Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предельная выручка ресурса и стоимость предельного продукта ресурса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Графически это проявляется в том, что кривые VMPX и MRPX совпадают. Однако надо иметь в вид}', что стоимость предельного продукта ресурса (VMPX) равняется предельной выручке от реализации этого продукта (MRPX) только в конкурентных условиях рынков готовой продукции. Любое проявление несовершенства этих рынков приведет к тому, что предельная выручка ресурса окажется меньше стоимости предельного… Читать ещё >

Предельная выручка ресурса и стоимость предельного продукта ресурса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дополнительная (предельная) выручка фирмы от реализации дополнительной продукции X (МРХ), полученной при использовании одной дополни тельной единицы какого-то ресурса (L, К или X), называется предельной выручкой данного ресурса и обозначается как MRPtx, MRPf> или MRP$.

Математически предельная выручка ресурса равна произведению объема дополнительного выпуска товара А" (МРХ), полученного с помощью дополнительной единицы ресурса (L, К, N), на среднюю предельную выручку от продажи каждой дополнительной единицы товара X (MRX): Предельная выручка ресурса и стоимость предельного продукта ресурса.

Вполне очевидна разница между MRPX и MRX. Если «обычная» предельная выручка (MRX) показывает изменение общей выручки в результате изменения выпуска товара а: на одну единицу, то предельная выручка ресурса а (MRP(X) — изменение общей выручки фирмы в результате изменения использования данного ресурса на одну единицу:

Предельная выручка ресурса и стоимость предельного продукта ресурса.

Взаимосвязь двух видов выручки может быть выедена более строго (математически). Допустим, что выпуск (QA) есть функция только от одного переменного ресурса (L): ()х = QX(L). Соответственно, цена есть функция от выпуска: Р — P[QX(L).

Тогда общую выручку можно записать так:

Предельная выручка ресурса и стоимость предельного продукта ресурса.

Для нахождения предельной выручки ресурса (MRPX) продифференцируем общую выручку по L (с учетом правила взятия производной сложной функции):

п dQx.

п dQx

Б полученном выражении множитель-представляет сооои пре;

dL

дельный продукт (предельную производительность) труда (МРр). Выражение в скобках — предельную выручку от продажи дополнительной единицы продукции — MRX (см. т. 1, параграф 12.2[1]). В результате имеем MRP,X = МР,Х? MRX.

Произведение объема продукции, полученной с помощью дополнительной единицы ресурса а (МРХ), на ее цену х) представляет собой стоимость предельного продукта X от этого ресурса и обозначается как VMPX:

Предельная выручка ресурса и стоимость предельного продукта ресурса.

Применительно к конкретным факторам производства — труду, капиталу, земле — данное тождество выглядит так:

Предельная выручка ресурса и стоимость предельного продукта ресурса.

На графике кривая стоимости предельного продукта ресурса имеет в основном отрицательный наклон даже на рынках совершенной конкуренции, когда цена единицы готовой продукции остается неизменной х — const). Дело в том, что второй параметр, определяющий величину VMPX, а именно физический предельный продукт МРХ, обычно быстро растет только на коротком начальном временном отрезке (когда отдача от увеличения использования переменного ресурса повышается). Затем неизбежно (и очень скоро) наступает период действия закона убывания предельной отдачи (рис. 17.1, а). Соответственно, кривая МРХ, а вместе с ней и кривая VMPX (рис. 17.1, б) сначала резко поднимается вверх, а затем начинает снижаться.

Изменение физического предельного продукта ресурса (а).

Рис. 17.1. Изменение физического предельного продукта ресурса (а).

и его стоимости (б)

Без ущерба для последующего анализа будем в дальнейшем оперировать только снижающимся (т.е. имеющим отрицательный наклон) отрезком кривой VMPX.

В условиях совершенной конкуренции на рынках готовой продукции любая фирма-производитель продает любой объем своей продукции по одной и той же цене (линия спроса на конечную продукцию конкурентной фирмы горизонтальна). А значит, и предельная выручка от реализации каждой дополнительной единицы продукции (MRX) будет одной и гой же. Иными словами, MRX= Рх.

Из этого вытекает, что в условиях совершенной конкуренции на рынках готовой продукции предельная выручка ресурсов оказывается равной стоимости предельного продукта ресурса:

Предельная выручка ресурса и стоимость предельного продукта ресурса.

Графически это проявляется в том, что кривые VMPX и MRPX совпадают. Однако надо иметь в вид}', что стоимость предельного продукта ресурса (VMPX) равняется предельной выручке от реализации этого продукта (MRPX) только в конкурентных условиях рынков готовой продукции. Любое проявление несовершенства этих рынков приведет к тому, что предельная выручка ресурса окажется меньше стоимости предельного продукта ресурса: VMPX > MRPX (поскольку в этом случае Рх > MRX).

Графически это выразится в том, что кривая предельной выручки ресурса пройдет ниже кривой стоимости предельного продукта ресурса (рис. 17.2).

Стоимость предельного продукта ресурса и предельная выручка от продукта ресурса в условиях несовершенной конкуренции на рынках готовой продукции.

Рис. 17.2. Стоимость предельного продукта ресурса и предельная выручка от продукта ресурса в условиях несовершенной конкуренции на рынках готовой продукции.

Причем обе линии будут иметь более крутой наклон, чем в условиях совершенной конкуренции, так как и цена готовой продукции (РА), и предельная выручка (MRX) не будут постоянными, а будут убывать.

Спрос фирмы на ресурс в первую очередь определяется тем вкладом, который может быть внесен очередной единицей ресурса в общую выручку.

Этим требованиям отвечает показатель MRPX. Соответственно, именно кривую MRPX следует рассматривать как кривую спроса фирмы на конкретный ресурс a (da).

Совпадение стоимости предельного продукта ресурса и предельной выручки от его реализации, наблюдаемое на конкурентных рынках готовой продукции, является только частным случаем.

  • [1] Здесь и далее при ссылке на т. 1 имеется в виду первый том данного учебника: День-гов В. В. Микроэкономика: в 2 т. Т. 1. Теория потребительского поведения. Теория фирмы. Теория рынков: учебник для бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., перераб. и доп., 2016. Сер.: Бакалавр и магистр. Академический курс.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой