Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование критериев отбора персонала

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основой отбора служат заранее четко определенные требования к рабочему месту и критерии отбора. При установлении критериев отбора следует учитывать множество факторов, влияющих на поведение сотрудника, его нацеленность на результат, сонаправленность личных интересов с интересами организации, способность приспосабливаться к организации и группе и т. п. Универсальными критериями отбора могут… Читать ещё >

Формирование критериев отбора персонала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Критериев отбора не должно быть слишком много, иначе он окажется затруднительным и необходимо будет использовать механизм предварительного отбора (рис. 6.7). При негативной оценке хотя бы по одному из ключевых критериев кандидата на работу лучше не принимать.

Механизм предварительного отбора кандидатов.

Рис. 6.7. Механизм предварительного отбора кандидатов.

В соответствии с выбранной философией и методами отбора предприятие чаще всего начинает знакомство с кандидатами заочно — через изучение присланных ими заявительных документов (табл. 6.5). Обстоятельный анализ каждой из поданных «бумаг» позволяет составить первичную картину о претенденте и определить необходимость «контактного» общения, а также сэкономить время работников службы управления персоналом, особенно при большом количестве вакансий и желающих получить рабочее место.

Таблица 6.5

Основные формы, используемые при предварительном отборе кандидатов

Формы отбора.

Краткая характеристика.

Письмо — обращение (Cover letter)

Необязательная форма. Пишется по желанию кандидата в свободной форме на имя руководителя организации. Анализ содержания письма — хороший способ оценки уровня образования кандидата, круга его интересов и личных качеств.

Резюме (Resume, С. V.)

Форма заполнения относительно свободная, но есть устоявшиеся нормы подготовки профессионального резюме. Оно, как правило, пишется на одном листе и содержит в сжатом виде информацию о биографических данных кандидата, его профессиональных навыках, образовании, опыте работы, общественной деятельности и увлечениях. На основе анализа резюме принимаются решения о целесообразности приглашения работника для беседы и интервьюирования.

Интервью по телефону.

Еще один этап отбора, позволяющий уточнить сведения, представленные в резюме. Беседа по телефону — хороший способ оценки личностных качеств работника (насколько оптимистично звучит голос кандидата, насколько уверенно он отвечает на вопросы и т. п.).

Собеседование.

Дополнительный источник информации. Оценка невербальных форм общения часто совпадает по времени с заполнением установленной в организации формы (личного листка по учету кадров, Application Form)

Личный листок по учету кадров. (Application Form, разработанная с учетом специфики работы организации.).

Данная форма является обязательной для заполнения всеми устраивающимися на работу сотрудниками. Позволяет получить интересующую информацию в жесткой форме конкретных ответов на поставленные вопросы и сравнить всех кандидатов на основе единой формы.

Процедура проведения отбора персонала на вакантные должности, достаточно стандартна: определение критериев отбора посредством описания должности (в различных его модификациях — профессиограмма, должностная инструкция, модель рабочего места и др.); выбор источников набора; набор аппликантов; непосредственно оценочные процедуры (анкетирование, интервьюирование, тестирование, проверка рекомендаций и др.); и, наконец, принятие решения о найме кандидата (рис. 6.8). Но за кадром остается один из решающих, на наш взгляд, вопросов: «Что же, в конце концов, мы выискиваем в претендентах, какие качества и свойства мы пытаемся в них выявить и оценить?» .

При организации отбора работников необходимо учитывать, из каких источников — внешних или внутренних — поступают кандидаты на вакантные рабочие места. Так как процедуры отбора могут при этом существенно различаться.

На практике содержание процесса отбора, наличие или отсутствие отдельных этапов, а также их последовательность могут меняться в зависимости от характера деятельности организации, от специфики вакантной должности, от возможностей кадровой службы и т. д. Например, тестированию обычно не подвергают работников, претендующих на относительно простые работы, для которых не требуется специальное обучение (например, грузчики, разнорабочие), либо, наоборот, на работу, которая нуждается в высоком уровне профессиональных знаний (например, юристы, преподаватели). Справку о состоянии здоровья отдел персонала (отдел кадров) запрашивает, как правило, для профессий, требующих определенного уровня развития физических качеств (например, охранники, грузчики), или для профессий, имеющих дело с продуктами питания (продавцы, работники сферы общественного питания, работники детских дошкольных учреждений). В зависимости от должности, на которую отбираются кандидаты, может меняться значимость тех или иных критериев или используемых процедур. Так, проверка сведений и рекомендаций, предоставляемых кандидатами, имеет особое значение для профессий, предполагающих материальную или финансовую ответственность.

Процедуры отбора в государственном и частном секторах несколько отличаются. Так в государственных организациях на отбор значительное влияние оказывает политическое покровительство. В частном секторе дружба с менеджерами и работниками фирмы может иметь важное значение,.

Система отбора персонала и ее методы.

Рис. 6.8. Система отбора персонала и ее методы.

но не до такой степени, как в государственных организациях, где цель отбора персонала — отбор по достоинствам.

Опытный менеджер понимает, что подобрать хорошего, соответствующего своей должности, работника — залог успеха на долгие годы. Работник хороший или плохой, но не на своем месте — это долгие годы печали и малоэффективной работы (рис. 6.9).

Этапы процесса отбора при использовании внешних источников персонала.

Рис. 6.9. Этапы процесса отбора при использовании внешних источников персонала.

Процесс отбора кадров осуществляется в несколько этапов. К основным из них в западных фирмах относятся: предварительная беседа; заполнение заявления и анкеты; собеседование с менеджером по найму; тестирование; проверка рекомендаций и послужного списка; медицинский осмотр. По их результатам линейный руководитель или менеджер по найму принимают окончательное решение о принятии на работу (рис. 6.10).

Процесс отбора кандидатов в организацию.

Рис. 6.10. Процесс отбора кандидатов в организацию.

Классический пакет заявительных документов включает:

  • 1) Формирование критериев отбора персонала. заявление;
  • 2) автобиографию: (основные заявительные документы)
  • 3) свидетельства;
  • 4) анкеты;
  • 5) фотографии;
  • 6) рекомендательные письма;
  • 7) медицинское заключение экспертизы.

Содержание процедур отбора представлено в табл. 6.6.

Таблица 6.6

Содержание стадии отбора в организации

Стадии отбора.

Описание.

Ответственные.

Заполнение форм (анкеты).

В анкету включаются вопросы, позволяющие выяснить квалификацию кандидата.

Разработка анкеты — менеджер по персоналу Утверждение — первые лица.

Предварительное интервью.

Цель — определить, подходит ли кандидат предприятию (физическая кондиция, первое внешнее впечатление). Для проведения можно использовать нейтральное заведение. Во время интервью разумно проверять документы соискателя, подтверждающие его профессиональные знания и опыт.

Подготовка и проведение — менеджер по персоналу.

Тестирование.

Может заканчивать интервью. Тесты могут быть типовыми или психологическими. Цель — подтверждение профессиональной пригодности, выяснение мотивации, выявление психологического портрета.

Разработка тестов — менеджер по персоналу с консультацией у руководителей подразделений и первых лиц Утверждение — первые лица.

Рекомендации.

Используется редко (в основном для руководящих и ответственных работников). Цель — проверка правдивости заполнения форм и выяснение отношения других людей к кандидату.

Реализация — менеджер по персоналу.

Углубленные беседы.

Наиболее важная часть процесса. Восполнение пробелов в информации о кандидате после предыдущих этапов. Проверка способности кандидата влиться в коллектив.

Подготовка — менеджер по персоналу Проведение — руководитель подразделения с участием или без первых лиц и менеджера по персоналу.

Экзамен.

Практические рабочие задания. Необходим для обеспечения безопасности будущей работы.

Подготовка — менеджер по персоналу с консультацией у руководителей подразделений Проведение — руководитель подразделения.

Предложение работы.

Определение испытательного срока и оклада на срок испытания и в дальнейшем. Лист очередности подходящих кандидатов.

Осуществление — первые лица или руководитель подразделения.

Основой отбора служат заранее четко определенные требования к рабочему месту и критерии отбора. При установлении критериев отбора следует учитывать множество факторов, влияющих на поведение сотрудника, его нацеленность на результат, сонаправленность личных интересов с интересами организации, способность приспосабливаться к организации и группе и т. п. Универсальными критериями отбора могут служить следующие: рабочие требования; адаптивность; мотивация; энергичность; внешний вид; пунктуальность (дисциплинированность); честность (табл. 6.7).

Таблица 6.7

Критерии отбора и варианты вопросов для собеседования

Критерии.

Описание.

Вопросы.

Рабочие требования.

Наибольшее соответствие рабочим требованиям на занимаемую позицию, готовность к работе и желание взяться за нее, интерес к рабочим требованиям и правильности выполнения самой работы.

Чем кандидат занимался на последней работе?

В чем конкретно заключались его обязанности? Что он делает лучше всего? Почему он ушат с работы? Какое наиболее важное решение ему приходилось принимать в жизни?

Адаптивность.

Возможность изменения при необходимости часов работы, уступчивость, возможность эффективно работать с разными людьми.

Как он реагирует на неудобства или изменения? Как долго он привыкает к новому месту работы или коллективу?

Мотивация.

Наличие устойчивого желания работать именно в данной сфере деятельности, на данном предприятии или в данной системе, желание улучшать качество работы, важность получения уважения, престижность своей работы в своих глазах.

Что в предыдущей работе ему нравилось больше всего, что не нравилось? Что не нравится? Были ли моменты в его жизни, когда он рассматривал себя, как члена трудового коллектива (команды, группы)? Что он делал и какой был результат? Какой предмет или урок в училище (вузе) нравился ему более всего и почему? Какие у него личные интересы (хобби) и на чем основан их выбор? Почему он хочет работать у нас? Он когда-нибудь работал в организации подобной нашей?

Энергичность.

Умение работать быстро и качественно, ровное отношение к физически тяжелой, напряженной работе, умение правильно использовать свои силы и энергию.

Сколько часов в день он может работать без перерыва? Сколько дней в неделю? В какую смену он предпочитает работать? Почему? Какую самую сложную работу ему приходилось делать в своей жизни?

Внешний вид.

Подобающи й обстановке внешний вид и стиль одежды — показатель организованности и понимания вопросов делового этикета.

Обратите внимание на внешний вид. Каковы его представления и понятия о деловом стиле и этикете?

Пунктуальность (дисциплинированность).

Пунктуальность при выходе на работу, возможность положиться в работе, дисциплинированность, ответственность, уверенность в том, что работа будет выполнена правильно и качественно, с должным вниманием ко всем деталям.

Не опоздал ли кандидат на собеседование? Все ли документы он принес па собеседование?

Честность.

Возможность доверить продукты, работать без непосредственного присмотра. Желание в основном говорить правду, даже в не очень удобных ситуациях.

В честности кандидата можно усомниться, если он дает преувеличенные ответы на ваши вопросы. Или просто хвастается.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой