Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Институциональные основы политики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Политическая власть существует только в обществе. В родоплеменной общине, исторически предшествующей его появлению, существовала внешне похожая на политическую потестарная власть, когда старейшины, вожди осуществляли функции управления родом или племенем. Однако политическая власть, «вырастая» из потестарной, отличается от нее, во-первых, появлением обезличенных форм властных отношений. В общине… Читать ещё >

Институциональные основы политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Политика как сфера общественной жизни характеризуется устойчивостью конституирующих ее властных отношений. В данном разделе будут рассмотрены причины этой устойчивости и сложившиеся в современной политической науке способы объяснения структурных форм организации политики.

После изучения данного раздела студент должен:

знать

  • • содержание процесса институционализации политической власти;
  • • современные теории демократии;
  • • теории политической системы;

уметь

  • • различать основные политические институты современного общества;
  • • определять факторы устойчивости и механизмы воспроизводства политических институтов и политической системы;
  • • определять место и роль государства в политической системе общества;

владеть

  • • навыками системного анализа политики;
  • • методом институционального анализа политических явлений;
  • • навыками идентификации политических режимов.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Понятие власти

Специфику политики как особой сферы общества определяет в первую очередь особый вид властных отношений, которые структурируют политические взаимодействия, влияют на позиции людей, вовлекаемых в процессы принятия решений, создают условия для борьбы за политическое влияние. Вот почему рассмотрение проблематики предметного поля политологии мы начнем с объяснения феномена власти.

Понятие власти часто используется в повседневной жизни. Мы говорим о власти природы, когда подчиняемся ее законам и в холодную погоду надеваем теплую одежду, а в дождь берем с собой зонтик. Мы говорим о власти общества, когда подчиняемся принятым в данном обществе нормам и правилам, потому что не хотим быть предметом насмешек или выслушивать чьи-то замечания. Мы говорим о власти других людей, когда вынуждены подчиняться их приказам или распоряжениям.

Однако не любое ограничение свободы человека в строгом научном смысле является властью. Мы можем менять свое поведение, приспосабливаясь к законам природы, принимая во внимание установленный нормативный порядок, но только в результате взаимодействия людей возникает отношение, которое, в соответствии с традицией, заложенной американским политологом Р. Далем, определяется как власть. Особенностью этого отношения является способность одного актора влиять на другого, преодолевая сопротивление второго, его нежелание подчиняться. Таким образом, власть — это социальное взаимодействие, отношение, отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или группу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями. Того, кто осуществляет власть, называют субъектом власти, а тот, в отношении которого осуществляется власть, кто подчиняется, — объектом власти.

Почему один человек подчиняется другому? Повседневная практика, знания об окружающем мире позволяют нам констатировать, что подчинение возникает там, где человек сталкивается с тем, кто сильнее (например, грабителем, угрожающим пистолетом), или умнее и опытнее (и человек следует его совету, рекомендации, приказу, чтобы избежать осложнений и возможных ошибок), или является начальником и имеет соответствующее право отдавать распоряжения. То есть в любом случае мы указываем, что в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: естественное (физиологическое, интеллектуальное) и (или) социальное (статусное, экономическое, образовательное и т. п.).

Однако неравенство как таковое не порождает неизбежно и обязательно отношения власти. Физически сильный человек может не стремиться к господству над слабым, руководитель предприятия не может приказывать рабочим другого предприятия, помещик в крепостнической России не обладал властью над холопами и крестьянами, принадлежавшими другому помещику. Для появления отношений власти необходимо, чтобы субъект власти мог и хотел использовать свои преимущества для давления на других людей. Вот почему для описания отношений власти вводятся понятия «ресурсы власти» и «мотивация властного взаимодействия».

Ресурсы власти — это средства, возможности, используемые субъектом власти для утверждения своего влияния на объект в соответствии с поставленными целями. Они указывают на те конкретные преимущества, которыми обладает субъект власти, уточняют содержание сложившегося неравенства, выявляют механизмы влияния.

Ресурсы, используемые для оказания воздействия на другого человека (группу), могут быть самыми разнообразными. Обычно все виды ресурсов подразделяют на три группы:

  • 1) принудительныеу когда подчинение осуществляется под страхом наказания или в результате прямого насилия. Надо сказать, что любое властное взаимодействие содержит в себе элемент принуждения, только в одних случаях наряду с принуждением могут использоваться и другие ресурсы, а в других — субъект власти опирается в своих действиях исключительно на силу. Таким образом, например, устанавливается власть на захваченных территориях, так действуют грабители, так подавляют сопротивление инакомыслящих;
  • 2) утилитарные у когда влияние обеспечивается в обмен на предоставление подчиняющемуся каких-либо материальных благ или других возможностей удовлетворения определенных потребностей, в том числе потребности в причастности к группе, уважении, любви. Иными словами, подчиняясь, человек что-то обретает: финансовую поддержку, право на защиту от третьих лиц, расположение и доброе отношение властителя и т. д.;
  • 3) нормативныву обеспечивающие подчинение в силу сложившихся в обществе норм и правил, которые априори наделяют кого-то властными полномочиями. Этот вид ресурсов иначе называется статусныМу т. е. предоставляющим человеку власть в соответствии с его статусом. Так, сотрудники фирмы подчиняются своему руководителю, члены партии — партийному лидеру, граждане — правительству.

Неравенство в обладании ресурсами еще не влечет за собой неизбежность властных отношений. Необходимо, чтобы предполагаемый ресурс имел значимость для объекта власти. Например, обладая таким ресурсом, как деньги, можно добиться подчинения лишь в том случае, если они представляют ценность для объекта власти. Угрозе применения силы можно противопоставить бесстрашие, нежелание подчиняться даже перед лицом смерти. И даже статусные нормы — не указ для отдельных индивидов, которые могут проигнорировать указание начальника, государственного чиновника. Не случайно некоторые исследователи вводят в определение властного взаимодействия понятие «ценности». Так, Г. Лассуэлл и А. Каплан пишут: «А имеет власть над В в отношении ценностей К, если, А участвует в принятии решений, влияющих на политику В, связанную с ценностями К»[1]. Иными словами, необходима мотивация властного взаимодействияу т. е. и объект, и субъект власти должны подталкиваться, побуждаться определенными внутренними причинами, мотивами к вступлению во властное взаимодействие. Конкретными мотивами подчинения могут быть желание сохранить себе жизнь, намерение получить какие-то блага, стремление поддержать свою статусную позицию и т. д. Конкретными мотивами власти могут быть как намерения что-то сделать в интересах людей, так и личные амбиции, желание самоутвердиться и т. п.

Итак, власть — это особый вид взаимодействия, отношения, возникающий в обществе. Он отличается:

  • 1) неравенством двух взаимодействующих сторон, где субъект власти обладает определенными ресурсами и преимуществами, а объект власти, лишенный данных ресурсов, оказывается зависимым от субъекта;
  • 2) умением субъекта власти использовать свои преимущества в собственных интересах, т. е. ставить определенные цели и добиваться изменения поведения контрагента взаимодействия в соответствии с этими целями (мотивация властного взаимодействия);
  • 3) готовностью объекта власти изменять свое поведение в соответствии с требованиями объекта власти (мотивация подчинения);
  • 4) наличием у властвующего субъекта возможности применить санкции (лишить обещанных благ, применить принуждение) в отношении подчиненного.

Властные отношения пронизывают все сферы общества. Власть есть в семье, трудовом коллективе, учебном и государственном учреждении, в компании подростков. Однако в обществе складывается и особый вид власти — власть политическая.

Политическая власть обладает всеми ранее перечисленными признаками властного взаимодействия. Выделяется же она из всего многообразия властных отношений прежде всего своим масштабом, или степенью включенности людей во властное взаимодействие. Например, власть главы семейства распространяется только на членов данной семьи, следовательно, масштаб властного взаимодействия ограничивается ее рамками. Масштаб властного отношения между руководителем и подчиненными на предприятии ограничен рамками данного предприятия. Власть духовного религиозного лидера распространяется только на исповедующих данную религию.

В орбиту политических властных отношений вовлекаются все члены общества — либо в качестве тех, кто повелевает, командует, либо тех, кто должен подчиняться, исполнять принятые решения, в то время как все остальные виды власти распространяются лишь на определенные группы. Это свойство политической власти часто определяется как публичность (от лат. publicus — общественный), т. е. всеобщность, в отличие от личных, частных отношений власти, возникающих в отдельных группах.

Политическая власть существует только в обществе. В родоплеменной общине, исторически предшествующей его появлению, существовала внешне похожая на политическую потестарная власть, когда старейшины, вожди осуществляли функции управления родом или племенем. Однако политическая власть, «вырастая» из потестарной, отличается от нее, во-первых, появлением обезличенных форм властных отношений. В общине, которую составляет ограниченный круг соплеменников, знакомых друг с другом, власть осуществляется через непосредственное взаимодействие, контакт между субъектом власти и ее объектом. Общество появляется по мере объединения племен и возникновения более сложной структуры социальных отношений. Члены общества разъединены в пространстве, они не могут вступать в непосредственный контакт со всеми, кто осуществляет власть. Властные отношения возникают не в ситуации «лицом к лицу», а опосредованно, потому что складывается закрепляющий их нормативный порядок.

Во-вторых, социальная дифференциация как универсальный закон развития общества (Э. Дюркгейм) ведет к усложнению структуры общественных отношений, что в свою очередь делает политическую власть внутренне сложным и противоречивым явлением. Политическая власть современного общества утрачивает простоту властного отношения, существовавшего в общине, где каждому было понятно, кто какое место занимает в этом отношении. Политическая власть представляет собой пространство властных отношений, в котором возникают сегменты, различающиеся по способам и формам организации властного взаимодействия.

Таким образом, политическая власть — это особый вид власти, возникающий в ходе становления и развития обществ как сложных, дифференцированных социальных систем и отличающийся масштабностью, институциональным характером и дифференциацией властных отношений. Рассмотрим подробнее базовые характеристики политической власти.

  • [1] Lasszcell К, Caplan Л. Power and Society. A Framework for Political Inquiry. New Ilaven, 1950. P. 75.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой