Модель производственного заказа EPQ
Однако, согласно табл. 5.10, вышеуказанные утверждения являются, на наш взгляд, дискуссионными и не дают ответов на два вопроса: почему при р = X 1) оптимальная партия Qo и периодичность поставки Т бесконечны; 2) число заказов N и, самое главное, минимальные суммарные затраты равны нулю. Все это противоречит экономической сущности модели EOQ и ее модификаций. Aside class="viderzhka__img… Читать ещё >
Модель производственного заказа EPQ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Начнем с дискуссии.
? Научная дискуссия Формулы для расчета модели EPQ приведены в табл. 5.10, из которой видно, что показатели модели EPQ могут быть получены на основании базовой модели, формулы Харриса — Уилсона, путем использования поправочного коэффициента.
где р, А, — соответственно интенсивности поступления и расхода продукции на складе.
Таблица 5.10
Традиционные зависимости для показателей модели EPQ
Параметр модели. | Варианты. | |
р > А. | р = А. | |
Оптимальная партия поставки, QonT, ед. | (1п | оо. |
Максимальная партия, поступившая на склад, (2,пах, ед. | Оо/СС. | |
Количество поставок У в плановый период Д. | А <2о". | |
Периодичность поставки Т, дн. | ЛСо". А | оо. |
Минимальные суммарные затраты С'ъ, ден. ед. | yj2AC0Cx / а |
Примечание. (I, — оптимальный размер заказа (формула (5.21)).
Основное допущение при использовании формул табл. 5.10: интенсивность поступления р больше интенсивности расхода Ху т.с. р > X. В то же время в некоторых работах по логистике указывается, что если р = X, где X — интенсивность расхода, (X = (^ / то «запасов не требуется» и «нет проблемы определения размера заказа». В других работах подчеркивается, что при р = X размер текущего запаса постоянный, а сама логистическая система функционирует по принципу «точно вовремя».
Однако, согласно табл. 5.10, вышеуказанные утверждения являются, на наш взгляд, дискуссионными и не дают ответов на два вопроса: почему при р = X 1) оптимальная партия Qo и периодичность поставки Т бесконечны; 2) число заказов N и, самое главное, минимальные суммарные затраты равны нулю. Все это противоречит экономической сущности модели EOQ и ее модификаций.
Как ни парадоксально, но ответ прост. При выводе формул для параметров EPQ не учтены затраты С*, связанные с хранением продукции после изготовления на производственных участках или прибывающей на склад в контейнерах, кузовах автомобилей, железнодорожных вагонах во время разгрузки транспортных средств.
По существу при р = X транспортные средства (контейнеры, автомобили и т. п.) должны простаивать в течение периода t{. С другой стороны, если бы стоимость хранения С* была незначительной (существенно меньше Сх или С * = 0 как в модели EPQ), то выполнения части складских операций, связанных именно с хранением на складе, не требуется. <
Рассмотрим последовательность вывода формул для показателей EPQ для одного цикла с учетом вышеуказанных замечаний. Зависимость суммарных затрат, но сравнению с формулой (5.5) можно представить в виде.
где hx — затраты на хранение единицы продукции на складе в день, (руб/ед. • день); h2 — затраты на хранение единицы продукции в день в транспортном средстве (контейнер, кузов автомобиля, вагон и т. п.) или на промежуточном складе до поступления на основной склад (руб/ед. • день).
1. Запишем уравнения для поступления и расхода продукции за время одного цикла Т:
2. Значения tx и Т равны соответственно
3. Для определения среднего значения текущего запаса продукции на складе воспользуемся формулой.
При подстановке значений ti и Т, формулы (5.71) и (5.72) получим.
4. Аналогичные расчеты выполним для определения Q2 — среднего значения текущего запаса при хранении в транспортном средстве или на промежуточном складе.
5. При подстановке (5.74) и (5.75) в формулу (5.69) находим.
6. Удельные затраты за цикл.
7. Для нахождения оптимальной партии заказа воспользуемся стандартной процедурой и после преобразований получим где Q, — оптимальная партия заказа, формула (5.21); поправочный коэффициент (3, позволяющий учесть затраты на хранение в транспортных средствах или промежуточных складах, определяется по формуле.
8. При использовании параметров А, Сх и С* формулы (5.78) и (5.79) записываются в виде.
9. Для определения максимального размера заказа Q*iax, поступившего на склад, воспользуемся равенством.
При =Q^nT / р находим.
где, а — коэффициент, формула (5.68).
10. Запишем формулы для остальных показателей модели EPQ • количество заказов N*' в плановый период:
• периодичность заказов:
Для определения минимальных общих затрат за период Д воспользуемся зависимостью (5.69). Для перехода от одного цикла Т к периоду Д.
(Г АТ ^
домножим (5.69) на N = — = -^~:
При подстановке 0<*птв уравнение для С^ получим или.
В табл. 5.11 приведены откорректированные показатели модели производственного заказа EPQ.
Таблица 5.11
Откорректированные зависимости для расчета параметров модели EPQ
Параметр модели. | Откорректированные варианты. | |
р > X | 1 = Х | |
Оптимальная партия поставки, Q^nx, ед. | QоР. | 2 АС0 |
Максимальная партия, поступившая на склад, Стах". | ОоР / «2 | |
Количество поставок N* в плановый период Д. | А ОоР. | ас; Ч 2С" |
Периодичность поставки Т*, дн. | А | Д 12С" 1ас; |
Минимальные суммарные затраты Су, ден. ед. | рАСаСх /р | рАсис; |
? Вопросы практики Сравним результаты расчетов (табл. 5.12) для традиционной и откорректированной модели при двух условиях (р > X и р = X) и следующих данных:
- • потребность в заказываемом продукте А = 1000 ед. в год;
- • затраты на выполнение одного заказа С0 = 100 руб.;
- • затраты на хранение единицы продукции (на складе) Сх = 20 руб/ед. год;
- • количество рабочих дней в год Д = 250 дн.;
- • интенсивность пополнения запасов на склад р = 25 ед/день;
- • интенсивность расхода запаса со склада X = 4 ед/день.
Таблица 5.12
Результаты расчета параметров модели EPQ
Параметр модели. | Формула Харриса — Уилсона. | Традиционный вариант модифицированной модели (р > X) | Откорректированный вариант модифицированной модели. | |
р > X | ц = Х | |||
Оптимальная партия поставки,. | 93м | |||
?птед. | ||||
Максимальная партия, поступившая. | ||||
на склад, Q',.IX, ед. | ||||
Количество поставок 1ST в плановый. | 9,2. | 10,9. | 14,3. | |
период Д. | 9,6. | 7,1. |
Окончание табл. 5.12
Параметр модели. | Формула Харриса — Уилсона. | Традиционный вариант модифицированной модели (р > X) | Откорректированный вариант модифицированной модели. | |
р > X | р = А. | |||
Периодичность поставки Т, дн. | 27,3. | 22,7. | 17,5. | |
Минимальные суммарные затраты. | ||||
Сден. ед. |
*В числителе С*х / Сх = 2, в знаменателе С* / Сх = 0,5.
Затраты на хранение доставленной продукции вне склада С* принимались равными 40 руб/ед. год, и 10 руб/ед., т. е. отношения С* /Сх были взяты равными 2 и 0,5. <
Из анализа табл. 5.10—5.12 можно сделать следующие выводы.
- 1.
Введение
затрат на хранение С* (при постепенной разгрузке транспортных средств) позволяет восстановить экономический смысл модели EPQ. По существу, полученные формулы позволяют устранить один из недостатков традиционного подхода, о котором Д. Хедли и Т. Уайтин писали, что он «не учитывает издержек содержания продукции во время производства»1.
- 2. Откорректированная модель является универсальной, так как включает частные случаи: традиционную модель EPQ (при С* = 0) и формулу Харриса — Уилсона (при С* = Сх и X / р —> 0, т. е. «мгновенное пополнение запаса»).