Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Кредитная и финансовая реформы 1930 г

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существовавший коммерческий кредит положительно сказался на оживлении промышленности в период нэпа и соответствовал принципам рыночно ориентированного хозяйства, развитию товарно-денежного обращения, укреплению самостоятельности предприятий. При коммерческом кредитовании предприятие, не выполнившее производственный план (установленный в централизованном порядке сверху), теряло право кредита… Читать ещё >

Кредитная и финансовая реформы 1930 г (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные тенденции в развитии общественной и государственной жизни СССР, связанные с дальнейшим процессом централизации в управлении, с ограничением экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов, требовали концентрации финансовых средств в руках государства через систему государственных банков. Это было возможно путем установления жесткого механизма контроля за предоставлением кредитов, для чего необходимо было реорганизовать порядок кредитования народного хозяйства.

Существовавший коммерческий кредит положительно сказался на оживлении промышленности в период нэпа и соответствовал принципам рыночно ориентированного хозяйства, развитию товарно-денежного обращения, укреплению самостоятельности предприятий. При коммерческом кредитовании предприятие, не выполнившее производственный план (установленный в централизованном порядке сверху), теряло право кредита в банке, но сохраняло возможность получения необходимых оборотных средств в счет будущих поставок от других хозяйствующих субъектов. Тем самым предприятие, нуждающееся в кредитовании, могло уходить от тотального контроля со стороны государственных органов управления.

Коммерческое кредитование проводилось таким образом, что между моментом получения товара и его оплатой мог пройти довольно длительный срок. Форма расчетов предполагала снятие средств со счета покупателя в пользу поставщика независимо от согласия последнего и от получения товара. Одна организация могла выдавать другой деньги авансом, помимо Государственного банка СССР (далее — Госбанк СССР). Разрешалась также выдача продукции в кредит под вексель. Договорные отношения складывались между хозяйствующими субъектами на базе генерального и исполнительного договоров.

Система относительно свободного коммерческого кредитования не отвечала приоритетам жесткого централизованного управления экономикой и изменяющимся в этот период принципам руководства промышленностью и сельским хозяйством. Централизованная система контроля, все более упрочивающаяся, требовала запрещения или, но крайней мере, корректировки кредитования.

30 января 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О кредитной реформе». В постановлении отмечалось, что государственным кооперативам, смешанным акционерным обществам без участия иностранного капитала воспрещается отпускать товары и оказывать услуги друг другу в кредит. Кредит заменялся исключительно банковским кредитованием. Определялся порядок кредитования государственной промышленности и кооперации. Подведомственные ВСНХ СССР промышленные объединения и тресты, не входящие в объединения, в пределах согласованного между ВСНХ СССР и Госбанком СССР плана их кредитования устанавливали планы кредитования своих операций и операций входящих в их состав предприятий. На основании этих планов Госбанк через свои филиалы должен был кредитовать непосредственно входящие в состав объединений и трестов предприятия.

Вместе с тем объединениям и трестам предоставлялось право в пределах общего лимита перераспределять кредиты между входящими в их состав предприятиями, если это вызывается необходимостью увеличения производства товаров. Однако во всех случаях перераспределение кредитов между предприятиями, в которых они, естественно, были крайне заинтересованы, могло производиться объединениями и трестами лишь по согласованию с Госбанком СССР. В конечном итоге Госбанк СССР был той структурой, которая замыкала на себе решение практически всех вопросов, связанных с предоставлением кредитов.

После проведения реформы Госбанк СССР стал фактически единственным органом краткосрочного кредитования, а коммерческое кредитование в прежнем виде было запрещено. Хозяйствующие субъекты теперь могли получать кредиты по строго целевому назначению и для совершенно конкретных операций, заранее определяемых в планах кредитования.

Госбанку СССР было предоставлено право участия в рассмотрении и утверждении балансов хозрасчетных предприятий. С одной стороны, кредитная реформа была направлена на укрепление хозяйственного расчета и утверждение его как принципа руководства промышленностью и сельским хозяйством, а с другой — детально контролировала этот хозрасчет, ибо Госбанк СССР получал реальное право вмешиваться в хозяйственные дела предприятий. В результате проведения кредитной реформы характер договорных отношений между предприятиями изменился. Генеральные договоры заключались между наркоматами и различными ведомствами и определяли базовые условия отношений между хозяйствующими субъектами. Однако полная самостоятельность при заключении договоров не существовала. Административно-иерархическая организация управления промышленностью и сельским хозяйством предоставляла лишь ограниченную и контролируемую самостоятельность.

Имели место и прямые договоры, которые заключались непосредственно предприятиями без санкции вышестоящего хозяйственного органа. Такие договоры заключались лишь в случаях, прямо предусмотренных в законе. Устанавливался арбитражный порядок рассмотрения разногласий участников договора, что содействовало как рассмотрению возникающих хозяйственных споров, так и определенному контролю за выполнением договорных обязательств.

В 1931 г. в развитие кредитной реформы предприятия были наделены собственными оборотными средствами; определены целевое назначение кредитов Госбанка СССР, возвратность и срочность банковского кредита, порядок кредитования. Перестройка управления и всей работы промышленности превратила предприятие в основное звено, которое стало юридическим лицом, но, вместе с тем, продолжало испытывать тотальный контроль со стороны центральных органов управления промышленностью. Контрольно-плановое начало усилилось. Хотя тресты и объединения перестали играть прежнюю роль и акцент был сделан на предприятие, оно, тем не менее, обладало в условиях фактической монопольной собственности государства на средства производства самостоятельностью в пределах постановлений, инструкций, приказов, исходящих сверху и подлежащих неукоснительному исполнению.

С проведением кредитной реформы была связана еще одна реформа — налоговая. 2 сентября 1930 г. принято постановление ЦИК и СНК СССР «О налоговой реформе». В постановлении указывалось, что необходимо внести в налоговую систему коренные изменения в связи с реорганизацией управления государственной промышленностью и проведением кредитной реформы. Вводился ряд положений, регулирующих выплату налогов предприятиями и частными лицами.

Примерный устав сельскохозяйственной артели 1 марта 1930 г. Изменение принципов руководства сельским хозяйством проявилось в принятии Примерного Устава сельскохозяйственной артели. 1 марта 1930 г. ЦИК и СНК СССР утвердили принятый Колхозцентром СССР и одобренный Народным комиссариатом земледелия СССР названный Устав. Государственное руководство деятельностью сельскохозяйственной артели стало непосредственно осуществляться через райколхозсоюзы. Вступление в райколхозсоюзы для колхозов по Уставу было обязательным.

Согласно Уставу сельскохозяйственная артель определяется как основная форма колхозного движения. Содержание этого документа подтверждает тенденцию на усиление централизованного руководства сельским хозяйством и обобществление средств производства. В частности, в Уставе отмечается, что все межи, разделявшие земельные наделы членов артели, уничтожаются и все полевые наделы сливаются в единый земельный массив, находящийся в коллективном пользовании артели. При обобществлении полностью всех земельных угодий оставляются в единичном пользовании приусадебные земли (огороды, сады и т. п.), причем там, где это необходимо, по решению правления артели и с утверждения общего собрания изменяются размеры усадебных земель.

В целом, характеризуя управление промышленностью и сельским хозяйством в рассматриваемый период, можно констатировать, что государственные меры были направлены па усиление контрольного, планового начала в организации управления; хозяйственный расчет вводился и в большинстве случаев срабатывал формально, ибо центральные органы управления реально и тотально планировали основные параметры деятельности предприятий и сельских коллективных хозяйств.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой