Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мифология IX—VI вв. до н. э

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Семь мудрецов". Важным этапом на пути рационализации мышления стало творчество так называемых «семи мудрецов» — особо чтимых древнегреческих философов и политиков, авторов сентенций о мудрой и правильной жизни. К ним обычно относят Фалеса, Питтака, Периандра, Бианта, Солона, Клеобула и Хилона. Состав мудрецов варьируется в зависимости от источника: всего насчитывается 17 имен в разных… Читать ещё >

Мифология IX—VI вв. до н. э (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как и в истории мировоззрения всех остальных народов, древнегреческая мифология представляла собой попытку людей понять окружающую действительность. Эта мифология создавалась и менялась в соответствии с развитием древнего общества. Первоначально (на стадии охоты и собирательства) она существовала в виде анимизма — обожествления сил природа, которые определяли судьбу человека, но на которые он повлиять не мог. Именно из того, доисторического периода, в древнегреческий пантеон вошли боги первого (Гея — Земля, Тартар — Бездна, Эрос— Любовь и др.) и второго поколения (Гипнос — Сон, Эфир — Воздух, Немезида — Возмездие и др.) — По всей видимости, в конце II тыс. до н.з. появились антропоморфные или олимпийские боги. Очеловечивание богов было результатом растущих возможностей человека влиять на свою жизнь. Следующей и заключительной ступенью формирования древнегреческой мифологии и одновременно ее высшей степенью стало появление героев, рожденных от богов и земных женщин. При этом всевластие богов никуда не делось, но герои и простые смертные уже сами решали свои проблемы. Именно этот период мифологии и описали великие древнегреческие писатели-поэты Гомер и Гесиод.

Гомер — легендарный слепой поэт-сказитель, которому приписывается создание двух выдающихся произведений — «Илиады» и «Одиссеи».

Мифология IX—VI вв. до н.э.

Гомер. Античный бюст

В «Илиаде» были описаны подвиги древних греков, совершенные во время многолетней войны между ахейцами-греками и жителями города Трои. В «Одиссее» — путь домой Одиссея и его товарищей. Эти события происходили в XIII в. до н.э., тогда как сам автор (или тот, кто создал эти произведения) жил в VIII в. до н.э. За шестьсот лет мировосприятие греков, конечно, изменилось. Подъем хозяйственной деятельности укрепил веру человека в себя, позволил ему смелее взглянуть на окружающий мир (т.е., читая произведения Гомера мы, на самом деле, знакомимся с обществом VIII в.).

В истории становления сознания древних греков восьмой век был чрезвычайно важен: мифы начали постепенно утрачивать свой сакральный характер и подвергались этической интерпретации. В этих двух поэмах содержатся первые сведения о древнегреческом понимании хорошего правителя и обычном праве. Так, вернувшийся домой и неузнанный своей женой Пенелопой, Одиссей говорит:

«Женщина, кто порицать тебя на земле беспредельной Мог бы осмелиться?

Слава твоя достигает до неба.

Ты — словно царь безупречный, который, блюдя благочестье, Многими правит мужами могучими. Строго повсюду Правда царит у него. Ячмень и пшеницу приносят Черные пашни; плоды отягчают древесные ветви;

Множится скот на полях, и рыбу моря доставляют.

Все — от правленья его. И народы под ним процветают"[1].

В поэмах в мифологической форме раскрываются также этические основы обычного права. Так, главный бог Зевс утверждал справедливость, законность и сурово карал тех, кто творил насилие и неправый суд. Понятие «справедливость» определялось словом «дике» и рассматривалась в качестве основы обычного права.

Гесиод. Идеи справедливого общественного устройства приобретали еще большее значение в поэмах Гесиода (VII в. до н.э.). Он вошел в историю как автор поэм «Труды и дни» и «Теогония».

Из «Теогонии» мы узнаем, что среди почти 300 древнегреческих богов были Дике (справедливость) и Эвномия (благозаконие). Их мать Фемида (олицетворение порядка) изображалась с повязкой на глазах (как символом беспристрастия), рогом изобилия и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершенные смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды — это символ воздаяния или не воздаяния представшему перед ее судом.

В отличие от мира богов, «Труды и дни» посвящены жизни крестьян. Они написаны в форме нравственных увещаний главного героя (автора) к своему брату. Главный герой убеждает брата, отнявшего у него часть законного наследства, что счастье может принести только честный труд, что, несмотря на соблазны, жить надо достойно.

Рационализация мышления. В VII—VI вв. Греция вступила в железный век. На основе отделения ремесла от земледелия появился античный полис — город-государство со своими духовными ценностями и потребностями. Власть бывших племенных вождей и их потомков в ряде наиболее развитых полисах свергается. Вместе с падением власти аристократии утрачивает свою гегемонию и мифологическое мировоззрение.

«Семь мудрецов». Важным этапом на пути рационализации мышления стало творчество так называемых «семи мудрецов» — особо чтимых древнегреческих философов и политиков, авторов сентенций о мудрой и правильной жизни. К ним обычно относят Фалеса, Питтака, Периандра, Бианта, Солона, Клеобула и Хилона. Состав мудрецов варьируется в зависимости от источника: всего насчитывается 17 имен в разных комбинациях. Но во всех сохранившихся до настоящее времени списках неизменно фигурируют четыре имени: Фалес, Биант, Питтак и Солон.

Старшим среди мудрецов был родоначальник европейской науки Фалес (около 625 г. — середина VI в. до н.э.): философ, математик, астроном и политический деятель. Ему приписывают следующие сентенции: «Старше всех вещей — Бог, ибо он не рожден», «прекраснее всего — космос, ибо он — творение Бога», «больше всего — пространство, ибо оно вмещает всех», «мудрее всего — время, ибо оно обнаруживает все», «быстрее всего — мысль, ибо она бежит без остановок», «сильнее всего — необходимость, ибо она одолевает всех».

Мудрость «семи мудрецов» нельзя отнести ни к науке, ни к мифологии — это житейский опыт: «Ничего сверх меры!» (Солон), «Мера — наилучшее» (Клеобул), «Говори к месту» (Биант), Хилона — «Не позволяй своему языку опережать твой разум» (Хилон), «Знай свое время» (Питтак) и т. д. Но для своего времени эти сентенции оказались столь необычны, что греки навсегда запомнили имена этих людей.

Мифология IX—VI вв. до н.э.

Хилону было приписано двести стихов, Питтаку — шестьсот, Клеобулу — три тысячи. Но скорее всего это явное преувеличение, призванное подчеркнуть интеллектуальную исключительность мудрецов.

Мудрецы настойчиво подчеркивали основополагающее значение господства справедливых законов в полисной жизни. Некоторые из них, будучи правителями или законодателями, приложили немало усилий для практической реализации своих политико-правовых идеалов.

  • [1] Гомер. Одиссея. Песнь девятнадцатая. URL: http://lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer02.txt.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой