Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Средняя Азия. 
История отечественного государства и права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ремесленники одной и той же специальности объединялись в корпорации, напоминавшие европейские цехи, и селились обычно в одном и том же квартале, где находились и их мастерские-лавки. Такие ремесленные корпорации состояли из мастеров (устад), подмастерьев (халифэ) и учеников (шагирд). Объединения ремесленников часто вели борьбу с государственной властью и местными феодалами, стремясь… Читать ещё >

Средняя Азия. История отечественного государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государство Саманидов (IX—X вв.).

Процесс политического распада Арабского халифата и борьба пародов Средней Азии за независимость привели в IX в. к установлению самостоятельности среднеазиатских государств. Первая попытка отделиться от Халифата была сделана наместником Хорасана и Мавераннахра Тахиром ибн-Хусейном в 822 г. Однако тогда не удалось превратить наместничество в самостоятельное государство.

При сыне Тахира Абу-л-Аббасе Абдаллахе, назначенном наместником, но наследству, хорасанское наместничество фактически превратилось в вассальное по отношению к халифу, но почти независимое государство. К этому времени тактика халифа в отношении зависимых от него народов меняется. Халифат стремится создать себе опору на местах в лице местной знати, которой передается управление и власть. Тахириды, а затем Саманиды явились теми представителями местной феодальной знати, которые получили власть из рук Арабского халифата за активность и усердие в борьбе с народными восстаниями и за приверженность Халифату.

Саманиды первоначально были назначены наместниками отдельных очень богатых городов и областей Мавераннахра, а также получили право чеканить медные деньги. Во второй половине IX в. их власть настолько усилилась, что Хорасан уже не имел сил и средств для подчинения Саманидов, которым представилась возможность объединить под своей властью области Мавераннахра. После падения в 873 г. последнего тахиридского наместника в Хорасане Мухаммеда ибн Тахира Саманиды решили объединить Мавераннахр в единое государство, столицей которого стала Бухара.

В IX—X вв. в Средней Азии наблюдался подъем сельского хозяйства; все еще сохранялись, хотя и уменьшились в размерах, государственные земли — султани (термин «султан» в то время означал «правительство»). Земли провинциальной знати — дехканов — считались их мульками, т. е. отчуждаемой собственностью. Владельцы этих земель не несли обязательную государственную службу, но мульки были обложены поземельной податью — хараджем. Остальные категории земель не отличались от аналогичных видов земельной собственности, сложившихся в других странах, ранее входивших в состав Халифата. Это были «собственные» земли фамилии Саманидов (хасс), а также земли религиозных учреждений (вакф).

Новым явлением при Саманидах, особенно в X в., было уменьшение фонда государственных земель в результате раздачи их служилым людям в условное владение (икта). На правах икта передавались земли разных размеров — от целой области до одного селения или даже его части. Владелец икта должен был нести военную или гражданскую государственную службу и получал за это право взимать в свою пользу с крестьян, сидевших па данной земле, харадж и все подати, ранее вносившиеся в казну. Юридически земли икта считались государственными и не должны были переходить по наследству, но на практике уже с X в. наблюдалось стремление владельцев икта превратить их из временных владений в наследственные. Постепенное и закономерное превращение икта в наследственный лен завершилось между XI и XIII вв.

В Средней Азии крупная собственность на землю и воду соединялась с мелким крестьянским держанием и с издольной системой эксплуатации. Немногочисленные крупные господские хозяйства обслуживались рабами. Феодальная рента взималась в смешанной форме, но ведущее место среди крестьянских повинностей занимала продуктовая рента. Феодальная рента или поступала целиком в казну (с государственных земель в качестве налога), или полностью шла в пользу землевладельца (с вакфов и с земель икта), или же делилась в определенной пропорции между феодалами и казной (с мульковых земель). Феодально-зависимые крестьяне еще не были прикреплены к земле. Единицей обложения в Средней Азии был джуфт-и гав («пара быков»), т. е. участок, который мог быть обработан при помощи одной упряжки быков в течение сезона (в среднем 6—8 га орошаемой земли). Нередко на одном таком участке работало несколько крестьянских семейств.

В IX—X вв. в Средней Азии сложился типичный для феодального общества город, древнейшими частями которого были цитадель и обнесенный стенами старый город (шахристан) с общественными зданиями и усадьбами знати. В этот период стали возникать рабады, т. е. торговоремесленные посады, в которых и сосредоточивалась вся хозяйственная жизнь города.

Ремесленники одной и той же специальности объединялись в корпорации, напоминавшие европейские цехи, и селились обычно в одном и том же квартале, где находились и их мастерские-лавки. Такие ремесленные корпорации состояли из мастеров (устад), подмастерьев (халифэ) и учеников (шагирд). Объединения ремесленников часто вели борьбу с государственной властью и местными феодалами, стремясь к освобождению от феодальных повинностей и к установлению цеховой монополии, но так и не смогли этого добиться. Власть в городах, служивших местопребыванием общегосударственных и местных правителей, оставалась в руках феодалов. Самоуправление существовало только в рамках отдельных корпораций (ремесленных, купеческих и духовных) и городских кварталов, имевших своих выборных старшин.

Саманиды создали большой аппарат дворцового управления. Эмир имел сильную дворцовую гвардию, состоявшую из верных ему отрядов. Высшим придворным чином являлся хаджиб-ал-худжаб (главный хаджиб), которому подчинялись все другие чины при дворе Саманидов. Носителем высшей исполнительной власти при дворе являлся сахиб-харас, исполнявший эмирские приговоры; в его распоряжении были слуги, содействовавшие исполнению приговора — чубдары.

Кроме дворцового управления существовали и центральные административные органы — диваны. Все административные, политические и хозяйственные учреждения государства контролировал диван везира или главный хаджиб. Начальники всех других диванов были ему подчинены. Везир возглавлял все военные силы государства.

Вторым, но значению органом управления был диван мустауфи, который ведал всеми финансовыми делами государства. Мустауфи имел учетчиков, которые вели учет доходов и расходов государства.

Дипломатическими сношениями с другими государствами, а также всеми важными государственными бумагами ведал диван амид-уль-мульк.

Диван сахиб-уш-шурат руководил гвардией Самапидов и наблюдал за снабжением войск. Помощник сахиб-шурата, но хозяйственной части — ариз — производил выплату саманидскому войску жалования, которое выдавалось четыре раза в год, через каждые три месяца. Ариз не только ведал войсковой казной, но и следил за состоянием войсковой дисциплины, снаряжением, провиантом и фуражом.

Важное значение имел подчинявшийся только эмиру диван сухиб-уль-барид (начальник почты). В обязанности служащих этого дивана входило наблюдение за поведением местных правителей и донесении об этом эмиру. Население в то время почта не обслуживала.

Диван мухтасиба наблюдал за рынком, весами, продажей товаров крестьянами и ремесленниками. Постепенно мухтасибы стали надзирать за нравственностью населения, посещением мечетей, соблюдением религиозных обрядов и т. п. Каждый город имел своего мухтасиба.

Контроль за расходованием казны осуществлял диван мушрифа, деятельность которого была связана в основном с наблюдением за расходованием средств на содержание двора, так как казна государя не отделялась от казны государства.

Также действовали диваны государственных земель, казия (судейский) и вакуфный. Судейский диван возглавлялся главным судьей (казием).

Центральная власть играла важную роль в борьбе с постоянными нападениями тюркских степных кочевников. Однако политика централизации наталкивалась на упорное сопротивление дехканов. Феодальная раздробленность еще больше усиливалась в результате распространения института икта. Стоявшие во главе областей правители — хакимы — чаще всего были местными наследственными землевладельцами, которые часто не вносили хараджа в казну Самапидов и пользовались почти полной независимостью. Внутренне ослабленное Саманидское государство в конце X в. распалось под ударами Караханидов и прекратило свое существование.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой