Дополнительная компетенция Европейского Союза
![Реферат: Дополнительная компетенция Европейского Союза](https://westud.ru/work/6427970/cover.png)
Механизм подразумеваемых полномочий. Европейский Союз имеет право принимать решения, в том числе нормативные правовые акты, по тем вопросам общественной жизни, которые прямо не отнесены к компетенции Союза, но имеют значение для реализации его целей и задач; При выборе методов достижения цели нужно сначала использовать более мягкие средства и лишь затем переходить к более жестким (если результата… Читать ещё >
Дополнительная компетенция Европейского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Существуют правовые механизмы расширения компетенции ЕС без внесения изменений в Договоры. К этим внедоговорным механизмам относится дополнительная компетенция ЕС, а также расширение компетенции с помощью прецедентного права.
Дополнительная компетенция включает в себя три сферы:
- 1) механизм подразумеваемых полномочий. Европейский Союз имеет право принимать решения, в том числе нормативные правовые акты, по тем вопросам общественной жизни, которые прямо не отнесены к компетенции Союза, но имеют значение для реализации его целей и задач;
- 2) косвенное действие права Союза. Примерно соответствует методу аналогии права. Если та или иная сфера общественной жизни не урегулирована правом ЕС, однако цели и задачи Союза требуют применения наднационального права, применяются наиболее близкие по своей правовой природе нормы права ЕС;
- 3) механизм продвинутого сотрудничества. Это совокупность правил и процедур, в рамках которых осуществляется делегирование ЕС дополнительных полномочий со стороны отдельных государств-членов, которые решили «пойти дальше по пути интеграции». Этот механизм соответствует концепции «Европы разных скоростей» и применяется тогда, когда нс все государства-члены готовы продвинуться по интеграционному пути. Для применения этого механизма необходимы минимум девять государств. Остальные государства-члены могут присоединиться к этой группе, когда возникнут соответствующие условия.
![Дополнительная компетенция Европейского Союза.](/img/s/8/76/1281976_1.jpg)
Схема 2.5. Дополнительная компетенция Европейского Союза.
Принципы компетенции Европейского Союза
Лиссабонский договор осуществил систематизацию принципов компетенции (ст. 5 Договора о Европейском Союзе). К. основным таким принципам относятся: принцип наделения компетенцией, принципы субсидиарности и пропорциональности.
Принцип наделения компетенцией регулирует границы компетенции Союза. В соответствии с ним Союз действует только в пределах тех сфер общественной жизни и реализует только тс полномочия, которые переданы ему в соответствии с Договорами. Любая компетенция, не предоставленная Союзу государствами-членами, принадлежит им.
Принципы субсидиарности и пропорциональности мы рассмотрим далее отдельно.
![Принципы компетенции Европейского Союза.](/img/s/8/76/1281976_2.jpg)
Схема 2.6. Принципы компетенции Европейского Союза.
Принцип субсидиарности
Принцип субсидиарности закреплен в ст. 5 Договора о Европейском Союзе. Уточнению применения этого принципа посвящен Протокол о применении принципов субсидиарности и пропорциональности.
Принцип субсидиарности означает, что в областях, которые не подпадают под исключительную компетенцию Союза, Европейский Союз осуществляет деятельность, если цели конкретных мер не могут быть достигнуты в достаточной мере государствами-членами самостоятельно и поэтому в силу масштабов и результатов указанных мер могут быть достигнуты Союзом лучшим образом. Принцип ставит два условия для деятельности Союза по совместным с государствами-членами предметам ведения: I) Союз действует, если проблема не может быть решена государствами-членами самостоятельно; 2) Союз действует, если проблема может быть решена на уровне Союза лучшим образом, нежели на уровне государств-членов. Протокол о применении принципов субсидиарности и пропорциональности определяет три ориентира применения принципа субсидиарности: во-первых, наличие у проблемы транснациональных аспектов, которые нс могут быть эффективно урегулированы действиями государств-членов; во-вторых, отсутствие действий со стороны Союза противоречит требованиям Договора или существенно нарушает интересы государств-членов; в-третьих, наличие очевидных выгод в результате действий Союза.
Изначально принцип субсидиарности был частью католического социального учения и закреплен в серии папских энциклик конца XIX — начала XX в. Оттуда он и был воспринят правом ЕС. Однако следует оговориться, что в католическом учении он понимался значительно шире — личность виделась как автономное образование, власть над которым семья, государство и церковь имеют лишь в той мере, в кото;
![Принцип субсидиарности.](/img/s/8/76/1281976_3.jpg)
Схема 2.7. Принцип субсидиарности.
рой личность сама передает (делегирует) ее этим институтам. Субсидиарность предполагала, что делегирование властных полномочий более высоким уровням должно осуществляться исключительно в меру необходимости и в целях общего блага.
Принцип субсидиарности — средство децентрализации управления в ЕС, и он должен учитываться всеми ветвями европейской власти.
Принцип пропорциональности (соразмерности)
Этот принцип был введен в право ЕС Судом и в дальнейшем закреплен в последнем абзаце ст. 5 Договора о Европейском Союзе в качестве принципа деятельности Европейского Союза. Вопросам применения данного принципа посвящен специальный протокол «О применении принципов субсидиарности и пропорциональности» .
" Действия Союза не должны идти дальше того, что необходимо для достижения целей настоящего договора" (абз. 3 ст. 5 Договора о Европейском Союзе). В данном случае речь идет не о соответствии целям учредительного договора вообще, а о целях конкретных действий и решений ЕС, в том числе нормативных актов.
Принцип пропорциональности означает соответствие (пропорциональность) целей конкретных мер средствам, избранным для их достижения. Из этого следует, что:
- 1) средства для достижения целей не должны быть чрезмерными, т. е. не идти дальше того, что действительно необходимо (например, не привлекать к суровому наказанию за малозначительный проступок);
- 2) при выборе методов достижения цели нужно сначала использовать более мягкие средства и лишь затем переходить к более жестким (если результата можно достичь путем рекомендации, не следует прибегать к возложению юридических обязанностей).
![Принцип пропорциональности.](/img/s/8/76/1281976_4.jpg)
Схема 2.8. Принцип пропорциональности.
По отношению к правотворческой деятельности Союза это означает, что «Союз должен законодательствовать только в той мере, в которой это необходимо» (п. 6 Протокола). При этом «при прочих равных условиях директивам следует отдавать предпочтение перед регламентами, а рамочным директивам — перед детальными мерами» .
Выполнение принципа пропорциональности, как и субсидиарности, в первую очередь обеспечивает Комиссия, так как именно она готовит законопроекты и, следовательно, выбирает их правовую форму.
В тексте принятых актов соответствие принципу пропорциональности отмечается в преамбуле.