Введение
Ведущим институтом политической системы, сосредоточивающим максимальную политическую власть, является государство. Государство — концентрированное воплощение идеи политического. Именно вокруг государства группируются остальные политические институты, борьба между различными социально-политическими силами разворачивается, прежде всего за завоевание государственной власти и рычагов государственного управления. Важнейшей характеристикой государства является то, что оно действует как институциональная система политического господства и обладает монополией на легитимное применение насилия. Государство наряду с семьей, языком, культурой и т. п. является одним из фундаментальных институтов, составляющих инфраструктуру жизнедеятельности человека как общественного существа. Более того, государство есть в некотором роде наиболее высокоорганизованная форма политического сообщества.
Современное государство — сложная система органов, имеющая монополию на насилие как средство господства и располагающая широкими законодательными, судебными правами, техническими и материальными ресурсами, вышколенной армией профессиональных политиков. В этом отношении ни один субъект политики не может сравниться с государством. Государственная политика поэтому занимает доминирующее место в общей структуре политической деятельности в обществе.
Государство — важнейшая составная часть политической системы общества. Политическая система общества представляет собой совокупность социальных институтов государственно организованного общества, осуществляющих определенные политические функции. Она включает государство, партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие политические цели. Значительную роль в политическом развитии общества играет церковь.
Глава 1. Сущность, признаки и формы государства
1. Сущность и признаки государства Государство как общественный институт является постоянным объектом изучения политической науки. В то же время до сих пор однозначной трактовки многих вопросов не существует. Например, дискуссионным остается вопрос о происхождении государства. В значительной мере это обусловлено появлением новых знании в рамках этнографической и исторической наук.
Политологи различных школ и направлении в исследовании генезиса и сущности государства опираются на ряд теорий и концепций, к основным из которых относится:
1. Патриархальная теория, зародившаяся в Древней Греции и получившая теоретическое обоснование в XVII в. в одной из работ английского мыслителя Р. Фильмера, который рассматривал государство как продолжение отцовской опекунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе.
2. Теологическая концепция государства, в соответствии с которой государство трактуется как священный и неприкосновенный институт, дарованный Богом для организации жизни людей. В этой концепции нашли отражение некоторые реальности, связанные с теократическими формами первых государств мира.
3. Теория общественного договора. Наибольшее распространение получила в XVII—XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Д. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо. В соответствии с ней возникновение государства есть результат своеобразного договора (пакта) находящихся в догосударственном состоянии индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью. Атрибуты власти передаются суверенному монарху или иному государственному институту.
4. Теория «насилия» или «захвата». Существенный вклад в ее обоснование и развитие внесли Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. В основе возникновения государства, считают они, лежит акт насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным. Для закрепления власти победителя и создается государство.
5. Социально-экономическая, или марксистская, концепция, в соответствии с которой государство возникает как результат общественного разделения труда и появления классов, находящихся в антагонизме, для поддержания господства одних классов над другими.
Значительный вклад в объяснение процессов возникновения и развития государства внесли органическая (Г. Спенсер, Дж. Фортескью) и психологическая (Ж. Бюрдо, г. Шершеневич) теории, а также появившаяся в середине XX в. политическая антропология (Г. Классен, М. Фрид).