Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общенаучные методы познания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все методы научного познания в зависимости от широты их применения в различных областях науки и на различных уровнях научного познания можно разделить на два основных множества: общенаучные и частнонаучные. Множество общенаучных методов образуют те методы познания, которые применяются во всех основных областях науки (естествознание, математика, социально-гуманитарные науки, технические науки… Читать ещё >

Общенаучные методы познания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие научного метода

Понятия «метод», «методология», как и все общие понятия и категории языка, являются многозначными и потому требуют анализа и фиксации их различных значений. Так, понятие «метод» употребляется в четырех различных значениях: 1) как обозначение конкретного средства или отдельной операции осуществления какой-либо рода материальной (практической) или идеальной (познавательной) деятельности; 2) обозначение совокупности средств достижения некоторой цели; 3) обозначение жесткой (детерминированной) последовательности действий по применению определенных средств и операций для достижения цели (алгоритм деятельности) и 4) обозначение общего направления, пути, вектора познавательной или практической деятельности, ведущего к цели. Все указанные выше значения понятия «метод» широко используются в познавательной и практической деятельности и поэтому, несмотря на свое различие, одинаково законны. Мы считаем, что в рамках методологии науки наиболее целесообразно использовать понятие метод в его втором значении. Тогда понятие метода может быть определено следующим образом. Метод — это последовательность познавательных или практических действий, однозначно или вероятностно гарантирующая достижение цели (результата) определенного вида деятельности. Эта последовательность действий должна быть обозримой, конечной, воспроизводимой и общезначимой. Критерием адекватности (правильности) любого метода является успешность его применения на практике. Это определение метода является достаточно широким, так как относится к любому роду деятельности. Его конкретизация по отношению к такой особой сфере, как наука, будет выглядеть следующим образом. Научный метод — это общее имя, собирательное понятие для обозначения различного рода средств, используемых для получения, обоснования, проверки и применения всех видов и единиц научного знания. Метод коррелятивеп предмету познания и его цели. Поэтому существуют различия (подчас глубокие) между методами познания не только в разных по содержанию областях науки (математика, естествознание, социально-гуманитарные науки, технические и инженерные науки), но и на разных уровнях научного познания (чувственного, эмпирического, теоретического, метатеоретического), а также в отдельных науках и научных дисциплинах. В науке не существует некоего единого и универсального способа получения, обоснования и проверки разных видов научного знания. Все зависит от области науки, уровня научного познания и содержания конкретной единицы знания. Как показала история науки, а также история методологии научного познания, абсолютизация любого средства научно-познавательной деятельности в качестве универсального неминуемо ведет к неверным представлениям о научном познании в целом.

Все методы научного познания в зависимости от широты их применения в различных областях науки и на различных уровнях научного познания можно разделить на два основных множества: общенаучные и частнонаучные. Множество общенаучных методов образуют те методы познания, которые применяются во всех основных областях науки (естествознание, математика, социально-гуманитарные науки, технические науки). Множество частнонаучных методов познания образуют те методы, которые используются только в каком-то одном сегменте научного знания: та или иная область науки, тот или иной уровень научного знания, та или иная отдельная наука или научная дисциплина. Множество частнонаучных методов состоит из трех классов: 1) методы областей или отраслей научного знания (методы математики, методы естествознания, методы социальных и гуманитарных наук, методы технических и технологических наук); 2) методы уровней научного познания (чувственного уровня научного познания, эмпирического уровня, теоретического уровня, метатеоретического уровня); 3) специфические методы познания в отдельных науках и научных дисциплинах (методы физики, аналитической химии, молекулярной биологии, генетики, физиологии, медицины, социологии, педагогики, психологии, геологии, почвоведения, лингвистики, языкознания, математической логики, вычислительной математики и т. д.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой