Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование охраны особо охраняемых природных территорий и объектов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особо охраняемые природные территории местного значения в рассматриваемом Федеральном законе не указаны, но могут создаваться в соответствии с региональным законодательством. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо… Читать ещё >

Правовое регулирование охраны особо охраняемых природных территорий и объектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие особо охраняемых природных территорий

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. ООПТ относятся к объектам общенационального достояния.

С учетом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

  • — государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
  • — национальные парки;
  • — природные парки;
  • — государственные природные заказники;
  • — памятники природы;
  • — дендрологические парки и ботанические сады.

Перечень ООПТ не является исчерпывающим — законами субъектов РФ могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение (табл. 3) и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Дендрологические парки и ботанические сады могут также находиться в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Таблица 3

Категории и виды особо охраняемых природных территорий.

Наименование ООПТ.

Федеральное значение.

Региональное значение.

Местное значение.

Государственный природный заповедник.

X.

Национальный парк.

X.

Природный парк.

X.

Государственный природный заказник.

X.

X.

Памятник природы.

X.

X.

Ботанический сад, дендрологический парк.

X.

X.

Управление и контроль в области организации и функционирования ООПТ осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, создавшими соответствующую особо охраняемую природную территорию.

Органы государственной власти субъектов РФ согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны:

  • а) с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
  • б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Особо охраняемые природные территории местного значения в рассматриваемом Федеральном законе не указаны, но могут создаваться в соответствии с региональным законодательством. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем 5% от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.

В целях учета 00ПТ ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, о режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, об эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля соблюдения соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий установлен приказом Минприроды России от 19 марта 2012 г. № 69.

С целью охраны территорий ООПТ осуществляются государственный надзор и муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, которые проводятся для обеспечения:

  • а) режима особо охраняемой природной территории;
  • б) особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
  • в) режима охранных зон, округов санитарной или горно-санитарной охраны особо охраняемых природных территорий.

На ООПТ федерального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется Росприроднадзором при осуществлении им федерального государственного экологического надзора. Кроме того на ООПТ федерального значения, управление которыми осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением, государетвенный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется должностными лицами и отдельными работниками указанных федеральных государственных бюджетных учреждений, являющимися государственными инспекторами по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков.

На ООПТ регионального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении ими регионального государственного экологического надзора в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

На ООПТ местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Законом об ООПТ установлены права должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, и государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков.

Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством РФ. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении:

  • а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;
  • б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой