Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие «иностранные инвестиции» и понятие «иностранный инвестор» по российскому законодательству

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с Законом об иностранных инвестициях под иностранными инвестициями понимаются вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии… Читать ещё >

Понятие «иностранные инвестиции» и понятие «иностранный инвестор» по российскому законодательству (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятия «иностранные инвестиции» и «иностранный инвестор» вводятся в российское законодательство различными федеральными законами и международными договорами. Если международным договором предусмотрено иное понятие «иностранные инвестиции», нежели федеральным законом, то применяется понятие, сформулированное международным актом. В некоторых случаях международные акты при определении понятия «иностранные инвестиции» делают отсылку к внутреннему законодательству государства, принимающего инвестиции. В отдельных случаях «внутренние» инвестиционные законы при определении понятия «иностранные инвестиции» делают отсылку к «профильному» закону — Закону об иностранных инвестициях.

В соответствии с Законом об иностранных инвестициях под иностранными инвестициями понимаются вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Такой же подход к пониманию инвестиций имеет место и в некоторых международных двусторонних соглашениях, заключаемых Российской Федерацией. Так, в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о поощрении и взаимной защите инвестиций (заключено в Москве 27 ноября 1998 г.)[1], термин «инвестиции» означает все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются инвестором одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны в соответствии с ее законодательством, и в частности:

  • а) движимое и недвижимое имущество, а также соответствующие имущественные права;
  • б) денежные средства, а также ценные бумаги, обязательства, вклады и другие формы участия;
  • в) права интеллектуальной собственности, включая авторские и смежные права, товарные знаки, права на изобретения, промышленные образцы, модели, а также технологические процессы и ноу-хау;
  • г) права на осуществление хозяйственной деятельности, включая права на разведку, разработку и эксплуатацию природных ресурсов.

При толковании различных законодательных дефиниций «инвестиции», в частности, при сравнении этих понятий в Законе «Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений» и в Законе об иностранных инвестициях можно выявить разный подход: первый закон понимает «инвестиции» как объект (то, что вкладывается инвестором), а второй — как процесс (действия по вложению).

Указанная несогласованность законодательных формулировок отмечается и в юридической литературе[2].

Некоторыми авторами отмечается отсутствие в легальном понятии иностранной инвестиции указания на цель — получение прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта. Однако в законе подчеркивается, что это вложение капитала в объекты предпринимательской деятельности, следовательно, получение прибыли как цель инвестиций очевидна[3].

Итак, значение понятия «иностранные инвестиции» состоит в том, что определенный капитал (иностранные инвестиции) наделяется страной-реципиентом соответствующим правовым режимом, что может быть связано как с экономическими льготами, так и с ограничениями, а также защитой иностранного инвестора[4].

В зависимости от цели вложений можно выделить прямые инвестиции, под которыми законодатель понимает приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, таможенной стоимостью не менее 1 млн рублей (ст. 2 Закона об иностранных инвестициях).

С понятием «иностранные инвестиции» связано понятие «иностранный инвестор».

Под иностранными инвесторами по российскому законодательству понимаются:

  • 1) иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  • 3
  • 2) иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  • 3) иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  • 4) лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  • 5) международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  • 6) иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

В указанное определение Федеральным законом от 31.05.2018 № 122-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения понятия „иностранный инвестор“» были внесены уточнения. Иностранные организации, находящиеся под контролем российских граждан и (или) российских юридических лиц, и иностранные граждане, имеющие гражданство Российской Федерации, были исключены из числа лиц, на которых распространяется понятие «иностранный инвестор».

Правовой статус иностранного юридического лица определяется на основе личного закона юридического лица. На основании личного.

статута решаются и иные вопросы, определяющие правовое положение юридического лица. Основные вопросы, решаемые на основе личного статута юридического лица, содержатся в п. 2 ст. 1202 ГК РФ. К числу этих вопросов относятся вопросы, связанные с правовой формой юридического лица (требование к его наименованию, регистрации, минимальному уставному капиталу), созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица, правопреемством, содержанием правоспособности.

Согласно п. 2 ст. 1202 ГК РФ личный статут определяет также порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей; внутренние отношения компании, включая отношения юридического лица с его участниками; способность юридического лица отвечать по своим обязательствам; вопросы ответственности учредителей (участников) юридического лица по его обязательствам[5].

Если учрежденное за границей юридическое лицо осуществляет свою предпринимательскую деятельность преимущественно на территории Российской Федерации, к требованиям об ответственности по обязательствам юридического лица его учредителей (участников), других лиц, которые имеют право давать обязательные для него указания или иным образом имеют возможность определять его действия, применяется российское право либо по выбору кредитора личный закон такого юридического лица.

Однако следует иметь в виду, что в специальном законодательстве могут содержаться специальные определения понятия «иностранный инвестор», «иностранное юридическое лицо». Например, ст. 6 Закона об организации страхового дела указано, что иностранными инвесторами признаются иностранные организации, имеющие право осуществлять в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, инвестиции на территории Российской Федерации в уставный капитал страховой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации.

В ст. 11 НК РФ используется несколько иной термин:

  • • иностранные организации[6], под которой понимаются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации;
  • • иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров;
  • • иностранные финансовые посредники — иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации, включенные в перечень, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[7] используется термин «нерезиденты», которым в том числе охватываются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации.

Таким образом, при отнесении конкретного субъекта к иностранному инвестору необходимо принимать во внимание характер возникающих отношений и наличие специального законодательства, в котором в отношении иностранного инвестора может быть использована иная терминология.

  • [1] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан РоссийскойФедерации и Украины от 16 января 1997 года, заключенное в форме обмена нотамиот 2 и 20 февраля 2007 года (заключено в г. Москве, Киеве 02.02.2007—14.03.2007) //Бюллетень международных договоров. № 2. 2013.
  • [2] Красноухова Е. А. Инвестиционные споры в практике арбитражных судов // Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики) /А. В. Алтухов, О. А. Беляева, Н. А. Бортникова [идр.]; отв. ред. В. Ф. Яковлев. М. :ИЗиСП, ИНФРА-М, 2017. Вып. 22. С. 124—125; Гришаев С. П. Правовой режим недвижимого имущества // СПС «КонсультантПлюс». 2007.
  • [3] Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: учебникдля магистров // отв. ред. И. В. Ершова. М.: Проспект, 2017 // СПС «КонсультантПлюс"(автор главы Г. Д. Отнюкова).
  • [4] Вознесенская Н. Н. Современное понятие «иностранные инвестиции» // Закон.2012. № 5. С. 167—168.
  • [5] В п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 23 отмечается, что установление юридического статуса и наличия права на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности участника процесса, а также полномочий егопредставителя обусловлено необходимостью установления правоспособности и дееспособности соответствующего субъекта на основании норм материального права. Юридический статус иностранного юридического лица подтверждается, как правило, выпиской из официального торгового реестра страны происхождения. Кроме того, он можетподтверждаться иными эквивалентными доказательствами юридического статуса, признаваемыми в качестве таковых законодательством страны учреждения, регистрации, основного места осуществления предпринимательской деятельности, гражданства илиместа жительства иностранного лица. При установлении юридического статуса иностранного лица суд может также принимать во внимание открытую информацию в сетиИнтернет, размещенную на официальных сайтах уполномоченных иностранных органов по регистрации юридических лиц и содержащую сведения о регистрации юридических лиц.
  • [6] Конституционный Суд РФ указал, что в налоговом регулировании иностранныеорганизации рассматриваются как особые субъекты права, поскольку полномочия государства по взиманию с них налогов наряду со специальными положениями российскогозаконодательства о налогах и сборах регулируются также соответствующими международными налоговыми соглашениями с рядом стран, а возможные меры по налоговомуконтролю и взысканию налоговых платежей ограничены территорией Российской Федерации и компетенцией налоговых органов. В связи с этим в НК РФ предусмотрен особыйпорядок исполнения иностранными организациями налоговой обязанности, которыйобладает спецификой применительно к конкретному налогу. См.: Определение КС РФот 24.11.2016 № 2518−0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы иностраннойорганизации «ЭРИЭЛЛ ГМБХ» на нарушение конституционных прав и свобод абзацемвторым пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации"// СПС «Кон-сультантПлюс».
  • [7] Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой