Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предметы ведения местного самоуправления и источники его финансирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако наблюдалась и обратная тенденция расширения роли местных органов в решении тех или иных задач, поскольку ряд общегосударственных задач невозможно было решить без самого активного участия местных властей. В связи с этим для реализации тех или иных общенациональных задач государство все чаще стало привлекать органы местного самоуправления. Другими словами, на протяжении всего XX в. шел… Читать ещё >

Предметы ведения местного самоуправления и источники его финансирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главная линия разграничения между государством и местным самоуправлением определяется масштабами прав, полномочий и ответственности, которыми они наделены. В большинстве стран с демократической политической системой такое разграничение осуществляется путем децентрализации властных структур и введения так называемого принципа субсидиарности, суть которого заключается в разделении прав, управленческих функций и, соответственно, ответственности между общенациональным, региональным и местным уровнями. Этот принцип предусматривает передачу нижестоящими уровнями управленческой вертикали вышестоящим уровням лишь тех функций, которые они не способны эффективно осуществлять сами.

Проведение такой линии затрудняется существованием множества вопросов, имеющих жизненно важное значение как для государства в целом, так и для местных общин. Дополнительную сложность этому вопросу придает тот факт, что в результате грандиозных социальных, экономических, политических и иных изменений, произошедших на протяжении всего XX в., государство вынуждено было брать на себя все более широкие функции по реализации крупных социальных программ помощи неимущим слоям населения, инвалидам, безработным. В значительной мере это было обусловлено тем обстоятельством, что по мере увеличения финансовых расходов па решение тех или иных проблем местного значения органы местного самоуправления вынуждены были обращаться к центральным властям за помощью. Многие проблемы местного масштаба приобрели общенациональную значимость, в результате чего в их решении возросла роль центрального правительства, усилился его контроль за деятельностью органов местного самоуправления.

Однако наблюдалась и обратная тенденция расширения роли местных органов в решении тех или иных задач, поскольку ряд общегосударственных задач невозможно было решить без самого активного участия местных властей. В связи с этим для реализации тех или иных общенациональных задач государство все чаще стало привлекать органы местного самоуправления. Другими словами, на протяжении всего XX в. шел двуединый процесс: с одной стороны, расширения роли местного самоуправления в обеспечении интересов населения соответствующих муниципальных образований, с другой — расширения функций государства в решении местных проблем.

В целом, в круг полномочий местного самоуправления входят все те вопросы, которые не отнесены к компетенции государственных органов федерального и регионального уровней и относятся непосредственно к сфере жизнеобеспечения соответствующего муниципального уровня. К этим вопросам относятся: регулирование и управление социальной и экономической жизнью людей на местах; жилищно-коммунальное обслуживание населения; обеспечение должного уровня народного образования и здравоохранения; обеспечение нормального функционирования муниципальных больниц и родильных домов, муниципальных библиотек, детских садов и спортивных площадок; предоставление медицинской помощи бездомным, домам престарелых и лицам, нуждающимся в специальном уходе; благоустройство улиц, парков, кинотеатров, театров и других общественных мест, уборка мусора и т. д.

В компетенции органов местного самоуправления находятся также выдача лицензий на право торговли; установление правил торговли; выделение земельных участков иод строительство; выдача разрешении или запрет на проведение уличных шествий, митингов, демонстраций и т. д. В некоторых странах, в частности в США, Канаде, Франции, муниципалитеты имеют собственную муниципальную полицию.

Для выполнения своих полномочий и функций местное самоуправление нуждается в соответствующих финансовых средствах, поэтому в его обязанности входит обеспечение доходной базы местного бюджета и распределение денежных средств по соответствующим статьям в пределах данного бюджета. Эта база формируется за счет местных налогов (муниципальный подоходный налог; налог с земли; налог с доходов компаний; налог с собственности и т. д.), различных дотаций, субсидий трансфертов, поступающих из бюджетов центрального правительства и правительств регионов. О соотношении объемов доходов, получаемых муниципалитетами за счет налогов, государственных субсидий и других источников, наглядное представление дают следующие данные: США — 65: 23: 12; Япония — 42:40: 28; ФРГ — 21:45:34; Франция — 42:34: 24; Бельгия — 36:54: 10; Дания — 46: 44: 10.

Что касается положения дел по данному вопросу в России, то здесь в настоящее время институт местного самоуправления находится на начальной стадии формирования и развития, и было бы преждевременно говорить о его отделении по вертикали от государственной власти и об утверждении самостоятельного института управления делами местных сообществ. Не развита пока муниципальная инфраструктура, большинство муниципальных образований находятся в бедственном финансовом положении, не разработаны сколько-нибудь эффективные механизмы предоставления им федеральным центром трансфертов и другой финансовой помощи и т. д.

Другими словами, перед органами местного самоуправления, не имеющими еще необходимого опыта реализации возложенных на них конституцией функций, стоит множество сложнейших вопросов, которые в настоящее время они не в состоянии решить самостоятельно.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Какую роль играет местное самоуправление в системе общественного управления?
  • 2. На чем основывается легитимность местного самоуправления?
  • 3. Какое отношение местное управление имеет к политической демократии?
  • 4. Каков характер взаимоотношений между государством и органами местного самоуправления?
  • 5. Каковы предметы ведения органов местного самоуправления?
  • 6. Как можно охарактеризовать основные признаки местного самоуправления?
  • 7. Каково состояние местного самоуправления в России?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой