Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Выводы. 
Психология лидерства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В вероятностной модели лидерской эффективности Ф. Фидлера использовались как ситуативные, так и личностные переменные: неэффективные и эффективные лидеры; ориентированный на задачу или на взаимоотношения стиль лидерства как личностная черта; благоприятность ситуации (определялась гремя параметрами, имевшими позитивную и негативную градации: атмосферой в группе, структурированностью задачи и силой… Читать ещё >

Выводы. Психология лидерства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В зарубежной и отечественной психологии лидерства можно выделить пять периодов, связанных с XX веком (в скобках указаны отечественные периоды, не совпадающие с зарубежными): 1) до начала XX века; 2) первая четверть (досоветский период); 3) конец 1920;х годов — 1948 год (1920;1930;е годы); 4) 1950; 1970;е годы (середина 1960;х — середина 1980;х годов); последняя четверть (середина) 1980;х годов — но настоящее время.

Первый период

Проблему разрабатывали: Платон, Аристотель, Плутарх, Макиавелли; в XIX веке — расцвет «героического» направления (лидер — герой с особыми качествами): Г. Спенсер, Ч. Ломброзо, Т. Карлейль, Ф. Гальтон, А. Жоли, Н. К. Михайловский, С. Сигеле, Г. Тард и Г. Лебон (отношения героя и толпы; типология вожаков); Н. К. Михайловский; Л. Войтоловский.

Наиболее часто исследователи XIX века выделяли 8 качеств героя: патология психики; ум (выдающийся или ограниченный); обаяние; решительность; смелость; самобытность; красноречие и умение убеждать; преследование личной выгоды.

Второй период

Появление исследователей, взгляды которых оказали влияние па разработку проблемы лидерства в более поздние периоды: Курт Левин, 3. Фрейд, М. Вебер; А. Ф. Лазурский; В. М. Бехтерев Третий период

Начало экспериментального исследования лидерства с позиций «теории черт» (одаренный человек обладает набором черт, делающих его лидером в любой ситуации): работы Е. Богардуса, Е. Хантера, А. Джордан, Дж. Гейера, Т. Ныокома и др.

Поиск лидерских качеств:

  • ? индивидных;
  • ? интеллектуальных, речевых;
  • ? коммуникативных;
  • ? энергетического потенциала;
  • ? мотивационных;
  • ? связанных с успешностью — альтруистического потенциала.

Выявление типологических паттернов личности лидера: представителей разных возрастных периодов; мужчин и женщин; обычных и девиантных; представителей разных сфер деятельности, различающихся, но стилю и, но преобладающим характеристикам личности (релевантным ситуации). Крах «теории черт» и неправомерность выводов о незначимости личностных качеств для лидера и важности ситуационного фактора (в том числе — данные о ряде устойчивых личностных лидерских характеристик, особенно при учете типа лидеров).

В отечественной психологии в 1920;1930;е годы выдвигалась идея изучения личности лидера, создавались методики для этого, разрабатывались различные типологии лидеров, изучались половые различия лидеров (работы В. А. Вагнера, А. С. Залужного, Д. Б. Эльконина, II. А. Витке, Е. А. Аркина, II. II. Блонского, А. С. Макаренко).

Четвертый период

В третьей четверти XX века в исследовании лидерства за рубежом присутствуют три основные тенденции: ситуационный, личностный и интеракционистский подходы.

Ситуационный подход (Т. Хсйлин, Ц. Джибб, Т. Адорно и др.): лидерство представлялось непрерывно меняющимся от ситуации к ситуации; расширенное понимание ситуации; нивелирование специфики лидерства.

Личностный подход продолжал существовать в измененном виде: комбинация черт; дифференциация лидеров от последователей; эффективных и неэффективных лидеров; высшего и низшего уровней управления; использующих различные лидерские стили; в разных группах; принадлежащих к разным типам; культурная детерминация личности лидера.

Интеракционистский подход: объединение идей личностного и ситуационного подходов (Ц. Джибб, К. Клиффорд, Б. Басс, Р. Стогдилл, В. Бенине, Ф. Фидлер и др.).

В вероятностной модели лидерской эффективности Ф. Фидлера использовались как ситуативные, так и личностные переменные: неэффективные и эффективные лидеры; ориентированный на задачу или на взаимоотношения стиль лидерства как личностная черта; благоприятность ситуации (определялась гремя параметрами, имевшими позитивную и негативную градации: атмосферой в группе, структурированностью задачи и силой власти лидера); были определены восемь октант, отражавших различные, но благоприятности ситуации для лидера; криволинейная зависимость между ситуацией и лидерским стилем. Уточнение и расширение модели последователями Ф. Фидлера.

Мотивационно-целевые теории (лидер мотивировал группу на достижение цели): 1) подход Университета Огайо (Дж. Хемпфилл, Р. Стогдилл, А. Купи, Ц. Шришейм, С. Керр, А. Филлей, С. Кэрролл и др.): создание ряда надежных и валидных шкал для изучения лидерского поведения; выделение четырех лидерских стилей на основе двух переменных поведения лидера — внимательности (доброжелательности) и инициативной структуры; 2) теория М. Эванса и Р. Хауза «путь-цель», объединившая достижения и фидлеровской модели, и модели Университета Огайо; использование лидером компенсаторного стиля (при решении структурированной задачи — внимательности, а неструктурированной — инициативной структуры) на пути к достижению групповой цели; критика и развитие теории.

Р. Стогдилл создал специальную концепцию-программу изучения лидерства с включением четырех переменных — характеристик лидера, последователей и группы, а также «критериев» (удовлетворенность последователей, групповая сплоченность и др.).

Появление гуманистического подхода (центрированного на сотруднике, последователе): 1) теория Д. Мак-Грегора, постулировавшая наличие двух типов установок назначенного лидера в организации по отношению к подчиненным, — традиционная «теория X» (рассматривавшая подчиненных как пассивных и не желающих работать) и гуманистическая «теория К»; 2) идеи «партисипативного» (т. е. с участием рядовых работников) менеджмента Р. Лайкерта с выделением четырех лидерских стилей; 3) концепция стилей лидерства Р. Блейка и Дж. Моутои — «менеджерская решетка»: на основании двух переменных (заботы о людях и заботы о производстве, продуктивности); 4) теория социального обмена между лидером и последователями Т. Джекобса.

Гетерохронность в существовании различных подходов в психологии лидерства.

Характерные черты отечественных исследований лидерства с середины 1960;х до середины 1980;х годов: формирование научных школ и групп; появление отдельных ярких исследователей; уменьшение дистанцированности от зарубежных исследований; специфика понимания лидерства, выразившаяся в разделении понятий «лидерство» и «руководство»; создание типологий лидеров; активная работа над инструментарием: адаптация зарубежных и создание отечественных методик для изучения лидерства; формирование уникального подхода к лидерству с позиций уровня развития группы; экспериментальное изучение лидерства и руководства в реальных группах; изучение половых различий лидеров; личностный подход к лидерству; создание теорий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой