Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Компетенции менеджера как характеристика субъекта управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

P. Кац, занимавшийся вопросами разработки обучающих программ для менеджеров, в 1955 г. пришел к выводу о том, что можно выделить три основные компетенции, которые должны быть присущи менеджерам. Причем эти компетенции он рассматривал не как некие врожденные качества, а как способности, которые можно развить. Овладение этими компетенциями, по его мнению, позволит менеджерам выполнять свою работу… Читать ещё >

Компетенции менеджера как характеристика субъекта управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для того чтобы лучше разобраться с особенностями менеджера как субъекта управления, будет полезно обратиться к его ключевым характеристикам: компетенциям менеджера и его ролям в организации. Детальным изучением этих вопросов в свое время занимались такие видные исследователи в области менеджмента, как Роберт Кац и Генри Минцберг.

Надо прочитать!

Katz R. L. Skills of an Effective Administrator // Harvard Business Review. 1974. September. № 33 (1). P. 33—42.

P. Кац, занимавшийся вопросами разработки обучающих программ для менеджеров, в 1955 г. пришел к выводу о том, что можно выделить три основные компетенции, которые должны быть присущи менеджерам. Причем эти компетенции он рассматривал не как некие врожденные качества, а как способности, которые можно развить. Овладение этими компетенциями, по его мнению, позволит менеджерам выполнять свою работу с максимальной отдачей[1]. Он основывается на том, что менеджер — это тот, кто направляет деятельность других людей и принимает на себя ответственность за достижение определенных целей. Реализация этих функций требует от менеджера трех видов компетенций: технических, человеческих, концептуальных.

Ключевые компетенции менеджера, которые требуются для выполнения функций управления: технические, человеческие, концептуальные.

Технические компетенции имеют наиболее конкретный характер, поскольку они определяются полученным профессиональным образованием и опытом работы по данной специальности: знание и владение специальными методами, процедурами работы. Технические компетенции связаны с умением работать с вещами, процессами, инструментами.

Человеческие (межличностные) компетенции состоят из способности менеджера эффективно осуществлять взаимодействия и коммуникацию с другими членами подразделения, команды. Менеджер, владеющий человеческими компетенциями, способен понимать установки, убеждения других людей, видеть преимущества и недостатки различных эмоциональных состояний. Человеческие компетенции подразумевают также эмпатию — способность ставить себя на место другого. Однако важно не только понимание взглядов и чувств подчиненных, но и умение наладить эффективную двухстороннюю коммуникацию.

Человеческие компетенции проявляются также в умении создать психологическую атмосферу, способствующую свободному выражению мнений, взглядов, критических суждений без опасения применения наказаний. Для полноценной реализации функции мотивации данная компетенция является крайне необходимой, поскольку она заставляет менеджера быть чувствительным по отношению к индивидуальным потребностям и интересам сотрудников и находить способы их удовлетворения. Человеческие компетенции необходимо использовать не по случаю, а постоянно, внушая подчиненным уверенность в предсказуемости действий и решений менеджера.

Концептуальные компетенции связаны со способностью менеджера целостно и системно воспринимать предприятие, видеть, как различные функции связаны друг с другом, как изменение в одной подсистеме организации может сказаться на изменении других составляющих. Менеджер должен понимать, как, например, изменения в сфере маркетинговой политики могут влиять на изменение подходов в сфере исследований и разработок, производстве продукции, принятии решений по поводу управления финансовыми ресурсами и т. п. Кроме того, концептуальные компетенции позволяют менеджеру видеть не только связи и отношения внутри данного предприятия, но и возможные последствия влияния различных факторов внешней среды на организацию.

Концептуальные компетенции менеджеров непосредственно сказываются на принятии стратегических решений, от которых зависит судьба организации, ее положение на рынке и в отрасли. Таким образом, концептуальные компетенции позволяют менеджеру соотнести возможности и ресурсы организации с требованиями, возможностями и угрозами, исходящими из внешней среды, принять более обоснованные и продуманные решения.

Роберт Кац. Американский социальный психолог, специалист в области организационного поведения, автор концепции трехуровневых управленческих навыков {threeskill approach).

Harvard Business Review.

Harvard Business Review.

Известные труды:

Skills of an Effective Administrator (1955),.

Management of the total enterprise (1970),.

Developing Human Skill (1955), Cases and Concepts in Corporate Strategy (1970) и др.

Эффективное управление зависит от трех основных типов навыков: технических навыков, межличностных навыков, а также умения стратегически мыслить, формулировать глобальную цель и идею. Руководителю необходимы: а) достаточные технические компетенции, чтобы способствовать внедрению механизмов, требуемых для осуществления определенных профессиональных задач, поставленных перед ним; б) коммуникативные (межличностные) компетенции, чтобы стать участником коллектива, обеспечивающим эффективность работы, а также уметь выстраивать эффективное взаимодействие между членами коллектива, которым он руководит; в) концептуальные компетенции: умение формулировать стратегию, чтобы понимать взаимозависимость различных факторов профессиональной деятельности, в рамках которой он может предпринять такое действие, которое с высокой долей вероятности принесет максимальную пользу всей организации.

По всей видимости, роль каждого из этих трех навыков зависит от уровня административной ответственности. Технические и коммуникативные навыки необходимы руководителям более низкого звена. Эффективность работы руководителей более высокого звена зависит в большей степени от коммуникативных (межличностных) навыков и концептуальных навыков стратегического мышления.

Подобный подход «трех навыков» акцентирует внимание на том, что успешными руководителями не рождаются, но ими возможно стать. Способствуя определению компетенций, наиболее необходимых на различных уровнях административной ответственности, данный подход оказывается эффективным в отборе, подготовке и стимулировании руководителей высшего звена[2].

С точки зрения R Каца, существует определенная связь между уровнями менеджмента и требованиями к обладанию теми или иными компетенциями. Для верхнего уровня управления (топ-менеджмента) в наибольшей степени необходимы концептуальные компетенции, так как именно менеджеры этого уровня отвечают за разработку и реализацию стратегии организации. Менеджеры нижнего уровня (операционный менеджмент) прежде всего должны владеть техническими компетенциями, позволяющими им успешно решать те или иные конкретные текущие задачи. Итак, важность концептуальных компетенций снижается по мере движения вниз по пирамиде менеджмента, а технические компетенции, напротив, оказываются более востребованными на нижнем уровне. И только человеческие (межличностные) компетенции оказываются в равной мере необходимы для менеджеров любого уровня, по мнению Р. Каца.

Задание 1.6

Изобразите в виде схемы или диаграммы взаимосвязь между уровнями менеджмента и тремя типами компетенций по Р. Кацу.

В 1990—2000;е гг. М. Д. Мамфорд и его коллеги предложили модель, основанную на отношениях между знаниями и навыками лидера и деятельностью лидера[3]. В данной модели выделялись следующие компоненты: компетенции, индивидуальные черты, результаты лидеров, карьерный опыт и влияние внешнего окружения.

Среди компетенций были выделены: навыки в решении проблем, навыки социального взаимодействия и знания.

Все эти элементы являются ключом для успешной деятельности менеджера. Навыки в решении проблемы очень напоминают концептуальные навыки у Р. Каца. Навыки социального взаимодействия означают способность понимать других людей и социальную систему организации и напоминают человеческие компетенции Р. Каца. Такой навык, как знания, также по смыслу соотносится с техническими компетенциями у Р. Каца.

Важным дополнением Мамфорда было включение в модель компетенций менеджера фактора окружающей среды. Менеджер осуществляет свою деятельность в определенном организационном контексте, который оказывает на него влияние. Кроме того, руководитель испытывает на себе воздействие сложного комплекса факторов, находящихся за пределами организации: экономика, законодательно-правовая система, местное сообщество, государственные органы власти и т. д. Факторы внутреннего и внешнего окружения создают многочисленные проблемы для менеджера при осуществлении его функций: планировании, организации, мотивации, контроле, принятии решений, коммуникациях. В условиях возрастания степени сложности и изменчивости окружающей среды менеджер может прибегать к различным способам снижения уровня неопределенности и рисков, среди которых проведение маркетинговых исследований рынка; повышение качества прогноза; создание специальных подразделений или должностей, которые будут отслеживать изменения во внешней среде; участие в профессиональных ассоциациях; проведение кампаний по связям с общественностью и др.

Задание 1.7.

Изобразите в виде схемы модель М. Мамфорда. В чем сходство и различия между моделями Р. Каца и М. Мамфорда?

Р. Кац, М. Мамфорд и его коллеги не только создали теоретические модели компетенций менеджера, но и разработали специальные тесты для выявления лидерских компетенций, тренинговые программы развития соответствующих компетенций.

  • [1] Katz R. L. Skills of an Effective Administrator // Harvard Business Review. 1974.September. № 33 (1). P. 33—42.
  • [2] Katz R. L. Skills of an Effective Administrator. P. 33—42.
  • [3] Mumford М. D., Connelly М. S. Leaders as creators: Leader performance andproblem solving in ill-defined domains // Leadership Quarterly. 1991. № 2. P. 289—315 ;Mumford M. D., Zaccaro S. J., Connelly M. S., Marks M. A. Leadership skills: Conclusions andfuture directions // Leadership Quarterly. 2000. № 11 (1). P. 155—170.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой