Раздел іі. Правотворческая техника.
Техника опубликования нормативно-правовых актов
Как отмечают авторы одного из современных учебников, правовое нормотворчество — «это, в принципе и главным образом, государственная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государственной воли в закон». О том, что «правотворчество представляет собой деятельность активную, государственную по своему характеру», пишет В. К. Бабаев, замечая далее: «она была, есть… Читать ещё >
Раздел іі. Правотворческая техника. Техника опубликования нормативно-правовых актов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ПРАВОТВОРЧЕСТВО
Понятие и виды правотворчества, соотношение с правообразованием
Происходящие перемены в России не могли обойти стороной правотворческие процессы. Правотворчество — одно из важнейших направлений государственной деятельности, оно является необходимым процессом для организации государственного управления обществом, для регулирования общественных отношений.
Правотворчество — это особая юридическая деятельность государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления. а в случае референдума всего народа направленная на издание, изменение или отмену нормативно-правовых актов.
Нормативные правовые акты являются результатом особого рода деятельности — правотворчества.
Под правотворчеством в отечественной юридической науке понимают деятельность государственных органов, должностных лиц, а в случае референдума — всего народа по созданию, изменению или отмене нормативных актов. В работах ученых-правоведов, занимающихся проблемами правотворчества, общим является признание правотворчества, прежде всего, государственной деятельностью.
Как отмечают авторы одного из современных учебников, правовое нормотворчество — «это, в принципе и главным образом, государственная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государственной воли в закон». О том, что «правотворчество представляет собой деятельность активную, государственную по своему характеру», пишет В. К. Бабаев, замечая далее: «она была, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями». А. С. Пиголкин также указывает, что «правотворчество, в какой бы форме оно ни осуществлялось, есть деятельность государства, форма государственного руководства обществом. Государство в лице своих органов создает основную массу правовых норм. Если же таковые создаются какими-либо иными структурами, помимо государственных, то их правотворческие полномочия определяются государством».
Правотворчество — составная часть правообразования. В отечественной юридической науке достаточно прочно и обоснованно устоялось мнение о том, что правотворчество является заключительным, деятельностным этапом правообразования. Правообразование рассматривается как длительный процесс формирования правовых норм, происходящий при взаимодействии «субъективных и объективных факторов общественного развития, обусловливающих право». Сначала право формируется естественно исторически, до и независимо от деятельности законодателя. Процесс правообразования начинается с возникновения объективно обусловленной потребности в юридическом регулировании общественных отношений. Эта потребность осознается субъектом правотворчества, и возникает общее представление о юридическом предписании, которое необходимо создать. Завершается процесс образования юридических норм разработкой и изданием различных нормативных актов, являющихся формой норм права. Последний этап формирования права называется правотворчеством.
Основная классификация проводится в зависимости от субъектов правотворчества и обычно различают следующие виды правотворчества.
Субъектами правотворческой деятельности являются: народ, государственные органы, должностные лица, местное самоуправление (представительные и исполнительные органы, а также население самоуправляющихся территорий).