Политические аспекты теории С. Хантингтона
Таким образом, в эпоху процессов глобализации неизбежно происходит укрупнение противоборствующих в мире сторон. И возможные столкновения между ними в ближайшем будущем будут характеризоваться: во-первых, цивилизационными противоречиями (источники которых определяются культурой, затрагивают язык, историю, религию, обычаи, социальные институты, субъективную самоидентификацию людей); во-вторых… Читать ещё >
Политические аспекты теории С. Хантингтона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для рассмотрения политических аспектов теории С. Хантингтона необходимо дать характеристику видам связей между государствами и цивилизациями. Аналитики и критики концепции С. Хантингтона в основном уделяют внимание следующим способам соотнесения цивилизации и государств, выделенным и описанным в книге «Столкновение цивилизаций».
- 1) Страна-участница — это страна, которая в культурном плане полностью отождествляет себя с одной цивилизацией, как например Египет с арабско-исламской цивилизацией, Цивилизация также может включать в себя народы, которые разделяют ее культуру и отождествляют себя с ней, но живут в странах, где доминируют члены других цивилизаций. В цивилизациях обычно есть одно или более мест, которые рассматриваются ее членами как основной источник или источники культуры этой цивилизации. Такие источники обычно расположены в одной стержневой стране или странах цивилизации, то есть наиболее могущественной и центральной в культурном отношении стране или странах.
- 2) Страна-одиночка не имеет культурной общности с другими обществами. Так, например, Эфиопия изолирована в культурном плане из-за своего доминирующего языка — амхарского, в котором используется эфиопский алфавит, своей доминирующей религии — коптского православия, своей имперской истории, а также религиозной обособленности на фоне окружающих ее преимущественно исламских народов.
- 3) Расколотые страны, к которым относят страны с большими группами людей, принадлежащих к различным цивилизациям. Такие разделения и сопровождающее их напряжение часто приводят к тому, что основная группа, принадлежащая к одной цивилизации, пытается определить страну как свой политический инструмент и сделать свой язык, религию и символы государственными, как это попытались сделать индуисты, сингальцы и мусульмане в Индии, Шри-Ланке и Малайзии. Расколотые страны, разделенные линиями разлома между цивилизациями, сталкиваются с особенно серьезными проблемами по поддержанию своей целостности.
С. Хантингтон полагает, что нации-государства останутся главными субъектами будущих конфликтов, но конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими разным цивилизациям. Линии разлома между цивилизациями станут линиями будущих «фронтов».
Разворачивание этих конфликтов произойдёт по мнению автора по ряду причин:
- · различия между цивилизациями наиболее существенны и неизменны, они более фундаментальны, чем политические и идеологические расхождения;
- · рост цивилизационного самосознания, углубление понимания различий между цивилизациями и общности в рамках цивилизации;
- · ослабление роли нации-государства как источника идентификации и появление религиозных фундаменталистских движений;
- · борьба не западных стран с находящимся на вершине своего могущества Западом;
- · жёсткая устойчивость культурных особенностей и ещё более резкое религиозное разделение людей;
- · усиление экономического регионализма, успех которого укрепляет сознание принадлежности к одной цивилизации.
Проводя линии разлома между цивилизациями, Хантингтон указывает места будущих конфликтов:
- · Культурный разлом Европы на западное христианство с одной стороны, и православие и ислам с другой (линия разлома между западной и исламской цивилизацией).
- · Арабо-исламская цивилизация находится в постоянном антагонистическом взаимодействии с языческим, а сегодня по преимуществу христианским чернокожим населением Юга.
- · Конфликт между православным и мусульманским населением на северных рубежах исламского региона.
- · Борьба между мусульманами и индусами, которая выливается в соперничество Пакистана и Индии, а также усиления религиозной войны внутри Индии (противостояние индуистских группировок и мусульманским меньшинством).
В связи с этим Хантингтон говорит о сплочении цивилизаций, выражающемся в «синдроме братских стран», который приходит на смену политической идеологии и традиционным соображениям поддержания баланса сил в качестве основного принципа сотрудничества и коалиций.
Таким образом, в эпоху процессов глобализации неизбежно происходит укрупнение противоборствующих в мире сторон. И возможные столкновения между ними в ближайшем будущем будут характеризоваться: во-первых, цивилизационными противоречиями (источники которых определяются культурой, затрагивают язык, историю, религию, обычаи, социальные институты, субъективную самоидентификацию людей); во-вторых, катастрофическими последствиями в связи с укрупнением, а значит и усилением военной мощи участников конфликта.