Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эдикты магистратов. 
Введение в историю права. 
Древний мир

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эпоха принципата принесла новый вид формального источника эдиктов магистратов, а именно акты принцепса. Постановления принцепса имели силу закона (legis vigorem), поскольку, как заметил еще Гай, «ipse imperator per legem imperium accipiat» — «власть императора приобретается силой закона», а равно благодаря расширенному толкованию права принцепса регулировать условия общественной жизни… Читать ещё >

Эдикты магистратов. Введение в историю права. Древний мир (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Следующий большой вид источников ius — эдикты магистратов. Они появляются в Риме в качестве источника права только в период республики. Особый их расцвет приходится на время после издания законов XII таблиц. Причина появления этого вида источников права весьма проста. В случае, когда какое-либо лицо не находило защиты своих интересов при помощи ius civilis, оно обращалось к магистратам, особенно к высшим, с просьбой о помощи. Магистрат должен был проявить свое imperium и водворить в обществе мир и порядок. Если же говорить конкретно о преторе, то последний имел такую еще власть, как potestas interpretandi iuris civile, посредством которой он постепенно начинал в ходе своей деятельности формулировать новые нормы права. Таким образом, пробелы ius civile восполнялись нормами, составившими впоследствии особую отрасль ius honorarium или ius praetorium.

С такими формами преторского права, как actio, — в данном случае, конечно же, actio ex edicto, interdicta, exceptiones и cautio, полученное претором no lex Aebutia, студенты обычно знакомятся в курсе частного римского права, поэтому нас в данном случае будет интересовать только общее выражение права преторов — их эдикты. По вступлении в должность претор издавал инструкцию для самого себя, но одновременно и для окружающих, которая и называлась эдиктом. В нем претор писал приблизительно следующее: при таких-то и таких-то обстоятельствах я, претор имярек, насилия не потерплю, договора не признаю и т. п. В этом случае эдикт считался edictum perpetuum — т. е. постоянным, не обусловленным каким-то конкретным случаем, в отличие, например, от edictum repentinum — акта, изданного по конкретному поводу. В самом начале истории магистратов эдикт имел силу только для самого магистрата, но ко времени Цицерона преторский эдикт получил уже силу закона, сам Цицерон называл его lex annua, т. е. ежегодный закон. В эдикте в это время уже сформировалась постоянная и неизменная часть, которая переходит из эдикта одного магистрата в другой. Она называлась edictum tralaticium, что говорит о систематизации норм преторского права и превращении их в настоящую отрасль, оказавшую огромное влияние на гражданское право. Подтверждение этому находим в законе Корнелия 67 г. до Р. X., в котором запрещено было преторам отступать от постоянной части своих эдиктов.

В эпоху императора Адриана известному юристу Юлиану было поручено собрать в единый свод эдикты магистратов, обработать их, устранить противоречия и старые нормы права. Получившийся свод иреторского права (edictum perpetuum) Адриан в 131 г. по Р.Х. санкционировал своим актом. С этого времени считается, что развитие эдикта магистратов прекратилось. Адриановская кодификация преторских эдиктов служила в дальнейшем как источником права, так и материалом для его преподавания в юридических школах.

Эпоха принципата принесла новый вид формального источника эдиктов магистратов, а именно акты принцепса. Постановления принцепса имели силу закона (legis vigorem), поскольку, как заметил еще Гай, «ipse imperator per legem imperium accipiat» — «власть императора приобретается силой закона», а равно благодаря расширенному толкованию права принцепса регулировать условия общественной жизни, оформленное lex de imperio: «И да принадлежит ему право и власть такая, какая была у блаженной памяти Л is [уста, делать и исполнять все то, что он найдет полезным для государства и содействующим возвеличиванию религиозных, светских, общественных и частных дел» [Виллеме, 1890, т. 1, с. 493]. Сила закона самим актам принцепса сначала была дана при помощи фикции (legis vicem — как бы закона), прежде чем они уравнялись с нормами формальных законов. Таким образом, различают четыре вида актов принцепса, являющихся по своим видовым особенностям актами одного рода: constitutio principis. Ибо «constitutio principis est, quod imperator decreto vel edicto vel epistula constituit» — «конституция принцепса есть то, что император постановил декретом, эдиктом или посланием», и далее: «И никогда не было сомнения насчет того, что конституция принцепса имеет силу закона (leges vicim)» (Gai. 1. 5; ср.: D. 1. 4. 1 § 1).

  • 1. Edicta — по аналогии с эдиктами других магистратов, только в отличие от них, принцепс с самого начала издавал эдикты не для самого себя, а сразу для всех.
  • 2. Decreta — судебное решение, постановленное принцепсом. В этот период принцепс может истребовать к своему рассмотрению любое дело и решить его так, как считает нужным. В том случае, когда декрет принцепса основывается на новом толковании старой нормы права или же вообще формулирует новую форму права, то такой декрет становится источником права, его применяют по аналогии.
  • 3. Rescripta (epistolae) — ответ принцепса на запрос магистрата или частных лиц, которые сомневаются относительно применения той или иной нормы права при решении конкретного дела. Соответственно, и этот вид актов принцепса становился источником права тогда, когда формулировал новую норму права.
  • 4. Mandata — инструкция принцепса различным магистратам.

Сами акты принцепса начинают носить название constitutio, которые сначала имеют срочный характер, однако впоследствии считается ненужным для каждого нового принцепса подтверждать конституции своих предшественников, т. е. акты становятся бессрочными.

Дальнейшее свое развитие (хотя вернее было бы сказать — «деградацию») этот вид источника права получает в бревиариях королей варваров (Leges Romana Barbarorum), которые пытаются суррогатом различных конституций и кодексов императоров управлять находящимися под их властью осколками римского парода.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой