Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общение как ведущий вид деятельности младенца

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первый год жизни ребенка идет активное развитие памяти. Развиваются все ее генетические виды: эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная память помогает ему ориентироваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты. Моторная память появляется в 7—9 недель. Ребенок может повторить какое-либо движение… Читать ещё >

Общение как ведущий вид деятельности младенца (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослыми людьми, т. е. с теми, кто в основном ухаживает за малышом: матерью, отцом, бабушкой, дедушкой или другими взрослыми. Без помощи взрослого ребенок обойтись не может, так как в этом возрасте он слаб и совершенно беспомощен. Ни одной своей потребности он не в состоянии удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве (берут на руки и ходят по комнате, выносят на прогулку и т. д.), следят за его здоровьем и, что очень важно, просто общаются с ним — разговаривают. Все акты ухода взрослых за младенцем сопровождаются их речью, в которой выражается прежде всего любовь к нему. В этой речи важны не столько конкретные слова, сколько общие интонации. Потребность в общении возникает у ребенка в 1—2 месяца. Комплекс оживления, появляющийся при виде мамы или другого взрослого, ухаживающего за ребенком, говорит о возникновении потребности в общении, которую необходимо полностью удовлетворить, так как при позитивном эмоциональном общении со взрослым у ребенка появляется повышенная активность, возникает радостное настроение, что способствует развитию его движений, восприятия, мышления и речи.

У ребенка, лишенного полноценного общения со взрослым (находится один в больнице на лечении, помещен в детский дом и т. п.), отмечается задержка психического развития. Внешне это проявляется в следующем: у ребенка бессмысленный и безразличный взгляд, устремленный вверх, он мало двигается, вял, апатичен, не испытывает интереса к окружающему. Все это ведет к задержке физического развития и позднему появлению речи. Поэтому надо помнить следующее: чтобы ребенок и психологически, и физически развивался нормально, необходимо не только правильно ухаживать за ним, но и общаться.

Познавательное развитие младенца

В первый год жизни ребенка, в младенчестве (от 1 месяца до года), развиваются ощущения, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с окружающими. Рассмотрим, как это происходит.

Зрение является одним из главных органов чувств человека. Поэтому развиваться оно начинает в первую очередь. Вначале ребенок может только сосредоточивать взгляд на предмете в течение очень малого промежутка времени. После второго месяца жизни зрительное сосредоточение становится более длительным и появляется способность к различению простейших цветов. В 2 месяца во время бодрствования ребенок занимается рассматриванием окружающих предметов, особенно когда он накормлен и находится в спокойном состоянии. В этом возрасте младенец начинает отличать людей от окружающих предметов, но зрение пока еще остается слабым.

К трем месяцам отмечается достаточно хороший уровень развития движения глаз, продолжительность сосредоточения достигает 7—8 минут. Ребенок начинает различать форму предметов, может следить за их перемещением. Движения глаз младенца будут развиваться быстрее и становиться совершеннее, если в поле зрения начнут попадать яркие, привлекательные предметы или люди, совершающие разнообразные движения, за которыми он будет наблюдать.

В 4 месяца ребенок смотрит активно: эмоционально реагирует на увиденное, двигается, повизгивает.

Разнообразные впечатления, которые получает младенец, способствуют его познавательному развитию. Поэтому для удовлетворения его потребностей в новых впечатлениях окружающую обстановку необходимо сделать привлекательной и интересной — иначе познавательное развитие будет замедляться.

Это особенно заметно на примере детей, вскоре после рождения оказавшихся в казенных воспитательных учреждениях или долго находившихся в больницах, где нет такого разнообразия впечатлений и не хватает эмоционального общения со взрослыми. Обусловленная этим задержка психического развития получила название «синдром госпитализма» .

Рассмотрим развитие восприятия. В течение первого полугодия жизни формируется основное свойство восприятия — предметность — соотнесенность своих ощущений и образов с предметами окружающей действительности. Ребенок может различать тембр, громкость и высоту звука, у него развивается способность запоминать и хранить в памяти образы в своих первичных формах. До трех-четырехмесячного возраста он может хранить образ воспринимаемого предмета не более одной секунды, позже это время увеличивается, и постепенно младенец станет узнавать свою мать в любое время. В 8—12 месяцев формируется целостность восприятия — ребенок начинает узнавать знакомые предметы, воспринимая их не только в целом виде, но и по частям.

Отечественный психолог А. В. Запорожец считал, что процесс познавательного развития у младенца идет следующим образом. В возрасте трех месяцев восприятие формы и величины предмета начинается одновременно с формированием хватательных движений. Дальнейшее развитие восприятия начинается с момента перемещения предмета в пространстве.

При изучении зрительного восприятия детей установлено, что предметы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются ребенком как целое. Например, беря башенку из кубиков за верх, ребенок удивляется, почему в руках оказалась не вся башня, а только ее часть. Младенец может долго пытаться взять цветок с платья матери, не понимая, что тот нарисован.

В результате наблюдений за детьми было установлено, что при восприятии предметов они сначала ориентируются на их форму, затем — на величину, и только потом — на цвет (в возрасте около 2 лет).

У младенцев сильно развит познавательный интерес. Они могут подолгу рассматривать предметы, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных элементов рисунка к вертикальным, особое внимание уделяя цвету. Также у них выражена ориентировочно-исследовательская реакция на все новое.

В первый год жизни ребенка идет активное развитие памяти. Развиваются все ее генетические виды: эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная память помогает ему ориентироваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты. Моторная память появляется в 7—9 недель. Ребенок может повторить какое-либо движение, появляются характерные для него жесты. Затем у младенцев начинает развиваться образная память. Если в 4 месяца он может просто узнать предмет, то в 8—9 месяцев способен воспроизвести его по памяти: если у ребенка спросить, где находится определенный предмет, он начинает активно искать его, перемещая взгляд, поворачивая голову и туловище. Развитие образной памяти влияет на его общение и формирование связанных с этим желаний — первоосновы мотивационной сферы. Когда ребенок научился узнавать, он начинает по-разному реагировать на знакомых и незнакомых взрослых. Членам семьи и другим регулярно встречаемым людям он улыбается, а при виде незнакомцев или людей, пугающих его своим внешним видом и поведением, проявляет негативные эмоции.

После шести месяцев у младенца начинает формироваться ассоциативное запоминание, формируется связь между предметом и обозначающим его словом, благодаря чему он может правильно указать называемый предмет или найти его, если тот находится вне поля зрения.

В этом возрасте происходит развитие мышления младенца. Пока это наглядно-действенное мышление, которое выражается в манипулятивных движениях рук и формировании операционных структур. Как правило, чем дольше ребенок рассматривает игрушку, тем больше разных качеств он в ней открывает. Основой развития наглядно-действенного мышления является формирование сенсомоторной координации. Захватывание предмета является первым целенаправленным движением младенца, оно формируется в возрасте 4—5 месяцев, а на втором полугодии жизни хватательные движения дифференцируются: видя предметы разной величины или формы на разном расстоянии от себя, ребенок начинает по-разному расставлять пальцы для их захвата и тянуться к ним с разной степенью усилия. С захваченными предметами младенец манипулирует различным образом, изучая их свойства. Постепенно ставшие знакомыми младенцу свойства предметов начинают определять его действия с ними — он нажимает на нужное место музыкальной игрушки, чтобы услышать знакомые звуки, сжимает и разжимает резиновую игрушку, чтобы она пищала, стучит друг о друга твердыми предметами, бросает об пол мячик, чтобы тот подпрыгивал. Практически все захваченные предметы младенец тянет в рот, т.к. это самая чувствительная область тела, способная дать максимум информации о предмете. Информации, получаемой от органов зрения, слуха и осязания, младенцу в силу ограниченности опыта еще не хватает.

Хотя собственной активной вербальной речи в младенчестве еще нет, речевое развитие в течение первого года жизни проходит огромный путь развития. Основным направлением речевого развития является понимание обращенной к ребенку речи окружающих взрослых. К концу первого — началу второго месяца жизни у ребенка появляется особое внимание к речи, называемое слуховым сосредоточением. В четыре месяца младенец различает речь взрослых по интонации, что свидетельствует об умении пользоваться речью как средством эмоциональной коммуникации. Также он ориентируется на эмоциональный тон, характер высказывания и ритмику. Во втором полугодии жизни младенец начинает понимать значение слов, особенно существительных, обозначающих предметы, регулярно попадающие в поле его зрения. К. концу первого года жизни ребенок уже достаточно хорошо понимает обращенную к нему речь.

Развитие активной речи проявляется в освоении произношения звуков и их слияния. В 2—4 месяца возникает гуление — произнесение отдельных гласных звуков (а-а-а-а, о-о-о-о, ы-ы-ы-ы и т. п.), а в 4—6 месяцев — агукание, т. е. соединение гласных звуков с еще недифференцированным согласным. В 7—8 месяцев начинается лепет — повторение простых слогов, в которых можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные в основном с действиями ребенка. В лепетных слогах уже выделяются различные согласные звуки.

В 9—10 месяцев младенец произносит первые слова, чаще всего те, которых ждут от него взрослые и которые состоят из простых повторяющихся слогов — «мама», «папа», «баба», «дай», «на». К концу первого года жизни ребенок может произносить в среднем около 10 слов.

Л. С. Выготский назвал речь младенца автономной, так как она сильно отличается от речи взрослого человека, хотя по своему звучанию иногда напоминает «взрослые» слова.

Э. Эриксон считал, что в младенческом возрасте формируется чувство доверия или недоверия миру (закрытости или открытости окружающему миру). Основную роль в возникновении данного чувства играют родители, в частности мать. Именно это чувство впоследствии поможет детям адаптироваться в окружающем мире, устанавливать контакты с людьми и верить в лучшее.

Этого же мнения придерживался английский психолог и психиатр Д. Боулби, автор так называемой теории привязанности. Ом считал, что близкая эмоциональная связь, устанавливаемая между ребенком и матерью с первых дней его жизни, формирует у младенца чувство защищенности и безопасности. Если установление данной связи нарушается, то могут возникнуть проблемы в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре его личности.

Чтобы у ребенка не было проблем в дальнейшем, в первые годы жизни надо дарить ему тепло и ласку, которые, по мнению Д. Боулби, важнее любого правильного ухода и обучения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой