Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое положение и охрана собственности Российской Федерации за границей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государственная собственность, как уже говорилось ранее, не может быть объектом насильственных мер со стороны государства местонахождения (арест, принудительное отчуждение и т. д.). В случае неисполнения каких-либо обязательств со стороны российского государства, его органов и организаций, государство, на территории которого находится российская собственность, не вправе наложить арест на нее… Читать ещё >

Правовое положение и охрана собственности Российской Федерации за границей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Что касается собственности РФ за границей, то в качестве таковой может выступать, во-первых, собственность бывшего СССР, которая в силу правопреемства и договоренностями с другими республиками перешла к РФ. Часть имущества оказалась за границей в ходе проведенной в 1917—1918 гг. национализации, часть — представляет собой полученное в ходе репараций после Второй мировой войны. В собственность РФ включается имущество государства, имущество государственных органов, вклады Банка России, морские и воздушные суда и др.

Государственная собственность, как уже говорилось ранее, не может быть объектом насильственных мер со стороны государства местонахождения (арест, принудительное отчуждение и т. д.). В случае неисполнения каких-либо обязательств со стороны российского государства, его органов и организаций, государство, на территории которого находится российская собственность, не вправе наложить арест на нее, продать с публичных торгов или зачесть в счет исполнения обязательств.

Особое положение государственной собственности приводит к ограничению действия «закона местонахождения вещи». В отличие от любой собственности иностранных лиц, к которой всегда применяется закон страны местонахождения вещи, в отношении собственности иностранного государства есть исключения. Принудительные меры в отношении государственной собственности могут применяться только с разрешения государства или его органов.

Согласно действующему российскому законодательству, в частности ГК РФ, государственная собственность РФ (в том числе и за рубежом) передается в хозяйственное ведение и оперативное управление. За государственным юридическим лицом закрепляется имущество, которым оно владеет, пользуется и распоряжается. Необходимо помнить, что имущество государственных юридических лиц, например государственные промышленные предприятия, самостоятельно занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, не пользуется иммунитетом, когда речь идет об обязательствах самого юридического лица. Если же претензия направлена самому государству или его органам, то государство может прямо заявить об иммунитете своей собственности, независимо от того, в чьем управлении находится это имущество.

Полномочия по передаче государственного имущества, относящегося к федеральной собственности в полное хозяйственное ведение, оперативное управление, в аренду осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Вопросы, связанные с зарубежной собственностью, регулируются Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2015 г. № 884 «Об управлении федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации»1.

Органом, осуществляющим контроль за собственностью РФ за рубежом, является Управление делами Президента РФ, которое согласно п. 5 Положения об Управлении делами Президента РФ осуществляет:

  • — на основании решения Правительства Российской Федерации функции полномочного представителя Российской Федерации в отношении находящегося во владении третьих лиц расположенного за пределами Российской Федерации недвижимого имущества бывшей Российской империи и бывшего СССР, в том числе недвижимого имущества его органов, организаций и учреждений, а также упраздненных государственных органов и организаций Российской Федерации, организует и обеспечивает поиск указанного имущества и надлежащее оформление права собственности Российской Федерации на него;
  • — от имени Российской Федерации защиту имущественных и иных интересов государства в отношении федерального имущества, расположенного за пределами Российской Федерации и находящегося во владении третьих лиц, а также по поручению Правительства Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации защиту имущественных и иных интересов государства в отношении иного федерального имущества; участвует в реализации межправительственных соглашений в указанной сфере, открывает свои представительства в иностранных государствах и организует их работу[1][2].

Что касается культурных ценностей и их сохранения как части культурного наследия России, был принят Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей»[3]. Основной целью этого акта является защита культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на них. Закон предусматривает условия международного сотрудничества в вопросах выявления и возвращения культурных ценностей.

Культурные ценности государств, насильственно изъятые и незаконно вывезенные с их территорий бывшими неприятельскими государствами; культурные ценности, которые являлись собственностью религиозных организаций или частных благотворительных учреждений, использовались исключительно в религиозных или благотворительных целях и не служили интересам милитаризма (или) нацизма (фашизма); культурные ценности, которые принадлежали лицам, лишенным этих ценностей в связи с их активной борьбой против нацизма (фашизма), в том числе в связи с их участием в национальном сопротивлении оккупационным режимам бывших неприятельских государств и коллаборационистским режимам, и (или) в связи с их расовой, религиозной или национальной принадлежностью, должны быть возвращены правопреемникам законных собственников, пострадавших от нацизма (фашизма), по их требованию.

Анализ изменений ГК РФ, внесенных Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. № 260-ФЗ и вступивших в силу с 1 января 2014 г., позволяет сделать некоторые выводы относительно правового регулирования в ГК РФ коллизионных вопросов договорных отношений собственности'.

  • — во-первых, действующее правовое регулирование относится к праву собственности и к иным вещным правам, что имеет важное значение в условиях увеличения количества сделок, затрагивающих имущественные отношения;
  • — во-вторых, определены коллизионные привязки для статических и динамических договорных отношений, касающихся вещных прав;
  • — в-третьих, в законе могут содержаться иные критерии определения тесной связи, чем это указано в п. 1 ст. 1213 ГК РФ;
  • — в-четвертых, по договорам в отношении находящихся на территории РФ земельных участков, участков недр и иного недвижимого имущества предусмотрена императивная коллизионная привязка к российскому праву.

Несомненно, реализованная законодателем реформа коллизионного регулирования отношений собственности и иных вещных прав в их многообразии направлена на совершенствование регулирования данной сферы отношений с иностранным элементом[4], призвана способствовать развитию договорной инициативы сторон и укреплению принципа гибкого регулирования как основополагающей тенденции современного развития МЧИ.

  • [1] Постановление Правительства РФ от 25.08.2015 № 884 «Об управлении федеральнымимуществом, находящимся за пределами Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 07.09.2015. № 36. Ст. 5028.
  • [2] Указ Президента РФ от 17.09.2008 № 1370 «Об Управлении делами Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 22.09.2008. № 38. Ст. 4277.
  • [3] См.: Закон РФ от 15.04.1993 № 4804−1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» //Ведомости СПД и ВС РФ. 1993. № 20. Ст. 718.
  • [4] Подробнее см.: Вилкова Н. Г. Право собственности в международном частном правеРоссийской Федерации / Международный коммерческий арбитраж и вопросы частногоправа: сборник статей / Н. Г. Вилкова [и др.]; сост. и отв. ред. И. П. Грешников. М.: Статут, 2015. С. 145−156.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой