Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Светские знания и научные представления о мире в народной среде

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В XVIII — начале XIX вв. появилась особая группа крепостных крестьян, которых их владельцы обучали европейской культуре: усадебные архитекторы, резчики, живописцы, актеры, музыканты, стихотворцы и пр. Их даже называли «крепостной интеллигенцией», имея в виду европейские знания и навыки. Однако приметой нового времени стало получение книжных знаний не по прихоти владельца, а в силу жизненных… Читать ещё >

Светские знания и научные представления о мире в народной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В XVIII — начале XIX вв. появилась особая группа крепостных крестьян, которых их владельцы обучали европейской культуре: усадебные архитекторы, резчики, живописцы, актеры, музыканты, стихотворцы и пр. Их даже называли «крепостной интеллигенцией», имея в виду европейские знания и навыки. Однако приметой нового времени стало получение книжных знаний не по прихоти владельца, а в силу жизненных потребностей.

Большинство крестьян не знало грамоты, хотя это уже становилось необходимостью при уплате оброка, торговле предметами домашнего изготовления, составлении документов на собственность, занятии сложными ремеслами (чеканка, гравирование). Многие крестьяне, не умея писать, владели пассивной грамотой, о чем свидетельствуют огромные тиражи лубочных картинок с текстами и календарей.

Заметное влияние на структуру знаний крестьянина оказывала школа. Сельская начальная школа первую половину XIX в. находилась в ведении духовенства. У государства не хватало ни средств, ни помещений, ни учительских кадров.

Министр народного просвещения А. С. Шишков был прав, когда в 1828 г. признал государственную начальную школу в России несуществующей. Он насчитал тогда по всей России не более 600 школ, и то преимущественно в городах. Церковно-приходских школ было намного больше: в 40—50-е гг. — более тысячи. И открывались они чаще в сельских приходах, где были почти монополистами образования.

Государственные сельские школы появились в 30—40-е гг. Там преподавали священники, выпускники духовных семинарий, недоучившиеся студенты. Программа их включала Закон Божий, чтение, письмо, начала арифметики. По докладу министра П. Д. Киселева в 1842 г., они должны были «распространять между государственными крестьянами религиозно-нравственное образование и первоначальные для каждого сословия более или менее нужные сведения». Крестьяне были обложены специальным «школьным» общественным сбором, что не всегда ими принималось.

Только во второй половине XIX в. на волне реформаторского движения с образованием органов местного самоуправления — земств — началось развитие российской начальной школы. Ее обеспечение учителями и финансами взяли на себя земства. Светская земская школа скоро начала теснить церковно-приходскую и по уровня обучения, и по материальному обеспечению.

Новым в системе интеллектуальной крестьянской культуры стало семейное чтение вслух, что было связано со становлением сельской школы и распространением грамотности. Читали азбуки и буквари, календари, псалтири, часословы, молитвословы, сонники, духовные стихи. На Севере в чести была старообрядческая старопечатная книга. Большим почетом в деревне стали пользоваться грамотеи, особенно после реформы 1861 г., когда появилась потребность в составлении и толковании уставных грамот, ведении судебных тяжб, заседаниях в земствах, стала развиваться предпринимательская деятельность крестьян. Из художественной литературы в крестьянской среде имели хождение «Капитанская дочка», «Дубровский», сказки Пушкина, Ершова, «Тарас Бульба» и малороссийские повести Гоголя, книжки Толстого, басни Крылова, лубочная литература, записи народных сказок и др.

Исторические представления крестьян мифологизированы и поэтичны. Злодеи в них столь же живописны, как и могучие богатыри-спасители. Любимыми героями крестьянской истории были грозный царь Петр, «мужицкий царь» Пугачев, «удалые» Степан Разин и Ермак Тимофеевич, герои-освободители Минин и Пожарский. Исторические песни и сказания бережно сохраняли сакральное понятие «воля», воспевая удаль вольного человека или тоску по воле. В новое время литературный багаж крестьян пополнился рассказами о войнах, особенно русско-турецкой 1877—1878 гг., о подвигах защитников Севастополя, о солдатском служении Отечеству. Среди исторических героев появились Кутузов, Александр I, Скобелев, Суворов. Особым вниманием пользовались война «с французом» 1812 г. и получение «воли» в 1861 г. В деревнях очень любили своих и пришлых «сказителей», «былинников».

Изменились представления крестьян об окружающем пространстве и историческом времени. Изоляция крестьянского мира сменилась расширением коммуникаций и смешением сословий, появилось представление о большом и сложном мире, который живет по иным правилам. Войны с Наполеоном, с турками, морские и сухопутные сражения в чужих морях и землях обогащали значимую картину мира.

Понятие о времени в крестьянской культуре тоже изменилось. Земледельческому календарю присуще циклическое представление о смене времен. В крестьянский мир вошли календари, даты, сроки, единовременные налоги — то, что требовало линейного восприятия времени.

В целом картина мира усложнялась и требовала не только традиционно-религиозного, но и светского объяснения новым явлениям. Однако элементы просвещения не поколебали устоев крестьянского мира. КД. Кавелин следующим образом характеризовал тип крестьянской культуры в новое время: «Крестьянин прежде всего и больше всего — безусловный приверженец обряда, обычая, заведенного порядка, предания… Быт его меняется, но эти перемены являются в его глазах результатом деятельности судьбы и тайных невидимых сил, которые управляют жизнью… Его воззрения по принципу исключают творческую деятельность людей… как орудие против зол и напастей».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой