Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Систематизация языков по материи их знаконосителей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как и отдельные знаки, языки могут описываться по материи своих знаконосителей, что, естественно, связано с тем, какие органы чувств задействованы в их восприятии. Один из первых опытов подобной систематизации языков принадлежит английскому мистику, философу, герметисту и врачу Роберту Фладду (1574—1637). Упорядочивая языки по каналам восприятия, Фладд одновременно говорит о том, что наши языки… Читать ещё >

Систематизация языков по материи их знаконосителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как и отдельные знаки, языки могут описываться по материи своих знаконосителей, что, естественно, связано с тем, какие органы чувств задействованы в их восприятии. Один из первых опытов подобной систематизации языков принадлежит английскому мистику, философу, герметисту и врачу Роберту Фладду (1574—1637). Упорядочивая языки по каналам восприятия, Фладд одновременно говорит о том, что наши языки — не столько зеркало мира (speculum), сколько окна в различные сферы реальности. Эти положения философ репрезентирует по типу иконы-схемы в гравюре «Человек и макрокосм» (рис. 28).

Роберт Фладд, «Человек и макрокосм» (между 1617 и 1621 гг.).

Рис. 28. Роберт Фладд, «Человек и макрокосм» (между 1617 и 1621 гг.).

Карта мироздания, по Фладду, включает ряд упорядоченных пространств-мундусов (лат. mundus — земля, мир, вселенная): Mundus sensibilis — физический мир, чувственная реальность, Mundus imaginabilis — мир рассудочных понятий и Mundus intellectualis — пространство интеллектуально постигаемых сущностей. Они изображены в виде концентрических кругов, то есть даны зрителю как иконические схемы. С каждым из этих пространств человек связан через органы чувств и интеллект, а в итоге через языки. Линии, расположенные в зоне Mundus sensibilis, показывают, как именно человек вписан в физический мир (Terra). Каждый из органов чувств воспринимает отдельный вид материальных знаконосителей, которые далее прочитываются в качестве знаков определенного языка: auditus — слуховой канал восприятия, visus — канал визуальной коммуникации, odoratus — язык запахов, gustus — восприятие вкусовых ощущений, tactus — язык тактильных ощущений.

Р. Фладд показывает, что на второй ступени познания «чувственные» знаки кодируются ментальными знаками — отображаются в словах-понятиях, образующих сферу Mundus imaginabilis. Слово функционирует как дополнительность звучания/написания и ментального образа — чувственного визуального, слухового, тактильного и другого рода представлений о замещаемом объекте. Именно так рождаются собственно знаки, система которых способна репрезентировать не только физические вещи, но и абстракции времени, Бога и др.

Для целого ряда знаковых систем характерны более сложные носители значений, воспринимаемые одновременно несколькими органами чувств. Примером таких синтетических (полилингвальных) форм коммуникации уже во времена Р. Фладда был оперный спектакль. Также следует учитывать, что в процессе своего развития и становления некоторые языки получают письменную форму существования. Таким образом они увеличивают число эмпирических каналов для восприятия сообщений. Так, вербальный язык и музыка обладают и аудиальными и визуальными знаконосителями (звучащая речь и графический текст, звучащая музыка и нотная запись текстов). У языка танца (балета) также есть своя «письменность»: система, позволяющая фиксировать движения и их последовательность (рис. 29). Получается, что язык балета имеет два автономных визуальных канала передачи информации.

Пример записи элементов классического танца.

Рис. 29. Пример записи элементов классического танца:

за тактом; раз; два; три.

Систематизация языков по материи их знаконосителей.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой