Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Различные походы к решению проблемы «седалища души» в античной науке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Со времен Аристотеля популярной стала мысль о том, что «седалищем души» является сердце. Отсутствие в мозге болевых точек, очевидная связь функционирования сердца с чувствами и душевными состояниями привели его к выводу о том, что мозг— всего лишь «холодильник» для крови. В массовом сознании идея о том, что любовь, дружба и ненависть связаны с сердцем, укоренилась чрезвычайно глубоко. Мысль… Читать ещё >

Различные походы к решению проблемы «седалища души» в античной науке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Издавна в странах Древнего Востока, как и в Древней Греции, конкурировали между собой две теории — «сердцецентрическая» и «мозгоцентрическая». Мысль о том, что мозг есть орган души, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону из Кротоны (VI век до н. э.), который пришел к такому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. Таким образом, учение о психике как продукте мозга зародилось благодаря тому, что была открыта прямая зависимость ощущений от строения мозга, а это, в свою очередь, стало возможным благодаря накоплению эмпирических фактов. Ощущения, по Алкмеону, — исходный пункт всей познавательной работы. Мозг доставляет (нам) ощущения слуха,.

Варианты решения проблемы.

Приверженцы данного решения проблемы.

Как именно решалась проблема.

«Мозгоцентрическая».

схема.

Алкмеон, Гиппократ, Герофил, Эразистрат (главным образом врачи).

Все функции души связаны с головным мозгом, изучали строение мозга, открыли желудочки и извилины коры мозга, связав количество извилин с умственным развитием человека и его отличием от животных.

«Сердцецентрическая».

схема.

Аристотель.

Мозг — нс орган души (психики), но аппарат, охлаждающий кровь, т. к. в нем нет болевых точек. Орган психики — сердце, т. к. его работа связана с душевными переживаниями.

Разные части души помешаются в разных частях тела.

Платон, Сократ, Демокрит.

Разум помешается в голове, т. к. она ближе всего к небесам, к «царству идей»;

мужество («гневливая часть души») помешается в грудной полости;

чувственная часть души (вожделения) помешается в брюшной полости.

зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой (прочности). Тем самым и другие психические процессы, возникающие из ощущений, связывались с мозгом, хотя знание об этих процессах (в отличие от знания об ощущениях) не могло опираться на анатомо-физиологический опыт. Вслед за Алкмеоном Гиппократ также трактовал мозг как орган психики, полагая, что он является большой железой.

К таким же выводам в эпоху эллинизма пришли врачи Герофил и Эразистрат из Александрии Египетской на основании анатомического исследования мозга. Они изучили извилины мозга (и связали их наличие с человеческим умом), желудочки мозга и влияние мозга на поведение живых людей (двигательный паралич, потеря чувствительности и т. п.).

Со времен Аристотеля популярной стала мысль о том, что «седалищем души» является сердце. Отсутствие в мозге болевых точек, очевидная связь функционирования сердца с чувствами и душевными состояниями привели его к выводу о том, что мозг— всего лишь «холодильник» для крови. В массовом сознании идея о том, что любовь, дружба и ненависть связаны с сердцем, укоренилась чрезвычайно глубоко.

Мысль о том, что разные части души локализованы в разных частях тела, возникла вследствие разграничения отдельных свойств и частей души. «Разумная часть души» располагается в голове, так она ближе всего к небесному царству идей, «гневливая часть души» — в груди, а все, что связано с нуждами тела («чувственная часть души»), — в брюшной полости.

Сегодня мы можем сказать, что две последние точки зрения базировались на умозрительных логических построениях (спекуляциях), а не на объективных фактах науки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой