Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эколого-правовая защита природных объектов и комплексов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Граждане, а также общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, вправе оказывать содействие органам государственной власти РФ и субъектов РФ, органам местного самоуправления в проведении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий. При осуществлении этих мероприятий органы… Читать ещё >

Эколого-правовая защита природных объектов и комплексов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие и краткая характеристика природно-заповедного фонда Российской Федерации

Возрастающие темпы вовлечения природных ресурсов в сферу производства, усиление использования природной среды для удовлетворения различных потребностей общества и обеспечения жизнедеятельности человека вызывают необходимость сохранения отдельных участков природы в их первозданном виде. Эти участки являются особо охраняемыми природными территориями (акваториями), которые выполняют экологические, генетические, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, культурно-просветительные функции и изымаются из активного хозяйственного освоения.

Особо охраняемые природные территории — это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния (см. Закон об особо охраняемых природных территориях).

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также, в отдельных случаях, в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования (дендрологические парки и ботанические сады).

С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

  • • государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
  • • национальные парки;
  • • природные парки;
  • • государственные природные заказники;
  • • памятники природы;
  • • дендрологические парки и ботанические сады.

Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с Минприроды России, а также с Минобороны и ФСБ России, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд указанных органов.

Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения па земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем 5% от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.

В целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети особо охраняемых природных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий[1]. Он включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительной, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется:

  • — по особо охраняемым природным территориям федерального значения — Минприроды России;
  • — по особо охраняемым природным территориям регионального и местного значения — уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Следует иметь в виду, что земельное законодательство выделяет в земельном фонде России специальную категорию земель — земли особо охраняемых природных территорий и объектов.

Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природнозаповедный фонд.

Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении:

  • — охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения — федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;
  • — охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения — высшим должностным лицом субъекта РФ.

Особо охраняемые природные территории в обязательном порядке учитываются при территориальном планировании и землеустройстве.

Государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Роснрироднадзором и его территориальными органами при осуществлении ими федерального государственного экологического надзора[2].

Государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении ими регионального государственного экологического надзора.

На особо охраняемых природных территориях местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, управление которыми осуществляется государственными учреждениями, производится также должностными лицами указанных государственных учреждений, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.

Граждане, а также общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, вправе оказывать содействие органам государственной власти РФ и субъектов РФ, органам местного самоуправления в проведении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий. При осуществлении этих мероприятий органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления учитывают предложения таких общественных объединений, некоммерческих организаций и граждан.

Система особо охраняемых природных территорий (акваторий), являющаяся основой для улучшения качества окружающей среды и восстановления нарушенных экосистем, нуждается во всесторонней поддержке и развитии.

  • [1] См.: Приказ Минприроды России от 19.03.2012 № 69 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий».
  • [2] См.: Постановление Правительства РФ от 24.12.2012 № 1391 «О государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой