Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чаще всего причиной безнадзорности несовершеннолетних или совершения ими правонарушений является то, что семья, в которой живет и воспитывается несовершеннолетний, сама находится в социально опасном положении. Семья считается находящейся в социально опасном положении, если родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и… Читать ещё >

Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основным законодательным актом, регулирующим деятельность государства по предупреждению асоциального поведения несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Закон не раскрывает понятия «безнадзорность» и «беспризорность», однако в отношении несовершеннолетнего субъекта дает определения понятий «безнадзорный» и «беспризорный». Безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц (понятно, что имеются в виду лишь те должностные лица, в функции которых входит надзор за несовершеннолетним, независимо от того, обязаны ли они осуществлять функции по его воспитанию и содержанию). Поэтому безнадзорным следует признавать несовершеннолетнего, лишенного внимания как со стороны родителей или иных законных представителей, так и со стороны соответствующих должностных лиц, например руководителей школы, школьного лагеря и т. п.

Закон не охватывает случаев, когда несовершеннолетний передан под надзор физическому лицу, которое также не уделяет ему должного внимания. Условно закон приравнивает таких лиц к «иным законным представителям», хотя законными представителями несовершеннолетнего они не являются. Понятия «безнадзорность» и «беспризорность» весьма близки по значению, хотя и не являются синонимами. Беспризорным признается несовершеннолетний не просто безнадзорный, т. е. лишенный внимания и заботы со стороны лиц, обязанных осуществлять за ним надзор, но не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Таким образом, безнадзорность и беспризорность можно определить как особые социальные, в том числе правовые, состояния личности несовершеннолетнего, которые являются причиной другого состояния — социально опасного положения. Несовершеннолетний считается находящимся в социально опасном положении, если вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Под последними понимаются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении им наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

Чаще всего причиной безнадзорности несовершеннолетних или совершения ими правонарушений является то, что семья, в которой живет и воспитывается несовершеннолетний, сама находится в социально опасном положении. Семья считается находящейся в социально опасном положении, если родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Однако в некоторых случаях находящейся в социально опасном положении считается «семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении», т. е. детей, страдающих алкогольной, наркотической зависимостью, токсикоманией, лудоманией и т. п., либо детей, совершающих правонарушения. Такая семья, оказавшаяся не в силах преодолеть дурное влияние внесемейного окружения несовершеннолетнего, сама нуждается в социальной, психологической и (или) педагогической помощи. В соответствии с данным Законом с семьями и с отдельными несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, проводится индивидуальная профилактическая работа, под которой понимается деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Статья 2 Закона определяет основные задачи профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и принципы, на которых она основана. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

  • — предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
  • — обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • — социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  • — выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Правовое регулирование деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, ввиду чего в систему законодательства, регулирующего указанную деятельность, входят федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. В целях более тесной связи органов, осуществляющих деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с регионами отдельные полномочия федеральных органов государственной власти передаются субъектам РФ с соответствующей финансовой поддержкой. Закон обеспечивает также участие в указанной деятельности муниципальных образований в лице органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 4 Закона в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, прежде всего полиция[1].

Можно утверждать, что систему органов и учреждений, осуществляющих деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, возглавляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, поскольку именно эти органы координируют всю деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. По этому поводу в Национальной стратегии отмечается, что координация деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав. Однако правовая основа работы этих комиссий не соответствует стоящим перед ними целям и задачам. Вполне закономерно, что одной из задач в области защиты прав и интересов детей является реформирование комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В целях законодательного обеспечения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав предусматривается: разработка проекта федерального закона о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, определяющего место и роль комиссий в системе органов профилактики, механизмы реализации правозащитной, координирующей и профилактической функций комиссий в целях обеспечения прав детей, защиты от насилия и всех форм посягательств на их жизнь и здоровье, применения мер социализации и реабилитации, а также наделяющего комиссии правом ведения персонифицированного банка данных безнадзорных несовершеннолетних, детей и семей, находящихся в социально опасном положении. При этом комиссии освобождаются от функций органа внесудебной юрисдикции.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии в пределах своей компетенции обеспечивают:

  • 1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
  • 2) осуществление мер, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • 3) осуществление мер, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • 4) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством РФ;
  • 5) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом РФ «Об образовании» ;
  • 6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
  • 7) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В системе вышеперечисленных органов в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так, в системе органов управления социальной защитой населения создаются и действуют учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания (ст. 12 Закона). К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

  • 1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • 2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
  • 3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

В системе органов управления образованием профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляют, во-первых, общеобразовательные учреждения, к которым относятся общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс; во-вторых, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в-третьих, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием (ст. 14,15 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). К ним относятся:

  • 1) специальные общеобразовательные школы открытого типа;
  • 2) специальные профессиональные училища открытого типа;
  • 3) другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания, а также:
  • 4) специальные общеобразовательные школы закрытого типа;
  • 5) специальные профессиональные училища закрытого типа;
  • 6) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.

В системе органов по делам молодежи указанной деятельностью занимаются социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения органов по делам молодежи.

В системе органов управления здравоохранением создаются, в частности, детские и подростковые центры по оказанию наркологической и психиатрической помощи, лечебно-профилактические центры временного содержания и др. В системе органов внутренних дел действуют центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ст. 22 Закона).

В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» полиция обязана участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В частности, она обязана: осуществлять розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей либо из специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специализированных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органов управления образованием либо уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер воспитательного воздействия.

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством РФ и (или) законодательством субъектов РФ. В соответствии со ст. 24 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма:

  • 1) привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры;
  • 2) оказывают содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальным учебно-воспитательным учреждениям и центрам временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в организации спортивной и культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, помещенными в указанные учреждения.

Уголовно-исполнительные инспекции участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, контроль за поведением которых осуществляется ими в соответствии с УИК.

Федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, принимают в пределах своей компетенции участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе путем зачисления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списки воинских частей в качестве воспитанников с согласия указанных несовершеннолетних, а также с согласия органов опеки и попечительства.

Порядок и условия зачисления несовершеннолетних в качестве воспитанников в воинские части, обеспечения их необходимыми видами довольствия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Общественные объединения принимают участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством РФ и уставами указанных объединений.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

  • 1) безнадзорных или беспризорных;
  • 2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
  • 3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
  • 4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
  • 5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
  • 6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
  • 7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
  • 8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
  • 9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
  • 10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
  • 11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
  • 12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебновоспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
  • 13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
  • 14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются:

  • 1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • 2) приговор, определение или постановление суда;
  • 3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
  • 4) документы, определенные Законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • 5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений. Индивидуальная профилактическая работа проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста 18 лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством РФ.

Несовершеннолетние, в отношении которых осуществляется индивидуальная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений, имеют, как указано в Законе, все права и свободы, предусмотренные Конституцией, а также следующие особые права:

  • — на уведомление родителей или иных законных представителей о помещении несовершеннолетнего в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей или иных законных представителей информация о помещении несовершеннолетнего в указанное учреждение должна быть направлена им в течение 12 часов с момента его помещения, а при отсутствии сведений о родителях или иных законных представителях указанное уведомление в течение трех суток с момента помещения несовершеннолетнего направляется в орган опеки и попечительства по его последнему месту жительства;
  • — получение информации о целях своего пребывания в учреждении системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, правах и об обязанностях, основных правилах, регулирующих внутренний распорядок в данном учреждении;
  • — обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, органы прокуратуры и суд;
  • — гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;
  • — поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;
  • — получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;
  • — обеспечение на безвозмездной основе питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по установленным нормам, необходимым для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности несовершеннолетних;
  • — обеспечение бесплатной юридической помощью с участием адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи в соответствии с законом. Перечисление указанных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав несовершеннолетних.

Несовершеннолетние обязаны соблюдать внутренний распорядок, установленный в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. За нарушения установленного порядка содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специальных учебновоспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел к несовершеннолетним в соответствии со ст. 8.1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» могут применяться следующие меры взыскания:

  • — предупреждение;
  • — выговор;
  • — строгий выговор.

К несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием, могут также применяться следующие меры взыскания:

  • — сообщение родителям или иным законным представителям;
  • — исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа органа управления образованием на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанного учреждения.

Порядок применения мер взыскания к несовершеннолетним определяется соответствующими нормативными правовыми документами, регламентирующими деятельность учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

По отношению к несовершеннолетним не допускаются:

  • — применение физического и психического насилия;
  • — применение мер воздействия без учета возраста несовершеннолетних;
  • — применение мер, носящих антипедагогический характер, унижающих человеческое достоинство;
  • — ограничение контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями либо лишение несовершеннолетних контактов с родителями или иными законными представителями;
  • — уменьшение норм питания;
  • — лишение прогулок.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также несовершеннолетние, их родители или иные законные представители вправе обратиться в установленном законодательством РФ порядке в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

  • 1) орган прокуратуры — о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
  • 2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав — о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • 3) орган опеки и попечительства — о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
  • 4) орган управления социальной защитой населения — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
  • 5) орган внутренних дел — о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
  • 6) орган управления здравоохранением — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
  • 7) орган управления образованием — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школинтернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
  • 8) орган по делам молодежи — о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в связи с этим в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

Должностные лица, родители несовершеннолетних или иные их законные представители и иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В ст. 10 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определена система органов, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции осуществляют в установленном порядке контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Ведомственный контроль за деятельностью указанных органов и учреждений осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Прокурорский надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации». Представляется необходимым включение в число органов, осуществляющих надзор за деятельностью органов и учреждений системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ и уполномоченных по правам ребенка субъектов РФ.

  • [1] Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» .
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой