассуэлла, П.

11 См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М.: Academia, 1999; Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. — М.: Прогресс, 1969; Тоффлер Э. Шок будущего. — М.:АСТ, 2002; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М.: ГУ ВШЭ, 2000; Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. — М.:Академический проект, 2005; Тоффлер Э. Третья волна. — М.:Троица, 1992; Турен А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества// Новая технократическая волна на Западе. — М. — 1986. — С. 229−239- Уэбстер Ф. Теории информационного общества. — М.:Аспект пресс, 2004.

12 См., например: Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. — М., 1994; Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — СПб.:Изд-во Михайлова В. А., 2001; Дятлов С. А. Принципы информационного общества// Информационное общество. — 2000. — вып.2. — С.77 — 85 и т. д.

13 Бжезинский 3. Большая шахматная доска. — М., 1998; Гуторов В. А. Концепция киберпространства и перспективы современной демократии// Интернет и современное общество. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Декабрь 1998 г. — СПб., 1998. — С. 35 — 38- Засурский И. И. СМИ и власть: Россия девяностых// Средства массовой информации постсоветской России./ Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект пресс, 2002. — С. 86 — 134- Засурский Я. Н. Журналистика и общество: балансируя между государством, бизнесом и общественной сферой./ Средства массовой информации постсоветской России./ Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект пресс, 2002. — С. 195 — 231- Mediated Politics: Communication in the future of democracy. — Edited by W. Lance Bennett, Robert M. Entman. — Cambridge: University Press, 2001.

Лазарсфельда, У. Липпмана, Л. Пая 14, а также работы отечественных исследователей М. С. Вершинина, М. Н. Грачева, Е. Ю. Кольцовой, Д. Ф. Мезенцева, А. И. Соловьева 15 и др., что позволило автору выделить особенности изучаемого пространства в политической сфере.

Отметим также опубликованные в последние годы работы В. А. Ачкасова и А. В. Чугунова, А. В. Дмитриева, В. В. Латынова и И. Г. Яковлева,.

A.Н. Кулика, Д. А. Ненашева, Д. Н. Пескова 16 и др., где рассматриваются возможности и перспективы использования новейших информационных технологий и Интернета в информационно-политическом пространстве.

Опираясь на научные воззрения таких ученых, как И. М. Дзялошинский,.

B.Д. Попов 17, в соответствии с которыми информационное пространство предстает как разновидность социального пространства, автором изучен ряд работ, в которых с философских позиций рассмотрены либо отдельные аспекты проблематики социального пространства, либо представлен ее всесторонний анализ. Исследования К. Э. Аксенова, П. Бурдье, Б. Верлена, А.

14 Berelson В., Lazarsfeld P., McPhee W. Voting: A Study of Opinion Formation in a Presidential Campaign. -Chicago, 1954; Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Society// The Communication of Ideas./ Ed: L. Bryson. — New York, 1948; Lazarsfeld P., Berelson В., Gaudet H. The People’s Choice. — New York, 1944; Lippman W. Public Opinion./ With a new introduction by Michael Curtis. — New Brunswick, 1997; Pye L. Political Communication// The Blackwell Encyclopaedia of Political Institutions. — New York, 1987.

15 Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001; Грачев М. Н. Политическая коммуникация// Вестник Российского университета дружбы народов. — Сер. «Политология». — 1999. — № IКольцова Е. Ю. Производство новостей: скрытые механизмы контроля// Журнал социологии и социальной антропологии. — 1999. -№ 3- Мезенцев Д. Ф. Психология влияния средств массовой информации на формирование политических установок личности. Автореф. дис. канд. психол. наук. — СПб., 1998; Соловьев А. И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации// Полис. — 2002. — № 3. — С. 5−19- Соловьев А. И. Коммуникация и культура: противоречия поля политики// Полис. — 2002. — № 6. — С. 6−17.

16 Ачкасов В. А., Чугунов А. В. Демократия и Интернет: Роль Интернета в формировании «просвещенного понимания"// Интернет и современное общество. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Декабрь 1998 г. — СПб., 1998. — С. 43−46- Дмитриев А. В., Латынов В. В., Яковлев И. Г. Политика, политология, Интернет. — M.: Изд-во Современного гуманитарного университета, 2002; Кулик А. Н. «Всемирная паутина» для политической науки, образования и политического участия// Политическая наука: Сборник научных трудов./ РАН. ИНИОН. Институт сравнительной политологии, Российская ассоциация политической науки. — 2002. — № 1: Современное состояние. Тенденции и перспективы./ Отв. ред. и сост. Л. Н. Верченов. — M., 2002. — С. 101−125- Ненашев Д. А. Лоббирование посредством компьютерных сетей: новый инструмент политического влияния// Политическая наука: Сборник научных трудов/ РАН. ИНИОН. Институт сравнительной политологии, Российская ассоциация политической науки. — 2002. — № 1: Современное состояние. Тенденции и перспективы./ Отв. ред. и сост. Л. Н. Верченов. — М., 2002; Песков Д. Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность// Полис. — 2002. — № I.

17 Дзялошинский И. М. Политическое пространство России: политическая метафора или научное понятие// Право знать. Бюллетень правозащитного Фонда Комиссии по свободе доступа к информации. — 2001. — № 7−8- Попов В. Д. Информациология и информационная политика. — М.: РАГС, 2001.

Дугина, Г. Зборовского, А. Лефевра, П. Сорокина, В. Писачкина, А.

1Я.

Филиппова, Н. Шматко способствовали более полному теоретическому осмыслению понятий «информационное пространство» и «информационное пространство политики».

Концептуальная база диссертационной работы не могла сложиться вне изучения научных трудов, формирующих представление о сетевой организации как доминирующем принципе формирования современного информационного пространства политики. Аспект сетевой организации социально-политического пространства рассматривается в работах Р. Берта, Дж. Гудвина, М. Кастельса, М. Эмирбайера 19, а также отечественных авторов Ю. Барсуковой, В. Валитова, А. Чуракова, М. Чучкевича, И. Штейнберга 20 и т. д. Формы и методы сетевой организации в политике исследуются в работах М. Аткинсона, Т. Берцель, В. Коулмана, Д. Ноука, Р. Родеса, JI.B. Сморгунова21.

18 См.: Аксенов К. Э. Пространство и политика. Концептуальные подходы к изучению особой предметной области. — СПб.: TOOTK «Петрополис», 1993; Бурдье П. Начала. Choses dites. — М., 1994; Бурдье П. Социальное пространство в генезисе «классов"// Вопросы социологии. — 1992. — т.1. — № 1. — С.17−23- Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. — М.: Арктогея, 1997; Зборовский Г. Е. Пространство и время как формы социального бытия. — Свердловск, 1974; Писачкин В. А Социология жизненного пространства. — Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 1997; Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992; Филиппов А. Ф. О понятии социального пространства// Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства./ Под общей ред. Е. И. Заславской. — М.: Аспект пресс, 1996; Шматко Н. А. Генетический структурализм Пьера Бурдье// История теоретической социологии: в 4-х т. Т.4/ Отв. ред. и составитель Ю. Н. Давыдов. — СПб.: РХГИ, 2000; Lefebvre Н. The Production of Space/ Translated by Donald Nicholson-Smith. — Oxford UK, — Cambridge USA: Blackwell, 1999; Werlen B. Society, Action and Space. — L.: Routledge, 1992.

19 Burt R.S. Models of Network structure// Annual Review of Sociology. — 1980. — № 6. — P. 4- Emirbayer M., Goodwin J. Network Analysis, Culture and the problem of agency// American Journal of Sociology. — 1994. — № 6. -C. 4−5- Castells M. Materials for an exploratory theory of network society// Brit. J. of. Soc. — 2000. -№ 51- Кастельс M., Киселева Э. Россия и сетевое общество// Мир России. — 2000. — Т. IX. — № 1. — С. 25−36.

20 См.: Валитов В. Социальные сети российских эмигрантов и коренных жителей// Социологический журнал. -2000. — № 1−2- Чураков А. Анализ социальных сетей// Социологические исследования. — 2001. — № 1- Чучкевич М. Основы управления сетевыми организациями. — М.:Институт социологии РАН, 1999; Чучкевич M. Что такое сетевая организация? — М.: Институт социологии РАН, 1999; Штейнберг И. Русское чудо: локальные и семейные сети взаимоподдержки и их трансформация// Неформальная экономика. Россия и мир./ Под ред. Т. Шанина. — M.: Логос, 1999.

21 Atkinson М., Coleman W. Strong States and Weak States: Sectoral Policy Networks in Advanced Capitalist Economies// British Journal of Political Science. — 1989. — Vol. 14. — № 1- Borzel T. Organizing Babylon — on the Different Conceptions of Policy Networks// Public Administration. — 1998a. — Vol. 76. — № 2- Knoke D. Political Networks. The Structural Perspective. — Cambridge, 1990; Rhodes R., Marsh D. Policy Network in British Politics. A Critique of Existing Approaches// Policy Network in British Government./ Eds. D. Marsh and R. Rhodes. — Oxford, 1992. P. 10−13- Сморгунов Л. В. Сетевой подход к политике и управлению// Полис. — 2001. — № 3. — С. 103−113.

Существенный вклад в изучение процессов и принципов организации, свойственных федеральному и субфедеральному уровням информационного пространства политики в связи с демократической трансформацией политического пространства, внесли отечественные ученые И. А. Батанина, Ю. С. Васютин, В. Я. Гельман, Б. А. Зубов, Д. Н. Нечаев, В. Ф. Ницевич, В. В. Огнева, А. И. Ракитов, А. Ю. Сунгуров 22 и др.

Значительный научно-практический интерес для исследования представляют материалы «круглых столов», конференций и симпозиумов по вопросам политического развития информационного пространства регионов РФ 23.

Вместе с тем, несмотря на значительную исследовательскую работу, проделанную отечественными и зарубежными учеными, тем или иным образом затрагивающую различные аспекты анализируемой проблемы, следует отметить, что информационное пространство политики как научное понятие, процессы, происходящие в нем, а также современные формы организации исследуемого пространства пока еще не стали объектом комплексных теоретико-методологических исследований. Необходимость более полного анализа особенностей, тенденций и проблем, с которыми сталкиваются формирование и развитие современного информационного.

22 Батанина И. А. Политическое региональное управление: состояние и тенденции развития. — Тула, 1997; Васютин Ю. С. Регион как субъект политической власти. — М. — Орел: Изд-во ОРАГС, 2002; Зубов Б. А. Унитаризм или федерализм (к вопросу о будущей организации государственного пространства России)// Полис. — 2000. — № 5- Нечаев Д. Н. Неправительственные организации как фактор политического развития России и ФРГ: Сравнительный анализ — М. — Воронеж: Изд-во Моск. гос. ун-таИзд-во Воронеж, гос. ун-та, 2003; Ницевич В. Ф. Информационный фактор национальной безопасности. — Орел: Изд-во ОРАГС, 2002; Огнева В. В., Ницевич В. Ф. Геополитика. Учебное пособие. — Орел, 2002; Поликарпов А. Региональные особенности политического сознания. Избирательные технологии и избирательное искусство. — М., 2001; Ракитов А. И. Россия в глобальном информационном процессе и региональная информационная политика// Проблемы информатизации. — М., — 1993. — Вып. 1−2- Россия регионов: трансформация политических режимов./ Общ. ред: В. Гельман, С. Рыженков, М. БриСунгуров А. Развитие неправительственных организаций в Санкт-Петербурге и России// Гражданское общество в поисках пути. — СПб.: Стратегия, 1997.

23 См.: Актуальные проблемы информационного противоборства./ Под общ. ред. А. Гурова. — М., 2000; Информационно-психологическое противоборство: сущность, содержание, методы. — М., 2001; Шевченко A.B. Информационное пространство: научная метафора или реальность. Информационный мир Югры. Материалы научно-практической конференции «Основные направления государственной информационной политики Ханты-Мансийского автономного округа». — Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. -С.18−35. пространства политики России, обусловила выделение объекта, предмета, цели и задач исследования.

Объектом исследования является информационное пространство политики современной России.

Предмет исследования — формирование сетевой организации 4} информационного пространства политики как фактор политического процесса современной России.

Цель исследования состоит в комплексном анализе теоретических и методологических основ феномена «информационное пространство политики" — выявлении особенностей формирования и развития сетевой организации исследуемого пространства в современном обществевыработке практических рекомендаций по совершенствованию функционирования его субъектов в российском политическом процессе.

Постановка цели исследования требует решения следующих научно-практических задач:

— проанализировать основные теоретические подходы к исследованию информационного пространства в различных областях научного знания с целью формирования представления о сущности феномена «информационное пространство политики" — сформулировать понятие об исследуемом пространстве;

— раскрыть сущность феномена «сетевая организация информационного пространства политики»;

— выявить особенности формирования и развития сетевой организации информационного пространства политики РФ;

— исследовать современные механизмы совершенствования сетевой организации информационного пространства политики с учетом х) особенностей политического развития современной России;

— выявить перспективы формирования и развития сетевой организации информационного пространства политики России;

— исследовать региональные модели и механизмы сетевой организации информационного пространства политики России;

— разработать практические рекомендации по совершенствованию функционирования сетевой организации регионального информационного пространства политики в российском политическом процессе.

— 1} Достижению поставленной цели, решению задач в рамках диссертационной работы служит формулировка рабочей гипотезы исследования. Автор высказывает предположение о том, что изучение особенностей развития современного информационного пространства политики в наибольшей степени актуально для стран, где происходит становление демократической политической системы. Основываясь на представлении экспертов о том, что демократическое развитие современной социально-политической сферы невозможно вне использования плебисцитарных (неформальных) моделей политической коммуникации государства и общества, автор приходит к выводу о том, что тенденции и перспективы дальнейшей демократической трансформации политической.

Jo системы России могут быть выявлены в процессе изучения информационного пространства политики — сферы публичной коммуникации политических акторов. Исследование специфики организации современного информационного пространства политики, по мнению автора, может способствовать выявлению наиболее эффективных для России форм управления политическими процессами, выработке политических решений.

Теоретико-методологической базой диссертационного исследования стали труды зарубежных и отечественных ученых, сосредоточенные на изучении практик формирования и развития современного информационного пространства политики, особенностей осуществления коммуникационных взаимодействий политических акторов в данной сферематериалы научно-практических конференций, монографии, статьи по теме диссертации. В основе исследования лежат теории постиндустриализма и информационного общества, политической коммуникации, сетевые теории. В диссертационной работе использованы положения концепций М. Кастельса, Г. Лассуэла, П. Лазарсфельда, Р. Родеса и т. д., формирующие представление об особенностях организации и тенденциях развития изучаемого пространства в условиях новой коммуникативной ситуации. 4> Для решения поставленных задач использовались современные методы познания социально-политических явлений, в том числе: программно-целевой, сравнительно-политологический, структурно-функциональный, а также сетевая методология исследования политики. В качестве наиболее значимых для осмысления процессов формирования и развития информационного пространства политики применялись конфликтологический подход, метод политического прогнозирования, а также модель политико-управленческих сетей. Широко использовались методы прикладных исследований: социологический, статистический, контент-анализ, позволяющие рассматривать количественные параметры процессов формирования информационного пространства политики.

L).

Интеграция перечисленных методов обусловлена многоаспектностью изучаемого объекта.

Нормативно правовой базой диссертационной работы явились Конституция РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты, определяющие юридический статус информационного пространства, а также посвященные вопросам функционирования исследуемого пространства в политической сфере.

Информационно-эмпирическая база диссертационной работы сформировалась в процессе вторичного анализа материалов исследований отечественных и зарубежных политологов, социологов по изучаемой *) проблеме, в результате исследования текущего архива губернатора.

Орловской области, полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе, документальных материалов, выявленных в библиотеках, архивах. Значительный объем информации почерпнут из материалов периодической печати. Особое внимание диссертанта было уделено изучению информационных материалов сети Интернет, содержательных и структурных особенностей сайтов федеральных и региональных органов государственного управления, неправительственных организаций и общественных объединений с целью формирования 4. представления об уровне информационной открытости и функциональности указанных информационных источников.

Научная новизна диссертации состоит в теоретическом и методологическом обосновании сущности феномена «информационное пространство политики», особенностей организации исследуемого пространства, его роли в системе политических отношений государства и общества, региональном развитии современной России.

Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования по специальности 23.00.02 — политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии (по политическим наукам) в рамках п. 10 «Роль СМИ и новых информационных технологий в политикеполитические и правовые основы функционирования СМИ в современном обществероль СМИ в формировании общественного мненияСМИ и проблема информационной безопасности России» паспорта специальностей ВАК РФ состоят в следующем:

— раскрыта сущность феномена «информационное пространство политики» как сферы публичной коммуникации политических акторов с целью аккумулирования воли субъектов политики к властному взаимодействию, осуществлению взаимной поддержки и мобилизации сил для коллективных действий при использовании форм и методов сетевой организации;

V*) — уточнено понятие «сетевой организации информационного пространства политики» как универсальной формы структурирования и управления публичным пространством, связывающей государство и гражданское общество. дано обоснование сетевой организации информационного пространства политики России как имплицитной формы осуществления политической коммуникации в современном обществе;

— выявлены особенности формирования и развития сетевой организации информационного пространства политики России, обусловленные.

— i) неравномерным участием государства и гражданских структур при осуществлении политической коммуникации;

— исследованы современные механизмы совершенствования сетевой организации информационного пространства политики России, основанные на плебисцитарных моделях политической коммуникации с учетом использования новых информационно-коммуникационных технологий;

— разработаны основные концептуальные подходы к формированию и развитию сетевой организации информационного пространства политики России, включающие представления о необходимости децентрализации территориального управления, активизации сетевых механизмов политической коммуникации для достижения гармоничного развития политической сферы;

— исследованы основные региональные модели сетевой организации информационного пространства политики России — социально-политические сообщества, осуществляющие политическую коммуникацию в региональном пространстве такие, как гражданские ассоциации, неправительственные организации, территориальные органы власти и т. д.;

— выработаны практические рекомендации по совершенствованию функционирования регионального информационного пространства политики, включающие необходимость применения таких современных механизмов политической коммуникации государства и общества при принятии политических решений, как электронное государственное управление, Интернет-системы и т. д.

Научная новизна исследования нашла отражение в положениях, выносимых на защиту:

1. Информационное пространство политики является специфической сферой информационного пространства, обладающей социально-метрическими характеристиками, в которой информация предстает основным ресурсом власти и управления при осуществлении формальной и неформальной коммуникации политических акторов на основании принципов сетевой организации.

2. Сетевая организация как вариант доминирования сетевых принципов в организации социально-политического пространства имеет исторически сложившиеся традиции, обусловленные различным ее воплощением в различных сообществах, в различные эпохи. Принципы сетевой организации лежат в основе элитарной и неэлитарной коммуникации политических акторов, являются базовыми в организации современных социально-политических сообществ, ключевыми в принятии управленческих решений в различных социальных сферах. Современные принципы сетевой организации — мобильность, облегченная структурность, целесфокусированность, техническая оснащенность — способствуют более эффективной обработке информационных потоков и, следовательно, являются приоритетными с точки зрения совершенствования организации современного информационного пространства политики.

3. Дальнейшее формирование и развитие информационного пространства политики России объективно соотносится со спецификой становления гражданского (сетевого) общества и информационного общества, присущей российской политической сфере.

4. Анализ динамики развития современного информационного пространства политики России позволяет прийти к заключению о синхронизации общеполитического процесса укрепления государственного устройства с процессом выстраивания «информационной вертикали» между Центром и регионами. Данная модель политического управления входит в противоречие с принципами открытой циркуляции информации в современном обществе, что в значительной степени снижает эффективность функционирования сложившейся системы регионального управления в современной России.

5. Расширение гражданского информационно-политического участия, дальнейшее субъектное наполнение исследуемого пространства, как на федеральном, так и на субфедеральном уровнях возможно за счет целенаправленного освоения политическими акторами современных механизмов сетевой организации, поддерживающихся Интернет-технологиями, являющихся основой для конструирования современных социально-политических сообществ.

6. Процесс внедрения современных механизмов сетевой организации в деятельность государственных органов власти должен учитывать особенности социально-политической среды, внутрицивилизационные потребности российского общества. Выявленная недостаточная эффективность механизмов внедрения элементов системы электронного государственного управления на региональном уровне, выраженная в неопределенности статуса, функций и задач данных систем, свидетельствует о необходимости дополнительного использования в деятельности территориальных органов государственной власти локальных информационных систем, основанных на Интернет-технологиях — как средства обеспечения более высокого уровня информированности лица или лиц, принимающих решения, совершенствования механизмов коммуникации социально-политических сообществ и территориальных органов власти.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что материал, обобщенный и систематизированный в диссертационной работе, сделанные на его основе выводы являются одной из первых попыток комплексного исследования проблем касающихся вопросов формирования и функционирования федерального и субфедерального уровней современного информационного пространства политики России. Выводы, рекомендации и фактический материал могут способствовать более полному и глубокому пониманию закономерностей и тенденций, присущих процессам, происходящим в исследуемом пространстве, расширяют возможности для дальнейших научных исследований изучаемой сферы.

В практическом плане результаты исследования могут быть использованы в деятельности федеральных и региональных органов власти в интересах совершенствования выполнения задач по обеспечению |Л дальнейшего развития информационной сферы России.

Отдельные положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе и включены в следующие учебные курсы: информационные технологии управления, политическая глобалистика, общественные связи государственной службы, информационная политика и т. д.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были доложены на Всероссийской научно-практической конференции аналитических работников «Информационно-аналитическая деятельность в России: состояние и перспективы» (г. Москва, Институт научной информации по общественным наукам РАН, май 2004 г.) — межрегиональном «круглом столе» «Информационное поле агрария: из опыта работы библиотек России» (г. Орел, Орловская областная публичная библиотека им. И. А. Бунина, апрель 2004 г.) — изложены в публикации в ИНИОН РАН и ряде статей в периодических изданиях общим объемом 2,7 печатных листа.

Материалы, основные положения и выводы работы одобрены и рекомендованы к защите на заседании кафедры политологии, государственного и муниципального управления Орловской региональной академии государственной службы.

Результаты диссертационного исследования были использованы в <-, деятельности информационно-аналитического управления губернатора и коллегии администрации Орловской области для разработки предложений по совершенствованию организации региональной информационной сферы.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, состоящих из шести параграфов, заключения, предложений и библиографического списка, включающего 223 библиографических источника. Диссертационное исследование содержит 199 страниц, включает 6 схем, 3 рисунка, 1 таблицу.

Выводы к главе 3.

В процессе изучения современного регионального информационного пространства политики мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, новые возможности коммуникации в современном обществе определяют ракурс рассмотрения регионального информационного пространства политики на двух уровнях — федеральном и субфедеральном.

Во-вторых, особенности распространения информации в современном обществе, по сути, значительно ограничивают возможности продуктивного функционирования государственно-центристской формы государственного управления, что актуализирует исследования возможных перспектив развития сетевой организации в контексте дальнейшего развития федеративного устройства России.

В-третьих, современный процесс трансформации административно-территориального устройства Российской Федерации, выраженный в укрупнении территориальных единиц, лежит, с точки зрения автора, в русле глобализационных тенденций. Данный процесс вполне укладывается в логику процесса глокализации, при условии наличия политической воли государства, направленной на последовательное развитие принципов федерализма через придание большей самостоятельности российским регионам в вопросах политического участия и саморазвития региональных социумов.

В-четвертых, поступательное развитие регионального информационного пространства политики России может быть реализовано через привнесение принципов сетевой организации в процесс регионального управления, выраженных в сокращении роли государства в вопросах социально-политического регулирования регионального пространства.

В-пятых, особенности становления и развития регионального информационного пространства политики России выявляют необходимость изучения особенностей организации субрегиональных и межрегиональных сетевых акторов политической коммуникации. В качестве преобладающей тенденции в данном пространстве автор выделяет трансформацию сугубо плюралистических моделей сетевой организации, свойственных начальному периоду становления публичного пространства, в государственно-корпоративистские, с тенденцией к расширению чисто корпоративных форм взаимодействия сетей.

В-шестых, предпосылки развития сетевой организации информационного пространства политики на региональном уровне лежат в совершенствовании механизмов коммуникации между региональными органами власти и населением региона, повышении открытости региональной, власти для населения и модернизации политического участия граждан посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность традиционных средств массовой информации, неправительственных организаций и т. д.

В-седьмых, расфокусированность внедрения элементов системы электронного государственного управления на региональном уровне, выраженная в неопределенности статуса, функций и задач данной системы, по мнению автора, выявляет необходимость применения в деятельности территориальных органов государственной власти новых информационных систем, основанных на Интернет-технологиях, способных обеспечивать высокий уровень информированности лица или лиц, принимающих решения, стимулирующих развитие политической коммуникации территориальных органов власти и региональных сообществ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании на основании анализа концептуальных положений трудов российских и зарубежных ученых автор рассматривает ряд подходов, которые позволяют теоретически осмыслить когнитивные аспекты применения понятия «информационное пространство политики».

Основываясь на научных представлениях М. Кастельса, И. Хубера, А. Этциони, автор приходит к выводу о «синтетическом» характере перемен, происходящих в современном информационном пространстве политики, обусловленном влиянием, с одной стороны, неотехнократического подхода в теории постмодернизма, с другой — гуманитарно-экологическим видением перспектив развития политической сферы в новую информационную эпоху. Данный подход представляется с точки зрения исследования оптимальной основой изучения свойств и особенностей современного информационного пространства политики — специфической сферы информационного пространства, сочетающей в себе как технологические, так и социокультурные компоненты.

Следуя теоретическим выкладкам П. Бурдье, А. Грабовски, А. Лефевра, Э. Соджи, А. Дугина, К. Аксенова, И. Дзялошинского, В. Попова, А. Соловьева, И. Юзвишина и других исследователей, автор приходит к выводу о целесообразности проведения научного анализа понятия «информационное пространство политики» как специфической социальной сферы, в которой информация является прежде всего ресурсом власти, средством ее достижения и удержания. В частности, в ходе исследования было выявлено, что, несмотря на свойственный понятию «информационное пространство» (как детерминантному в изучении информационного пространства политики) технологический детерминизм (прежде всего в современной нормативно-правовой сфере), данное пространство, являясь структурной частью социального пространства, обладает как физическим (территориальным) измерением, метрическим наполнением, так и социокультурными и социопсихологическими свойствами.

Данный вывод не противоречит основным подходам, применяемым к изучению понятия «информационное пространство»: геополитическому, информациологическому, информационно-иерархическому, подтверждающим тот факт, что категория информационного пространства может являться объектом гуманитарного исследования.

На основании теоретических воззрений об особенностях политической коммуникации в исследуемом пространстве автор формулирует понятие информационного пространства политики как специфической социальной сферы, где осуществляется политическая коммуникация — тип общения и контактных связей, возникающих в специализированной деятельности субъекта или субъектов политики.

В результате исследования научных подходов, сложившихся в рамках сетевого подхода к политике и управлению, изучения понятия «сетевое общество», автор приходит к выводу о том, что наиболее адекватнойотвечающей современным требованиям — мобильности, облегченной структурности, целесфокусированности, информационно-технической оснащенности и т. д. — формой организации современного информационного пространства политики является сетевая организация, обеспечивающая беспрецедентно широкие возможности для достижения политических целей, скоординированного принятия решений и их децентрализованного исполнения.

В ходе обобщения теоретических представлений о понятиях «сетевое общество», «политические сети» автор приходит к следующему заключению: сетевая организация как вариант доминирования сетевых принципов в организации социально-политического пространства имеет различное организационное воплощение в различных сообществах в различные эпохи.

Сетевая организация как универсальная форма структурирования и управления публичным пространством, которая связывает государство и гражданское общество, способствует более эффективной обработке информационных потоков в информационном пространстве политики, и, следовательно, современные принципы сетевой организации могут способствовать развитию и совершенствованию организации исследуемого пространства. Наиболее сложный и высокий уровень управления в сфере политики может быть достигнут сетями, осуществляющими политическую коммуникацию на принципах функциональной иерархии.

В процессе изучения работ российских ученых Т. И. Заславской, А. В. Кулинченко, Д. Н. Нечаева, И. Ф. Ярулина, в ходе исследования особенностей становления и развития информационного пространства политики России автор приходит к выводу о необходимости соотнесения в научной практике и прикладных концепциях развития информационной сферы России концептуальных основ теорий гражданского общества и информационного общества. Принципы сетевой организации, с точки зрения автора, должны быть включены как соорганизующие в исследовании проблематики современного информационного пространства политики.

Автор отмечает, что социально-политические и исторические особенности формирования сетевых сообществ, связанные с тенденциями становления гражданского общества в России, обусловили фактор доминирования в информационном пространстве политики сетей, соответствующих преимущественно либерально-плюралистической (гражданские ассоциации) и корпоративистской (государственные структуры) модели сетевой организации. Партии представляют собой смешанный тип сетевой организации, совмещающий элементы как корпоративизма, так и элементы плюралистической сетевой модели.

Данное видение соответствует представлениям экспертов об уровне развития гражданского общества в России, а также подтверждается в ходе исследования современной социально-политической ситуации в стране, свидетельствующей о противоречивом характере происходящих перемен в сфере политики, обусловленном, с одной стороны, становлением государственно-центрической .системы, обеспечивающей укрепление государственной власти, с другой — необходимостью консолидации общества, обеспечения государственной безопасности, которая может быть достигнута, в том числе, при помощи использования новых форм взаимодействия государства и гражданского общества, обусловленных развитием информационно-коммуникационной сферы.

Анализ процессов, происходящих в исследуемом пространстве, позволяет автору резюмировать: государственно-центрические тенденции развития современной России, направленные на укрепление власти, не способствуют процессу естественного становления гражданского общества и информационного общества как закономерной фазы эволюции современного социума. Диссертантом формулируется положение о том, что дальнейшее развитие информационного пространства политики России может быть обеспечено через применение принципов сетевой организации при осуществлении государственной политики, основанных на дискурсивных моделях политической коммуникации, выраженных в децентрализации информационного потребления.

Автор высказывает предположение о том, что на современном этапе развития общества принципы открытой циркуляции информации в информационном пространстве политики не могут быть реализованы вне использования современных информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет. Именно такой механизм сетевой организации социально-политических общностей, обладающих данной «технологической подпиткой», на сегодняшний день представляется соответствующим требованиям современной информационной эпохи. Одним из факторов совершенствования функционирования информационного пространства политики, по мнению автора, может стать перенос коммуникационной деятельности политическими акторами в Интернет-пространство.

В ходе исследования, тем не менее, было выявлено, что такие субъекты информационного пространства политики, как партии, неправительственные организации, практически не используют возможности для организации собственной деятельности, предоставляемые сетью Интернет, являющейся, по мнению ряда экспертов, «фундаментом новой социальной инфраструктуры».

Коммуникационной базой для формирования социально-политических общностей, с точки зрения исследования, могут стать специализированные Интернет-ресурсы, такие, как постоянный сайт, предвыборный, персональный, комментаторский, сайты групп поддержки, формируемые при участии самих партийных и неправительственных организаций. Реализация специализированных проектов политической коммуникации может способствовать не только интеграции Интернет-проектов в партийную работу, но и ориентации политических организаций на всестороннее использование возможностей сетевой организации.

Автор отмечает, что новые информационно-коммуникационные технологии не только значительно расширили возможности для политической коммуникации граждан, но и выявили проблемы уязвимости информационно-коммуникационной сферы России со стороны недружественных государств, террористических организаций, криминальных групп и отдельных злоумышленников. Основываясь на данном видении, автор высказывает мнение о необходимости формирования новых подходов к обеспечению информационной безопасности России, учитывающих особенности современного информационного пространства — пространства, не имеющего институциональных границ. Наиболее эффективным средством достижения информационной безопасности в условиях новой коммуникативной ситуации, с точки зрения исследования, может стать механизм гармонизации интересов государства и сетевого гражданского общества, реализация которого возможна лишь через знание запросов людей, анализ информационно-психологической ситуации, открытость власти, информированность общества.

Информационная открытость системы органов государственного и муниципального управления, с точки зрения исследования, может быть обеспечена системой электронного государственного управления, которую нередко называют сетевым механизмом публичной политики, а также новым инструментом политического влияния310.

На основании подробного анализа особенностей функционирования системы электронного государственного управления в западном сообществе, перспектив внедрения элементов системы в процесс политического управления в России автор приходит к выводу о том, что предлагаемая в различных концепциях и стратегиях информационного развития России модель формирования современной информационной сферы311, как правило, не содержит четкого представления о том, как «глобализационный вызов», обозначенный западным сообществом, может преломиться в российской социокультурной среде, каковы возможные корректировки в приоритетах развития политической сферы в этой связи. Диссертант выказывает озабоченность относительно того, что российские стратегии построения «информационного общества» практически не соотносятся с декларируемыми приоритетами информационной политики, внутрицивилизационными особенностями и потребностями России.

Среди наиболее важных социально-политических проблем на пути претворения в жизнь идеи электронного государственного управления, как ключевой в российской идеологии «информационного общества», автором выявлены: низкий уровень информационной открытости органов государственной власти, недостаточная образовательная подготовка государственных служащих и ряд других. Автором особо подчеркивается слабая ориентированность данной системы на взаимодействие с.

310 См.: Ненашев Д. А. Лоббирование посредством компьютерных сетей: новый инструмент политического влияния// Политическая наука. Современное состояние: тенденции и перспективы: Сборник научных трудов/ РАН. ИНИОН. — М&bdquo- 2002. — С. 126.

3,1 См., например: Проект концепции «Национальная стратегия информационного развития России». — М., 2004. консолидированными социально-политическими субъектами, ограничивающая потенциал ее политического влияния.

Изученные автором подходы в теории глобализации, свидетельствуют о том, что свободная циркуляция информации в современную эпоху обусловливает не только процесс глобализации социумов, но и свидетельствует о динамизации процесса регионализации, выраженного в более самостоятельном функционировании региональных социумов, а также в возрастании роли регионов, в том числе в политической сфере, обусловили исследование перспектив развития сетевой организации федерального и субфедерального уровня информационного пространства политики в контексте совершенствования федеративного устройства Российской Федерации, а также исследования свойств региональных моделей сетевой организации информационного пространства политики.

Изучая тенденции развития современного российского общества, автор приходит к выводу о том, что возможности продуктивного функционирования государственно-центристской формы государственного управления современной России представляются сильно ограниченными, что выявляет необходимость исследования новых форм организации регионального пространства и регионального управления в аспекте привнесения современных принципов сетевой организации в данную сферу. Реализация данных принципов, по мнению автора, может лечь в основу новой административно-территориальной конфигурации политического пространства, быть привнесена в процесс регионального управления, способствовать развитию механизмов внутреннего развития в регионах России.

Вопросы поиска наиболее эффективных механизмов и форм развития информационного пространства политики, по мнению автора, неизбежно связаны с аспектами функционирования внутрирегионального уровня информационного пространства политики.

Обеспечение эффективной политической коммуникации в региональном информационном пространстве политики, с точки зрения автора, возможно при реализации комплексного подхода, включающего исследование особенностей организации доминирующих сетевых социально-политических сообществ в региональном пространстве, свойств их взаимоотношений с региональной властью, а также механизмов совершенствования политической коммуникации субъектов гражданского общества с государственными структурами.

В качестве преобладающей тенденции в исследуемом пространстве автор выделяет трансформацию сугубо плюралистических моделей сетевой организации, свойственных начальному периоду становления публичного пространства, в государственно-корпоративистские с тенденцией к расширению чисто корпоративных форм взаимодействия сетей.

Предпосылки развития сетевой организации информационного пространства политики на региональном уровне видятся автору в совершенствовании механизмов коммуникации между региональными органами власти и сетевыми социально-политическими акторами, повышении открытости региональной власти для населения и модернизации политического участия граждан посредством внедрения элементов системы электронного государственного управления в деятельность территориальных органов государственной власти. Автор отмечает, что расфокусированность внедрения элементов системы электронного государственного управления на региональном уровне, выраженная в неопределенности статуса, функций и задач данной системы, выявляет необходимость дополнительного применения в деятельности территориальных органов власти новых информационных систем, основанных на Интернет-технологиях, ориентированных на обеспечение высокого уровня информированности лица или лиц, принимающих решения, стимулирующих развитие политической коммуникации территориальных органов власти и региональных сообществ.

В целом результат предпринятого исследования свидетельствует о том, что важнейшими условиями развития информационного пространства политики являются: инновационный потенциал территорий России, готовность регионального управления к участию в формировании публичного пространства на основании взаимодействия с субъектами гражданского общества, компетентность государственных служащих при реализации современных проектов гражданского участия. Автор подчеркивает, что сбалансированное развитие информационного пространства политики в значительной степени связано с перспективами развития его субфедеральных уровней, которое, по мнению автора, должно быть обусловлено прежде всего преодолением государственно-центрических тенденций развития политической сферы в целом.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

1. Концепция информационного развития России должна учитывать специфику развития информационного общества, гражданского общества и сетевой организации в России.

2. Концептуальные положения о сетевом строении информационной сферы должны быть отражены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.

3. Необходимо внесение дополнения в постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002;2010 годы)», предусматривающего реализацию принципа информационной открытости через целенаправленное взаимодействие с общественно-политическими организациями.

4. Проект концепции региональной информатизации до 2010 года, разработанный Министерством информационных технологий и связи РФ в.

2004 году, должен быть дополнен конкретными установками, содержать четкие ориентиры для развития региональной информационной сферы. В частности, целесообразно включение следующих пунктов:

— единые стандарты региональных информационных систем;

— обобщение и анализ имеющегося опыта во внедрении региональных информационных систем;

— механизм, предусматривающий снижение издержек региональной информатизации через тиражирование готовых программных продуктов.

Представляется целесообразным налаживание регулярного информационного обмена между порталами органов власти всех уровней, с обращением к информации специализированных экспертных институтов и организаций.

5. Материал, собранный и систематизированный в данной диссертационной работе, может быть использован в учебном процессе. В частности, включен в следующие учебные курсы: информационные технологии управления, политическая глобалистика, общественные связи государственной службы, информационная политика и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Доктрина информационной безопасности РФ// Российская газета. 2000, 28 сент.
  2. Закон Российской Федерации «Об электронной цифровой подписи"// Российская газета. 2002, 10 янв.
  3. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р// Российская газета. 2004, 7 окт.
  4. Концепция формирования информационного пространства Содружества независимых государств// Российская газета. 1996, 7 дек.
  5. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. М., 1995.
  6. О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 2005.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации «Об обеспечении доступа к информации о деятельности правительства и органов исполнительной власти» от 12 февраля 2003 г. № 93.
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 г. № 630 «О федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005 годы)"// СЗ РФ. 2001.
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002−2010 годы)"// СЗ РФ. 2002.
  10. Проект концепции «Национальная стратегия информационного развития России». М., 2004.
  11. Указ Президента РФ «Вопросы формирования единого информационно-правового пространства Содружества независимых государств» № 2293 от 27 декабря 1993 года.
  12. Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» № 6-ФКЗ от 17 декабря 2001 года.
  13. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон о политических партиях» № 168-ФЗ от 20 декабря 2004 года// Российская газета. 2004, 21 дек.
  14. Хартия глобального информационного общества (Окинава)// Дипломатический вестник. 2000. — № 8.1. Монографии и статьи
  15. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  16. К.Э. Пространство и политика. Концептуальные подходы к изучению особой предметной области. СПб.: ТООТК «Петрополис», 1993.
  17. Актуальные проблемы информационного противоборства./ Под общ. ред. А. Гурова. М., 2000.
  18. Т.А. Современные политические теории. М., 2001.
  19. Г. М. Социальная психология. М., 1998.
  20. В. Эволюция организационных структур// Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 1.
  21. Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды. Механизмы убеждения. -СПб.: Нева Олма-пресс, 2002.
  22. М.Н. Государев двор или гражданская служба?// Полис. -1995.-№ 6.
  23. М.Н. Открытие власти/ЯТолитический журнал. -2004. № 47, декабрь.
  24. В. А., Чугунов А. В. Регионализация: политика и информационные технологии// Социологические исследования. -2004. № 4, апрель.
  25. С.Ю. Вынужденное доверие сетевого мира// Полис. 2001. -№ 2.
  26. С., Новиков А., Чернышев А. Особенности развития политико-экономических процессов в российской провинции. М., 1997.
  27. И.А. Политическое региональное управление: состояние и тенденции развития. Тула, 1997.
  28. И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации// Государство и право. 2001. — № 2.
  29. С., Воронин В., Устименко С. Интернет и власть// Власть. -1999. № 9.
  30. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. -М.: Academia, 1999.
  31. Бжезинский 3. Большая шахматная доска. М., 1998.
  32. В.А. Психологические особенности функционирования власти в сетевых структурах. Психология власти. Мат. науч.-практ. конф. СПб.: СПГУ, 2005.
  33. Е. Модели взаимодействия третьего сектора с региональными органами власти в России. Гражданское общество: первыешаги./ Под редакцией А. Ю. Сунгурова. СПб., 1999.
  34. B.C. О гражданском обществе и общественном договоре// Через тернии. М., 1990.
  35. Н., Девис 77. Квантовые поля в искривленном пространстве -времени. М.: ИО НФМИ, 1998.
  36. А. Рунет накапливает критическую массу// Ведомости. 2004, 10 марта.
  37. Н.В., Чугунов А. В. Развитие информационной среды для местного самоуправления и сети муниципальных Интернет-клубов// Интернет и современное общество: Тезисы Второй всероссийской научно-методической конференции. СПб., 1999.
  38. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв.. Т. 2. Игры обмена. М.: Прогресс, 1988.
  39. Бурдье 77. Начала. Choses dites. М., 1994.
  40. Бурдье 77. Практический смысл. СПб.: Алтейя, 2001.
  41. Бурдье 77. Социальное пространство в генезисе «классов"// Вопросы социологии. 1992. — Т.1. — № 1.
  42. П.Н. Москва купеческая. М., 1989.
  43. В. Социальные сети российских эмигрантов и коренных жителей// Социологический журнал. 2000. — № 1−2.
  44. Ведомства заставляют уйти в сеть// Известия. 2005, 24 мая.
  45. Ю.С. Регион как субъект политической власти. М. — Орел: Изд-во ОРАГС, 2002.
  46. М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001.
  47. Н. Кибернетика. М, 1983.
  48. ПЛ., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.
  49. ГелбрейтДж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.
  50. А. Превзойти Эйнштейна// В мире науки. 2003. — № 4.
  51. Гражданское общество: Мировой опыт и проблемы России./ Отв. ред. В. Г. Хорос. М., 1998.
  52. Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. -М., 2004.
  53. Глобализация, рост и бедность. Построение всеобщей мировой экономики. М., 2004.
  54. Г. Западные элиты обеспокоены положением дел в России// Die Welt, Германия. 2005, 10 июня.
  55. М. Коалиции неправительственных организаций (организаций «третьего сектора»)// Сунгуров А. (ред.) Гражданское общество в поисках пути. — СПб.: Стратегия, 1997.
  56. Готовность России к информационному обществу. Оценка возможностей и потребностей широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий./ Под ред. Т. В. Ершовой. -М.: Изд-во ИРИО, 2001.
  57. М.Н., Мадатов А. С. Демократия: методология исследования, анализ перспектив. М.: Изд-во «АЛКИГАММА», 2004.
  58. М.Н. Политическая коммуникация// Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. — 1999. — № 1.
  59. В.А. Концепция киберпространства и перспективы современной демократии. Санкт-Петербург, декабрь. 1998 г., матер. Всероссийской науч.-метод. конф.// Интернет и современное общество. -СПб., 1998.-С. 35−38.
  60. А. Электронные государственные услуги и административные регламенты. От политической задачи к архитектуре электронного правительства. М.: Инфра-М., 2004.
  61. Н. Налоги по электронке// Поколение (Орел). 2004, 17 августа.
  62. И.М. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. М.: Московский центр Карнеги, 2001.
  63. И.М. Политическое пространство России: политическая метафора или научное понятие// Право знать. Бюллетень правозащитного фонда Комиссии по свободе доступа к информации. 2001. — № 7−8.
  64. М. Как открыть доступ// Политический журнал. -2004. -№ 47. Дмитриев А. В., Латынов В. В., Яковлев ИГ. Политика, политология, Интернет. М.: Современный гуманитарный университет, 2002.
  65. К. Нервы управления. М., 1993.
  66. . Российский политический Интернет// Петербургский журнал социологии. 1999. — № 2.
  67. В., Штрик А. Состояние и тенденции развития рынка ИКТ в России// Компьютерная неделя (Москва) 2004. — № 1, 20 янв.
  68. А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.: Арктогея, 1997.
  69. А. Провал европейской конституции: шанс для России// Российская газета, 16 июля.
  70. С.А. Принципы информационного общества// Информационное общество. 2000. — Вып. 2. — С.77−85.
  71. Л., Евстигнеев Р. Регионы: управление и развитие// Глобализация и российские регионы. 2003. — № 1.
  72. Т.И. Инновационный потенциал России и проблемы гражданского общества// Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. Москва, 7 дек. 2000 г. Матер, науч. конф. М., 2001.-С. 25−30.
  73. И.И. СМИ и власть: Россия девяностых// Средства массовойинформации постсоветской России./ Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект пресс, 2002. — С. 86−134.
  74. Я.Н. Журналистика и общество: балансируя между государством, бизнесом и общественной сферой./ Средства массовой информации постсоветской России./ Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект пресс, 2002.-С. 195−231.
  75. Г. Е. Пространство и время как формы социального бытия. -Свердловск, 1974.
  76. С. А. Лоббизм в практике менеджмента// Социально-политический журнал. 1996. — № 5.
  77. .А. Унитаризм или федерализм (к вопросу о будущей организации государственного пространства России)// Полис. 2000. — № 5.
  78. С.Э. Измерения информационного пространства (политики, технологии, возможности)// Музей будущего: информационный менеджмент. М.: Прогресс, 2001.
  79. Измеряя глобализацию// Мировые дискуссии (Киев). 2001. — № 2.
  80. B.JI. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. M.:Academia-HayKa, 1998.
  81. B.JI. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире// Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. -М.: Academia, 1990.
  82. Информационный мир Югры: материалы научно-практической конференции «Основные направления государственной информационной политики Ханты-Мансийского автономного округа». Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002.
  83. С.В. Охрана общественного порядка и формирование гражданского общества в России// Право и политика. 2001. — № 3. — С 86−90.
  84. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  85. М. Могущество самобытности//Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология./Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
  86. Кастельс М, Киселева Э. Россия и сетевое общество// Мир России. -2000.-Т. IX.-№ 1.
  87. Ю. Информационный взрыв: международный аспект. М., 1988.
  88. Е.Ю. Производство новостей: скрытые механизмы контроля // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. — Т. 2. — № 3.
  89. В.П. Социология коммуникации. Учеб. М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997.
  90. В.А. Информационное право. Учеб. Изд. второе. М.: Юрист. 2004.
  91. В.Б. Глобализация светлое будущее человечества?// Независимая газета. 2000, 11 окт.
  92. В. Семейный эфир союзных наций// Российская газета. 2000, 13 мая.
  93. А.Н. «Всемирная паутина» для политической науки, образования и политического участия// Политическая наука. Современное состояние: тенденции и перспективы: Сборник научных трудов./ РАН. ИНИОН. М., 2002.
  94. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  95. Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество// Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М., 1998.
  96. Т., Реденькова И. Условия и перспективы развития третьего сектора в Орловской области// Условия и перспективы развития третьего сектора в регионах. М.: CAF, 1998. — С. 36−49.
  97. В.Л. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат// Социологические исследования. 1997. — № 7.
  98. М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего.- М.: Академический проект, 2005.
  99. . Власть, выгода, коррупция и ложь. (Российские средства массовой информации в 90-е годы)// Pro et contra. 2000. — Том 5. — № 4.
  100. Л. Электронное правительство США, модель 2001-го года//РС Week (Russian edition). 2001.- № 8.
  101. К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.
  102. К. Идеология и утопия. Утопия и утопическое мышление. М., 1991.
  103. М. Государственное управление в демократическом обществе. СПб., 1998.
  104. С. Век толп. М., 1996.
  105. А. Внешняя политика нового мира: движение к нестационарной системе мировых связей// Pro et contra. -2002. Том 7. — № 4. -С. 10−25.
  106. А. Проблема XXI века// Эксперт. 2001. — № 34, 17 сент.
  107. Д.А. Лоббирование посредством компьютерных сетей: новый инструмент политического влияния// Политическая наука. Современное состояние: тенденции и перспективы: Сборник научных трудов./ РАН. ИНИОН. М., 2002.
  108. Д.Н. Неправительственные организации как фактор политического развития России и ФРГ: Сравнительный анализ. М.- -Воронеж: Изд-во Моск. гос. ун-та- Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2003.
  109. Нечаев В Д. Реформа местного самоуправления в постсоветской России: восприятие инноваций и выбор традиций// Инновации в системе государственного и муниципального управления. Курск, 2001.
  110. В.А., Орлов Е. И., Старовойтов А. В., Савин Г. И. Информационное обеспечение государственного управления. М., 2000.
  111. Ю.А. Информация и власть. М., 2000.
  112. В. Ф. Информационный фактор национальной безопасности. -Орел: Изд-во ОРАГС, 2002.
  113. В.В., Ницевич В. Ф. Геополитика. Учебное пособие. Орел, 2002.
  114. М.К. Как помочь выборам на Украине?//ТЬе New York Times, США. 2004, 10 марта.
  115. Р. Чтобы демократия сработала: Гражданские традиции в современной Италии.- М.: Ad Marginem, 1996.
  116. С.П. Гражданское общество как политический феномен// Свободная мысль, 1992.
  117. Д.Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность// Полис. 2002. — № 1. — С. 32−35.
  118. А.А. Информационно-аналитическая поддержка принятия решений в органах государственной власти. М: РАГС, 1998. — № 3.
  119. В.А. Социология жизненного пространства. Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 1997.
  120. Я.А. Тема гражданского общества в диссертациях российских докторов и кандидатов политических наук (1998 2001)// Политическая наука: Современное состояние: Тенденции и перспективы: Сб. науч. тр./ Отв. ред. JI.H. Верченов. — М., 2002.
  121. А. Региональные особенности политического сознания. Избирательные технологии и избирательное искусство. М., 2001.
  122. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
  123. И.Л. В преддверии натиска третьей волны. М., 1989.
  124. В.Д. Информациология и информационная политика. М.: РАГС, 2001.
  125. Г. Г. Коммуникационные технологии XX века. М., 2000.
  126. Г. Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук. 2001.
  127. Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке. Материалы научно-практической конференции. М.: РАГС, 2001.
  128. Е.П. Журналистика и демократия. М., 2001.
  129. А.И. Россия в глобальном информационном процессе и региональная информационная политика/ЯТроблемы информатизации. М., 1993.-Вып. 1−2.
  130. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза./ Под ред. Гранберга А. Г. М.: Экономика, 2000.
  131. Региональное электронное правительство: стратегия создания, архитектура, типовые решения./ Под ред. В. И. Дрожжинова, А. А. Лучина. -М.: Эко-Трендз, 2004.
  132. Д. Гражданское общество как объект социологического познания// Вестник МГУ, сер. 18. Социология и политология. -1995. -№ 2.
  133. .Ф. Глобальные проблемы и способы их решения// Россия в глобальной политике. 2003. — № 2. — С. 157−159.
  134. Россия: ближайшее десятилетие. Сборник статей к десятилетию Московского центра Карнеги. Под ред. Э. Качинса, Д. Тренина. М., 2004.
  135. Россия регионов: трансформация политических режимов./ Общ. ред: В. Гельман, С. Рыженков, М. Бри-
  136. Рона-Тас А. Устойчивость социальных сетей в посткоммунистической трансформации Восточной Европы// Неформальная экономика. Россия и мир/под ред. Т. Шанина. М.: Логос. 1999.
  137. Рубинштейн C.JI.: Основы общей психологи. СПб.: Питер, 2001.
  138. С. Славянское радио и телевидение// Орловская правда (Орел). 2003, 10 апреля.
  139. П. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997.
  140. СМИ и политика: коммуникация в демократическом обществе будущего./ Под редакцией Беннетт У. Л., Энтман Р. М. — Кэмбридж: Кэмбридж Юниверсити Пресс, 2001.
  141. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов./ Под ред. Я. Н. Засурского. М: Аспект Пресс, 2001.
  142. JI.B. Сетевой подход к политике и управлению// Полис. -2001.-№ 3.-С. 103−113.
  143. Л.В. Современная сравнительная политология: Учебник.-М., 2002.
  144. А.И. Коммуникация и культура: противоречия поля политики// Полис. 2002. — № 6. — С. 6−17.
  145. А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации//Полис. 2002. — № 3. — С. 5−19.
  146. А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000.
  147. П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  148. В.П. Гражданское общество и демократическое государство // Общественные науки. 1990. — № 1.
  149. Ю.Н. Сущность информации. М., 2000.
  150. Ю.В. Геополитика. М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 1998.
  151. А.П. Место и роль корпоративной системы представительства интересов в процессе принятия политических решений в современной России./ Власть и общество в постсоветской России: новые практики и институты. Вып. XII. М., 1999.
  152. В.П. Массовая коммуникация: Исследование опыта Запада. М., 2000.
  153. В. Цветные революции расползаются на постсоветском пространстве// Красная звезда. 2005, 19 янв.
  154. А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
  155. А. де. Демократия в Америке. М., 1992.
  156. Э. Метаморфозы власти. М., 2001.
  157. Э. Третья волна. М.: Троица, 1992.
  158. Э. Шок будущего. М.: ACT, 2002.
  159. А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества// Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  160. О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа// Альманах. № 3. — 1993.
  161. А.Д. Отражение, информация, управление, ленинская теория отражения и современная наука: теория отражения и естествознание. София, 1973.
  162. Уэллинг Холл Б. Труд души и гражданское взросление// Полис. 1992. -№ 3.
  163. . Место родственников в системе личных связей //Социологические исследования. 2000. — № 6.
  164. А.Ф. О понятии социального пространства// Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства./ Под общей ред. Е. И. Заславской. М.: Аспект Пресс, 1996.
  165. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Наука, 1992.
  166. К.А. Реформы в России глазами населения (социологический анализ)-М., 1999.
  167. Харц J1. Либеральная традиция в Америке. М., 1991.
  168. Й. Общество радуги: экология и социальная политика// Новые социальные движения и социокультурные эксперименты. 1989. — Вып.1. -М., С.12−14.
  169. А.А. Ресурсы Internet и российские политические технологии: состояние и перспективы развития// Вестник МГУ. Сер. 18: Социология и политология. 1999. -№ 4. — С. 55−56.
  170. А. Анализ социальных сетей// Социологические исследования. 2001. — № 1.
  171. Д. Гражданское общество: Опыт русской истории// Диалог. -2001.-№ 2.-С. 56.
  172. М. Что такое сетевая организация? М., 1999.
  173. А.В. Социологические аспекты формирования информационного общества в России: обзор исследований аудитории Интернета. СПб., 2001.
  174. И. Демократия и гражданское общество// Полис. 1992. — № 4.
  175. А.В. Проблемы формирования психосемантического поляинформационного пространства// Государственная информационная политика: концепции и перспективы. М. РАГС, 2001.
  176. Ю. Между гражданским обществом и авторитарным государством (о пользе политических партий в России)// Pro et contra. -2000. -Т. 5. -№ 1.
  177. К. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963.
  178. Н.А. Генетический структурализм Пьера Бурдье// История теоретической социологии: В 4-х т. Т.4./ Отв. ред. и составитель Ю. Н. Давыдов. СПб.: РХГИ, 2000.
  179. И. Русское чудо: локальные и семейные сети взаимоподдержки и их трансформация// Неформальная экономика. Россия и мир./ Под ред. Т. Шанина. М. Логос, 1999.
  180. А. Мы наш, мы новый миф построим.// Российская газета. 2001, 7 июля.
  181. X. Д., Шрадер X От дилеммы торговцев к дилемме бюрократов: теория социального перехода от общества морали к обществу рынка// Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. — № 2.
  182. Электронный муниципалитет: взгляд из Томска// IBusiness. 2002. — № 7−8.
  183. И.И. Основы информациологии. М., 2001.
  184. Atkinson М., Coleman W. Strong States and Weak States: Sectoral Policy Networks in Advanced Capitalist Economies// British Journal of Political Science. -1989.-Vol. 14.-№ 1.
  185. Black J., Whitney F. Introduction to Mass Communication. Win.: C. Brown Publishers, Dubuque, Iowa. 1988.
  186. Borzel T. Rediscovering Policy Networks as a Form of Modern Governance// Journal of European Public Policy. 1998. — Vol. 5. — № 2.
  187. Burt R.S. Models of Network structure// Annual Review of Sociology. 1980. — № 6.
  188. Emirbayer M, Goodwin J. Network Analysis, Culture and the problem ofagency// American Journal of Sociology. 1994. — № 6.
  189. Huntington S. The Third Wave: Democratization in the Late Twentieth Century.-L., 1991.
  190. Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. N.Y., 1988.
  191. Lippman W. Public Opinion./ With a new introduction by Michael Curtis. -New Brunswick, 1997.
  192. Lefebvre H. The Production of Space./ Translated by Donald Nicholson-Smith. Oxford UK, Cambridge USA: Blackwell, 1999.
  193. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Wash., 1981.
  194. McNair B. Politics in the age of Mediation. L., 1995.
  195. Rhodes R., Marsh D. Policy Network in British Politics. A Critique of Existing Approaches// Policy Network in British Government./ Eds. D. Marsh and R. Rhodes. Oxford, 1992. — P. 10−13.
  196. Schmitter Ph. Still the Century of Corporatism// Review of Politics. 1970. -Vol. 36. — № l.-P. 93−94.
  197. Snow C.C., Miles R.E., Coleman H.J., Jr. Managing 21st century network organizations// Organizational Dynamics. 1992. — Vol.20. — № 3.
  198. Stonier T. The Wealth of Information. L., 1983.
  199. Werlen B. Society, Action and Space. L.: Routledge, 1992.
  200. Источники и ресурсы Интернета
  201. В. Как нам обустроить Рунет?// РОЦИТ. 2004, 4 сент. http://www.rocit.ru/public/index.php3?path=review/runet
  202. И., Зудин А. Крутой маршрут: Сто дней президента Путина (весна-лето 2004 г.)// Политком. 2004, 25 авг. http://www.politcom.ru/2004/prognoz 13 .php
  203. Запись в партию по Интернету// Вебпланета. 2004, 12 марта. http://revolution.webplanet.ru/news/lenta/2004/12/3/partyzan.html
  204. А. Электронное управление в контексте административной реформы// Политком. 2004, 6 мая. http://www.politcom.ru/2004/elec-russia.php
  205. С. Электронное правительство. 2001, 4 декабря. http://www.versii.com/print.php?pid=2917
  206. А.Г. Современное государство и вызовы постиндустриального общества. 4 этапа глобализации. Гл. 1. 2001. http://www.expointer.ru/dir2/show.php?id=3289
  207. Диссертационные исследования
  208. С.И. Социально-психологические особенности информационного взаимодействия в политике. Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: РАГС, 1995.
  209. И.А. Регион как субъект геополитических процессов России. Автореф. дис. канд. полит, наук. Саратов, 1999.
  210. А. В. Принципы и источники формирования кадров государственной службы субъектов Российской Федерации в условиях становления правового государства. Автореф. дис. канд социолог, наук.- М., 1999.
  211. Д. Ф. Психология влияния средств массовой информации на формирование политических установок личности. Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1998.
  212. М.В. Политическое поведение россиян пенсионного возраста: политико-культурный подход. Автореф. дис. канд. полит, наук. СПб., 2001.
  213. О.В. Становление современного информационного пространства российской региональной политики. Автореф. дис. канд. полит, наук. Саратов, 2003.
Заполнить форму текущей работой