Фокусное планирование в цепях поставок
Мощность цепи поставок определяет максимальное количество товаров, которые могут быть доставлены конечным потребителям в заданное время. В контексте этого определения вводится понятие мощности операции как максимальной ее пропускной способности в работе с материальным потоком в единицу времени. Различают проектную мощность, т. е. максимальную мощность, которую участники цепи могут развить… Читать ещё >
Фокусное планирование в цепях поставок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Фокусное планирование является составной частью интегрированного планирования, где основным объектом планирования предстает деятельность фокусной компании как координатора цепи поставок. Решение задач, относящихся к функционированию и развитию цени, становится для нее первичным — деятельность фокусной компании подчиняется именно этому приоритету, поскольку он может обеспечить интересы фокусной компании как участника цепи поставок, инициировавшего ее формирование и заботящегося о поддержании ее функциональной и структурной устойчивости в перспективе. Фокусное планирование в большинстве случаев является стратегическим планированием, при этом па верхнем уровне иерархии стратегий фокусной компании должна находиться стратегия развития цепи поставок (рис. 10.5).
Стратегии, лежащие в основании пирамиды, подчиняются стратегиям более высокого уровня, являются обеспечивающими по отношению к ним и включают в себя решения по поводу закупок, дистрибуции, управления запасами и т. д. Например, стратегия дистрибуции определяет, будет ли фокусная компания совершать прямые поставки или пользоваться услугами региональных логистических центров;
Рис. 10.5. Пирамида стратегий фокусной компании.
стратегия управления запасами предусматривает решения по созданию системы управления запасами и размещению запасов на складах; стратегия транспортировки — решения по формированию единой технологии для транспортировки товара по всей цепи поставок и т. д.
Фокусное планирование целеориентируется на обеспечение поставок в цепи в соответствии с концепцией жизненного цикла товара. При этом ключевыми задачами фокусного планирования являются: проектирование сетевой структуры цепей поставок; планирование использования мощности.
Проектирование сетевой структуры цепей поставок заключается в нахождении такой конфигурации, которая в каждом отдельном случае делает возможной реализацию стратегии развития цепей поставок и стратегий более низкого уровня с оптимальными издержками. Для этого необходимо отыскать лучшие географические точки месторасположения звеньев цепи поставок (заводов, складов, магазинов и т. п.). Решения по размещению звеньев цепи поставок имеют долгосрочные последствия, влияют на показатели деятельности компании в течение многих лет. Если компания совершит ошибку и откроет объект в неудачном месте, вложив в него значительные средства, то исправить ситуацию переводом бизнеса на новое место будет непросто: это потребует больших финансовых, трудовых, временны? х затрат, приведет к потере клиентов, замораживанию капиталов, снижению конкурентоспособности. Если, например, завод построен на неудачном месте, то у него могут возникнуть проблемы с поставщиками, с распределением продукции, текущие затраты увеличатся по сравнению с работой в более удачном месте. Удачное месторасположение само по себе еще не гарантирует успеха в бизнесе, но является его необходимым условием.
Факторы, влияющие на выбор местоположения звеньев цени поставок, обобщены в табл. 10.2. При принятии решения о местоположении звена цепи поставок эти факторы следует учитывать в совокупности, а также ориентироваться:
- • на прогнозируемый материальный поток цепи поставок в целом и в данном звене, в частности;
- • расчетную величину необходимых запасов по всей системе и па отдельных участках цепи поставок;
- • планируемую или действующую систему закупок и распределения;
- • совместимость информационных систем цепи поставок.
Таблица 10.2
Факторы, влияющие на решение о выборе местоположения звеньев цепи поставок
Группа факторов. | Содержание факторов. | ||
Общие. | Транспортные затраты (инфраструктура транспорта, например: наличие автомобильных дорог, близость аэропортов; затраты на транспортировку). Рабочая сила (трудовые ресурсы в зависимости от численности населения, уровня жизни в данном регионе, уровня средней заработной платы, квалификации рабочей силы, отношения к труду). Характеристики участка территории, включая стоимость земли или размер арендной платы. Затраты на энергоснабжение, водоснабжение, канализацию и пр. Потенциал сбыта (покупательная способность, конкуренция, особый престиж продукта в районе производства или высокий рейтинг региона в силу качества производимой в нем продукции). | ||
Естественно-технические. | Климат, структура почвы, рельеф местности, наличие водоемов и т. д. | ||
Факторы концентрации/деконцентрации. | Высокая/низкая плотность населения, низкий/высокий уровень средней заработной платы в регионе. Территориальная близость предприятий, готовых к развитию кооперированных связей, например поставщиков услуг для работы по принципу «точно в срок». Наличие/отсутствие конкурентов. | ||
Общественно-культурные. | Уровень образованности и культурный уровень населения территории. Наличие на территории организаций, способствующих реализации (ярмарки, рекламные агентства). | ||
Специальные (для отдельных отраслей). | Необходимость расположения звена цепи поставок вблизи источника сырья, воды, энергии и т. д. | ||
Определяемые государством. | Налоги (ставка налога, налоговые льготы для определенных регионов). Законодательство, регулирующее пересечение границ (таможенные правила, внешнеторговые законы), которое может, например, ущемлять интересы экспортеров и, следовательно, способствовать принятию решения о размещении предприятия за рубежом. Экономическая система (законодательство в области бизнеса, регулирующее конкуренцию, право принимать участие в делах предприятия), а также риски, связанные с политической нестабильностью (например, ограничения в движении капитала, национализация). Мероприятия в области охраны внешней среды (снижение уровня загрязнения внешней среды). Государственная помощь (программы содействия региона, м со слаборазвитой экономической структурой, помощь в основании частных предприятий, содействие научно-исследовательским работам и опытно-конструкторским разработкам). Планы застройки местности. | ||
Задачу размещения звена цепи поставок можно соотнести с обоснованием оптимального решения, разрабатываемого с помощью различных расчетно-аналитических методов, включая:
- • метод вычисления центра тяжести — его суть определяет поиск компромисса между затратами на доставку материалов и затратами на распределение готовой продукции;
- • метод калькуляции затрат — вычисление предположительных переменных затрат (зависящих от места расположения) на осуществление деятельности для каждого из возможных вариантов и выбор наиболее экономичного;
- • метод начисления баллов — количественная оценка степени выраженности факторов, ранжированных по значимости, и выбор варианта с наибольшей агрегированной оценкой. Для различных звеньев цепи поставок и различных сфер предпринимательской деятельности коэффициенты значимости одних и тех же факторов будут различаться;
- • сетевые модели — построение взвешенного графа с вершинами — городами и ребрами — дорогами. При этом решается либо задача единого среднего (поиск варианта месторасположения с минимальным средним расстоянием или временем поездки), либо задача охвата (поиск варианта месторасположения, обеспечивающего желаемое или минимально возможное время поездки в любой город).
Следует иметь в виду, что задача проектирования сетевой структуры цепей поставок предполагает иную, альтернативную постановку, смысл которой определяет выбор контрагента для включения в цепь поставок, например, выбор поставщика, выбор перевозчика (см. параграфы 4.1, 9.2). Обоснованию размерности и конфигурированию цепей поставок служит SCOR-модель[1].
Планирование использования мощности призвано гарантировать удовлетворение долгосрочного спроса в цепи поставок в режиме исполнения заказов взаимосвязанных звеньев.
Мощность цепи поставок определяет максимальное количество товаров, которые могут быть доставлены конечным потребителям в заданное время. В контексте этого определения вводится понятие мощности операции как максимальной ее пропускной способности в работе с материальным потоком в единицу времени. Различают проектную мощность, т. е. максимальную мощность, которую участники цепи могут развить в идеальных условиях отсутствия сбоев, проблем; эффективную мощность, т. е. максимальную мощность, которую они могут развить в реальных условиях с учетом временных сбоев, отклонений в показателях, поломки и т. д.; фактическую мощность — чаще всего достигаемую в реальных условиях мощность. Фактическая мощность цепи поставок, чаще всего достигаемая на практике, ниже проектной и эффективной мощностей.
Цепь поставок состоит из многих звеньев, имеющих различные мощности. Некоторые из звеньев с наименьшей мощностью ограничивают общую пропускную способность цепи поставок и становятся ее «узким местом». Отсюда следует, что увеличить мощность цепи поставок можно только путем наращивания мощности в «узком месте». Цель планирования использования мощностей заключается в том, чтобы сопоставить мощность отдельных звеньев с предъявляемым в отношении их спросом. Если мощность оказывается ниже спроса, то «узкие места» ограничивают движение материальных потоков и качество обслуживания потребителей снижается; если мощность превышает предъявленный спрос, то часть мощности не используется.
Планирование спроса и мощности можно осуществлять как стратегически, так и тактически, а также подвергать оперативной корректировке. Все зависит от целей планирования, горизонта планирования и детализации планов. Цепи поставок могут увеличить общую мощность, открыв новый склад, разработав и освоив новый процесс и т. д. И наоборот, они могут сократить излишнюю мощность, закрывая склады, производственные предприятия или переводя их на выпуск другой продукции — все это стратегические решения с долгосрочными последствиями. В то же время каждый отдельный участник цепи может корректировать мощность, сдавая незагруженную ее часть в долгосрочную аренду, работая сверхурочно, нанимая персонал на ограниченный срок или передавая часть работ субподрядчикам — это решения тактического и оперативного уровня. Таким образом, можно сделать вывод, что планирование использования мощности — это задача, предполагающая многоуровневые решения.
Пример[2]
После вывода на проектную мощность в 120 тыс. т готовой продукции в год объединенная производственная площадка концерна «Бабаевский» и «Красный Октябрь» стала одной из крупнейших в мире. Общая площадь корпуса высотой в семь этажей составляет 48 000 м2. Кроме того, новая площадка обладает хорошей транспортной инфраструктурой: это единственная в Москве кондитерская фабрика, к которой подведена железная дорога. Таким образом, существенно снижается стоимость транспортных расходов для региональных продаж.
В течение последних трех лет холдинг демонстрирует устойчивые темпы роста производства и реализации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. При этом коэффициент загрузки производственных мощностей также увеличивается (с 76% в 2008 г. до 87% в 2009 г.).
Собственное производство сахара, основного сырьевого компонента кондитерских изделий, позволяет холдингу эффективно контролировать процесс выпуска продукции и ее качество в рамках полного технологического цикла — от поля до готового изделия.
Специалисты выделяют два основных способа, позволяющих проводить корректировки «узких мест» цепи поставок[3].
- 1. Управление мощностью (capacity management) — корректируется мощность для обеспечения соответствия спросу применением таких средств, как:
- • изменение организации работ;
- • наем внештатного персонала для работы в пик спроса;
- • использование внешних подрядчиков;
- • аренда или лизинг дополнительных сооружений;
- • изменение скорости выполнения работ;
- • изменение графиков проведения технического обслуживания;
- • стимулирование потребителей самим выполнять некоторые виды работ, например, паковать пакеты с продуктами, приобретенными в супермаркете.
Такие корректировки не могут выполняться слишком часто или слишком активно, поскольку они оказывают сильное влияние на персонал, операции или потребителей.
- 2. Управление спросом (demand management) — корректируется спрос в направлении обеспечения соответствия имеющимся мощностям с применением, в частности, следующих средств:
- • ограничение числа обслуженных потребителей предъявлением определенных «квалификационных» требований;
- • изменение объема маркетинговых усилий;
- • изменение спроса выгодными предложениями, например предложением выгодных тарифов на перевозки в период низкого спроса;
- • изменение предлагаемых продуктов для поощрения покупки субститутов;
- • изменение времени выполнения заказа;
- • изменение системы резервирования или назначения очередности при выполнении заказов;
- • использование запасов для обслуживания спроса при пиковых нагрузках.
Однако возможности использования этого способа также ограничены, поскольку цены должны устанавливаться достаточно высокими, чтобы покрыть затраты, и одновременно быть достаточно низкими, чтобы оставаться конкурентными, и не меняться слишком часто, чтобы не нарушать лояльность потребителей.