Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дополнительная компетенция Европейского Союза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Механизм подразумеваемых полномочий. Европейский Союз имеет право принимать решения, в том числе нормативные правовые акты, по тем вопросам общественной жизни, которые прямо не отнесены к компетенции Союза, но имеют значение для реализации его целей и задач; При выборе методов достижения цели нужно сначала использовать более мягкие средства и лишь затем переходить к более жестким (если результата… Читать ещё >

Дополнительная компетенция Европейского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существуют правовые механизмы расширения компетенции ЕС без внесения изменений в Договоры. К этим внедоговорным механизмам относится дополнительная компетенция ЕС, а также расширение компетенции с помощью прецедентного права.

Дополнительная компетенция включает в себя три сферы:

  • 1) механизм подразумеваемых полномочий. Европейский Союз имеет право принимать решения, в том числе нормативные правовые акты, по тем вопросам общественной жизни, которые прямо не отнесены к компетенции Союза, но имеют значение для реализации его целей и задач;
  • 2) косвенное действие права Союза. Примерно соответствует методу аналогии права. Если та или иная сфера общественной жизни не урегулирована правом ЕС, однако цели и задачи Союза требуют применения наднационального права, применяются наиболее близкие по своей правовой природе нормы права ЕС;
  • 3) механизм продвинутого сотрудничества. Это совокупность правил и процедур, в рамках которых осуществляется делегирование ЕС дополнительных полномочий со стороны отдельных государств-членов, которые решили «пойти дальше по пути интеграции». Этот механизм соответствует концепции «Европы разных скоростей» и применяется тогда, когда нс все государства-члены готовы продвинуться по интеграционному пути. Для применения этого механизма необходимы минимум девять государств. Остальные государства-члены могут присоединиться к этой группе, когда возникнут соответствующие условия.

Дополнительная компетенция Европейского Союза.

Схема 2.5. Дополнительная компетенция Европейского Союза.

Принципы компетенции Европейского Союза

Лиссабонский договор осуществил систематизацию принципов компетенции (ст. 5 Договора о Европейском Союзе). К. основным таким принципам относятся: принцип наделения компетенцией, принципы субсидиарности и пропорциональности.

Принцип наделения компетенцией регулирует границы компетенции Союза. В соответствии с ним Союз действует только в пределах тех сфер общественной жизни и реализует только тс полномочия, которые переданы ему в соответствии с Договорами. Любая компетенция, не предоставленная Союзу государствами-членами, принадлежит им.

Принципы субсидиарности и пропорциональности мы рассмотрим далее отдельно.

Принципы компетенции Европейского Союза.

Схема 2.6. Принципы компетенции Европейского Союза.

Принцип субсидиарности

Принцип субсидиарности закреплен в ст. 5 Договора о Европейском Союзе. Уточнению применения этого принципа посвящен Протокол о применении принципов субсидиарности и пропорциональности.

Принцип субсидиарности означает, что в областях, которые не подпадают под исключительную компетенцию Союза, Европейский Союз осуществляет деятельность, если цели конкретных мер не могут быть достигнуты в достаточной мере государствами-членами самостоятельно и поэтому в силу масштабов и результатов указанных мер могут быть достигнуты Союзом лучшим образом. Принцип ставит два условия для деятельности Союза по совместным с государствами-членами предметам ведения: I) Союз действует, если проблема не может быть решена государствами-членами самостоятельно; 2) Союз действует, если проблема может быть решена на уровне Союза лучшим образом, нежели на уровне государств-членов. Протокол о применении принципов субсидиарности и пропорциональности определяет три ориентира применения принципа субсидиарности: во-первых, наличие у проблемы транснациональных аспектов, которые нс могут быть эффективно урегулированы действиями государств-членов; во-вторых, отсутствие действий со стороны Союза противоречит требованиям Договора или существенно нарушает интересы государств-членов; в-третьих, наличие очевидных выгод в результате действий Союза.

Изначально принцип субсидиарности был частью католического социального учения и закреплен в серии папских энциклик конца XIX — начала XX в. Оттуда он и был воспринят правом ЕС. Однако следует оговориться, что в католическом учении он понимался значительно шире — личность виделась как автономное образование, власть над которым семья, государство и церковь имеют лишь в той мере, в кото;

Принцип субсидиарности.

Схема 2.7. Принцип субсидиарности.

рой личность сама передает (делегирует) ее этим институтам. Субсидиарность предполагала, что делегирование властных полномочий более высоким уровням должно осуществляться исключительно в меру необходимости и в целях общего блага.

Принцип субсидиарности — средство децентрализации управления в ЕС, и он должен учитываться всеми ветвями европейской власти.

Принцип пропорциональности (соразмерности)

Этот принцип был введен в право ЕС Судом и в дальнейшем закреплен в последнем абзаце ст. 5 Договора о Европейском Союзе в качестве принципа деятельности Европейского Союза. Вопросам применения данного принципа посвящен специальный протокол «О применении принципов субсидиарности и пропорциональности» .

" Действия Союза не должны идти дальше того, что необходимо для достижения целей настоящего договора" (абз. 3 ст. 5 Договора о Европейском Союзе). В данном случае речь идет не о соответствии целям учредительного договора вообще, а о целях конкретных действий и решений ЕС, в том числе нормативных актов.

Принцип пропорциональности означает соответствие (пропорциональность) целей конкретных мер средствам, избранным для их достижения. Из этого следует, что:

  • 1) средства для достижения целей не должны быть чрезмерными, т. е. не идти дальше того, что действительно необходимо (например, не привлекать к суровому наказанию за малозначительный проступок);
  • 2) при выборе методов достижения цели нужно сначала использовать более мягкие средства и лишь затем переходить к более жестким (если результата можно достичь путем рекомендации, не следует прибегать к возложению юридических обязанностей).

Принцип пропорциональности.

Схема 2.8. Принцип пропорциональности.

По отношению к правотворческой деятельности Союза это означает, что «Союз должен законодательствовать только в той мере, в которой это необходимо» (п. 6 Протокола). При этом «при прочих равных условиях директивам следует отдавать предпочтение перед регламентами, а рамочным директивам — перед детальными мерами» .

Выполнение принципа пропорциональности, как и субсидиарности, в первую очередь обеспечивает Комиссия, так как именно она готовит законопроекты и, следовательно, выбирает их правовую форму.

В тексте принятых актов соответствие принципу пропорциональности отмечается в преамбуле.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой