Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационное взаимодействие в правоохранительной сфере

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С 2007 г. общие принципы обмена информацией между полицейскими, таможенными и иными национальными органами по предотвращению и обнаружению преступлений («репрессивными службами» государств-членов) регулирует Рамочное решение 2006/960/Г1ВД Совета от 18 декабря 2006 г. об упрощении обмена информацией и сведениями между репрессивными службами государств — членов ЕС. Согласно этому законодательному… Читать ещё >

Информационное взаимодействие в правоохранительной сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из главных тенденций развития сотрудничества государств — членов ЕС в борьбе с преступностью после вступления в силу Шенгенской конвенции 1990 г. и, особенно Конвенции 2000 г., служит перенос центра тяжести со взаимодействия центральных органов (министерств юстиции и др.) на прямые контакты между всеми звеньями правоохранительной системы разных государств-членов.

В результате количество субъектов сотрудничества многократно возросло. Наряду с центральными ведомствами 27 государств-членов в нем теперь участвуют сотни судов, территориальных подразделений прокуратуры, разбросанных по всем уголкам территории ЕС. Соответственно, возник вопрос о том, какие формы и средства коммуникации лучше использовать для обеспечения контактов столь большого числа органов.

Решение данной проблемы в законодательстве ЕС в настоящее время осуществляется, но нескольким направлениям.

Первое направление — установление оснований и порядка информационного обмена между правоохранительными органами государств-членов. Как уже отмечалось выше, «спонтанный обмен сведениями» об уголовных преступлениях и административных правонарушениях может производиться между всеми судебными органами государств-членов (ст. 7 Конвенции 2000 г.).

Нормы Шенгенской конвенции регулируют обмен информации между полицейскими службами государств-членов. В соответствии с ее ст. 46 государство-член по собственной инициативе может направить другому любую «информацию, которая способна иметь важное значение… в целях воспрепятствования будущим преступлениям, пресечения преступлений или предотвращения угроз общественному порядку и общественной безопасности». Такого рода информация передается через центральные органы, а в «особо неотложных случаях» — непосредственно между заинтересованными полицейскими ведомствами.

Шенгенская конвенция (ст. 44), кроме того, предусматривает создание в приграничных районах линий спецсвязи (телефонной и др.) между полицейскими и таможенными органами соседних государств-членов.

С 2007 г. общие принципы обмена информацией между полицейскими, таможенными и иными национальными органами по предотвращению и обнаружению преступлений («репрессивными службами» государств-членов) регулирует Рамочное решение 2006/960/Г1ВД Совета от 18 декабря 2006 г. об упрощении обмена информацией и сведениями между репрессивными службами государств — членов ЕС[1]. Согласно этому законодательному акту передача запрашиваемых сведений относительно тяжких преступлений должна производиться в течение недели с момента получения запроса, а в экстренных случаях — в течение восьми часов. Для иных преступлений этот срок составляет две недели. В целях обмена информацией допускается использовать «любые каналы международного сотрудничества» по усмотрению заинтересованных служб.

Наряду с общими правилами информационного обмена ЕС издал множество актов, которые посвящены специальным категориям информации или ее носителей. Так, Решение 2000/642/ПВД Совета от 17 октября 2000 г. о правилах сотрудничества между отделами финансовой разведки в области обмена информацией[2] установило процедуру обмена сведениями, которые необходимы для борьбы с отмыванием капиталов. Любая относящаяся к делу информация в этой области предоставляется отделом финансовой разведки одного государства-члена на основании запроса аналогичного ведомства другого государства-члена. При этом запрос должен сопровождаться кратким изложением фактических обстоятельств, которые побудили обратиться за подобными сведениями;

Решение 2001/419/ПВД Совета от 28 мая 2001 г. о передаче образцов регламентируемых продуктов[3] зафиксировало порядок пересылки экземпляров наркотических средств или психотропных веществ, которые оказались в распоряжении правоохранительных органов одного государства-члена, но могут потребоваться другим государствам — членам ЕС при расследовании соответствующих уголовных дел.

Решение 2008/615/ПВД Совета от 23 июня 2008 г. об углублении трансграничного сотрудничества, в частности, в целях борьбы с терроризмом и трансграничной преступностью[4] предусмотрело обмен между компетентными органами государств-членов такими видами информации, как профили ДНК и отпечатки пальцев физических лиц (например, обвиняемых); данные о регистрации транспортных средств; данные о «крупных мероприятиях трансграничного характера» (например, чемпионатах мира или других международных спортивных соревнованиях); персональные данные и иная информация в отношении лиц, которые могут представлять террористическую опасность[5].

В Решении 2008/615/ПВД и в принятом одновременно с ним еще одном законодательном акте — Решении 2008/617/ПВД Совета от 23 июня 2008 г. об улучшении сотрудничества между специальными интервенционными подразделениями государств — членов ЕС в кризисных ситуациях[6] — также предусмотрены дополнительные формы сотрудничества и совместных мероприятий национальных правоохранительных органов, выходящие за рамки простого обмена информацией.

К ним относятся, в частности, проведение «совместных патрулей» и «иных форм совместных операций», в рамках которых полицейские и другие должностные лица одного государствачлена участвуют в операциях, проводимых на территории другого государства-члена (в том числе с использованием оружия и боеприпасов); взаимное содействие в случае проведения массовых мероприятий, при стихийных бедствиях и несчастных случаях (обмен информацией, координация полицейских мер, предоставление оборудования и личного состава по просьбе другого государства-члена).

В случае кризисных ситуаций правоохранительные органы государств-членов могут оказывать помощь любому из них, нуждающемуся в поддержке, путем направления на его территорию и по его просьбе «специальных интервенционных подразделений» (франц. unites speciales (Vintervention).

В области борьбы с торговлей наркотиками законодательством ЕС также предусмотрен обмен информацией о химическом составе и свойствах отдельных видов наркотиков, о новых препаратах, которые могут использоваться в качестве наркотических средств и психотропных веществ. Соответствующие правила были установлены в Общей акции 69/698/ПВД Совета от 29 ноября 1996 г. об обмене информацией в отношении определения химических свойств наркотиков с целью улучшить сотрудничество между государствами-членами в области борьбы с незаконной торговлей наркотиками[7] и в Решении 2005/387/ПВД Совета от 10 мая 2005 г. об обмене информацией, оценке рисков и контроле в отношении новых психоактивных веществ[8].

На основании результатов информационного обмена и научных экспертиз Совет ЕС уполномочен издавать нормативные акты, признающие определенный препарат в качестве нового вида наркотика со всеми вытекающими отсюда последствиями: изъятие из свободного оборота, уголовное преследование распространителей и т. д. (см. 27.2).

Важным фактором для предотвращения массовых беспорядков и хулиганства на территории ЕС служит обязанность каждого государства-члена через центральные органы информировать остальные государства-члены «о случаях, когда в другие государства-члены в целях участия в массовых собраниях направляются достаточно многочисленные группы лиц, способные представлять угрозу общественному порядку и безопасности». Данная обязанность была предусмотрена в Общей акции 97/339/ПВД Совета от 26 мая 1997 г. о сотрудничестве в сфере общественного порядка и безопасности[9].

Применительно к борьбе с беспорядками и хулиганством со стороны футбольных болельщиков было издано Решение 2002/348/ПВД Совета от 25 апреля 2002 г. о безопасности в ходе проведения футбольных матчей международного характера[10]. Согласно Рамочному решению 2002/348/Г1ВД в каждом государстве-члене должен быть создан особый «информационный пункт» по вопросам футбола.

Информационный пункт по вопросам футбола во взаимодействии с аналогичными учреждениями других государств-членов координирует обмен информацией между полицейскими службами государств — членов ЕС, на территории которых проходят международные футбольные матчи. На информационный пункт также возлагается анализ рисков, порождаемых болельщиками национальных футбольных клубов.

Информационные пункты по вопросам футбола государствчленов производят обмен как сведениями общего характера, так и персональными данными, в частности, «в отношении индивидов, которые представляют или могут представлять опасность для общественного порядка и общественной безопасности».

В целях преследования в уголовном или административном порядке нарушителей правил дорожного движения государствачлены уполномочены получать доступ к базам данных друг друга, в которых содержатся данные о зарегистрированных на их территории транспортных средствах, например, когда видеокамера на автомобильной дороге Германии фиксирует превышение скорости автомобилем с французскими номерами. Правовые основы и порядок подобного обмена информацией, позволяющего установить личность владельца транспортного средства, нарушившего правила дорожного движения в другом государстве-члене, закрепила Директива 2011/82/ЕС Европейского парламента и Совета от 25 октября 2011 г. о трансграничном обмене информацией, касающейся нарушений в области безопасности дорожного движения[11].

Нормы о взаимном обмене информацией между правоохранительными органами государств-членов также содержатся в других правовых актах ЕС, посвященных отдельным формам преступности или способам борьбы с ней, например, в Решении 2000/375/ПВД Совета от 29 мая 2000 г. о борьбе с детской порнографией в Интернете[12], Решении 2007/345/ПВД Совета от 6 декабря 2007 г. о сотрудничестве между бюро по взысканию авуаров государств-членов в области выявления и идентификации преступных доходов или другого имущества, связанного с преступлениями[13], актах по вопросам выявления и анализа фальшивых денежных знаков евро (см. 10.2) и др.

Вторым направлением информационного взаимодействия государств — членов ЕС в правоохранительной сфере является обмен на двусторонней основе специальными представителями, ответственными за взаимные контакты. В данном случае предметом обмена являются не информация как таковая или ее материальные носители, а должностные лица правоохранительных органов: органы суда, прокуратуры, полиции разных государств-членов взаимно «обмениваются» своими сотрудниками в целях поддержания взаимосвязи на постоянной основе.

Сотрудник правоохранительного органа, которого направляют (откомандировывают) в другое государство-член, выступает в роли посредника, «связного», через которого осуществляются контакты откомандировавшего его органа и органа другого государства-члена, куда он прикомандирован.

Должностные лица, отправляемые в расположение правоохранительных органов других государств-членов, именуются по-разному в зависимости от того, чьими представителями они выступают:

  • — «офицеры по связи» (франц. officiers de liaison) являются сотрудниками полиции, которых одно государство-член откомандировывает на постоянной или временной основе в полицейские службы другого государства-члена. Обмен офицерами по связи предусмотрен Шенгенской конвенцией 1990 г. (ст. 47) и осуществляется на основании специальных соглашений между заинтересованными государствами-членами[14];
  • — «магистраты по связи» (франц. magistrate de liaison) выступают в качестве «связных» между органами суда и прокуратуры разных государств-членов. Государства-члены откомандировывают данных магистратов также на основании специальных соглашений (первое из них заключила в 1993 г. Франция с Италией)[15]. Правовой основой для подобных договоренностей в дальнейшем стала Общая акция 96/277/ПВД Совета от 22 апреля 1996 г. о правовой основе для обмена магистратами по связи в целях улучшения судебного сотрудничества между государствамичленами Европейского Союза[16]. В соответствии с Общей акцией 96/277/ПВД магистраты по связи призваны осуществлять «любую деятельность», которая даст возможность улучшить и ускорить взаимодействие судебных органов разных стран, в том числе информационный обмен.

Аналогично полицейским и судебным органам специальными «агентами по связи» (франц. agents de liaison) могут обмениваться таможенные службы государств — членов ЕС на основании Конвенции о взаимном содействии и сотрудничестве между таможенными администрациями 1997 г.

В качестве третьего направления информационного взаимодействия государств-членов в правоохранительной сфере выступает учреждение «контактных пунктов» (англ, contact points) франц. points de contact), сотрудники которых отвечают за поддержание взаимосвязей с другими странами, включая пересылку запросов о правовой помощи. Контактные пункты разных государств-членов, в свою очередь, обычно объединяются в «сеть», функционирующую на постоянной основе (англ, network; франц. reseau). При этом в отличие от офицеров (магистратов, агентов) по связи, которых отправляют за рубеж, контактные пункты учреждаются непосредственно на территории заинтересованного государства, в том числе в структуре национальных судов, прокуратур, министерств внутренних дел и юстиции.

Первой и важнейшей информационной сетью, объединившей органы уголовной юстиции государств-членов, стала Европейская судебная сеть (англ. European Judicial Network) франц. Reseau judiciaire europeen). Она была учреждена в 1998 г.

В целях сбора и обмена теоретической и практической информацией о преступности внутри ЕС и способах борьбы с нею функционирует Европейская сеть по предотвращению преступности (франц. Reseau europeen de prevention de la criminalite)[17]. В роли контактных пунктов этой сети (не более трех в каждом государстве-члене) могут выступать не только правоохранительные органы, но и университеты, научно-исследовательские учреждения.

Еще одна специализированная информационная сеть образована в 2002 г. применительно к наиболее тяжким формам международной преступности: Европейская сеть контактных пунктов в отношении лиц, ответственных за геноциду преступления против человечности и военные преступления (франц. Reseau europeen de points de contact en ce qui conceme les personnes responsables de genocidey de crimes contre Vhumanite et de crimes de guerre)[18]. Она состоит из контактных пунктов (один на каждое государство-член), специализирующихся на сборе и анализе информации об указанных видах преступлений.

Европейская информационная сеть по вопросам расизма и ксенофобии (франц. Reseau europeen d’information sur le racisme et la xenophobie — Raxen) объединила исследовательские центры в рамках государств-членов и университетов, а также международные и неправительственные организации. Эта сеть была образована под эгидой специализированного учреждения ЕС (Европейского наблюдательного центра в отношении проявлений расизма и ксенофобии), созданного в 1997 г. и преобразованного в 2007 г. в учреждение с более широким кругом задач — Агентство Европейского Союза по основным правам[19].

Аналогичная сеть функционирует в рамках другого специализированного учреждения ЕС — Европейского наблюдательного центра в отношении наркотиков и наркомании (см. 27.5). Она называется Европейская информационная сеть в отношении наркотиков и наркомании (франц. Reseau еигорёеп ({'information sur les drogues et les toximanies — Reitox).

Заслуживает упоминания и Сеть контактных пунктов против коррупции (франц. Reseau de points de contact contre la corruption). Созданная в 2008 г.[20] эта сеть призвана способствовать формированию и повышению эффективности антикоррупционной политики ЕС (см. 27.2). Ее элементами выступают органы и агентства государств-членов, ответственные за предотвращение и борьбу против коррупции (от одного до трех контактных пунктов на каждое государство-член). В работе сети также участвуют представители Европейской комиссии и правоохранительных учреждений ЕС, таких как Европол и Евроюсг (см. 27.5).

Важнейшими задачами Сети контактных пунктов против коррупции являются создание «форума, обеспечивающего возможность обмена на уровне Европейского Союза информацией об эффективных мерах и достигнутом опыте в области предотвращения и борьбы против коррупции», а также содействие «установлению и активному поддержанию контактов между ее членами».

В некоторых случаях контактные пункты, ответственные за информационное взаимодействие с другими государствамичленами, могут функционировать вне рамок специальных сетей. Примером являются контактные пункты, ответственные за обмен информацией об угонах автомобилей и иных преступных посягательствах на транспортные средства (по одному контактному пункту в каждом государстве-члене)[21].

Четвертое приоритетное направление информационного взаимодействия в правоохранительной сфере между государствами — членами ЕС, приобретающее сегодня все большую актуальность, основано на использовании новейших компьютерных технологий в целях сбора, хранения и взаимного обмена между государствами-членами необходимой информации. Речь идет о создании единых информационных систем и компьютеризированных баз данных, которые предоставляются в общее пользование органов полиции, прокуратуры и суда всех государств — членов ЕС.

Важнейшей правоохранительной информационной системой ЕС является Шенгенская информационная система, посредством которой, в частности, обеспечивается передача данных («информационных запросов») о разыскиваемых лицах, украденных или пропавших денежных средствах и т.н. (см. 22.7). Ценным инструментом аккумулирования информации, особенно в области организованной преступности, также служит Информационная система Европола (см. 27.5).

Кроме Шенгенской информационной системы и Информационной системы Европола в рамках ЕС созданы или ведется работа по созданию ряда информационных систем специального назначения[22]. Так, в 1998 г. Советом ЕС была учреждена Европейская система хранения изображений поддельных и действительных документов, сокращенно FADO (англ. False and Authentic Documents)[23]. Система FADO должна функционировать посредством специальных каналов Интернета под общим руководством Генерального секретариата Совета ЕС[24]. Она служит цели обеспечить все государства-члены информацией о поддельных документах, которые могут иметь хождение на территории ЕС.

В базу данных FADO подлежат включению следующие категории информации в компьютерном формате:

  • — образцы (изображения) поддельных или искаженных документов;
  • — образцы действительных документов;
  • — общие сведения о технических приемах изготовления фальшивых документов;
  • — общие сведения о технических средствах защиты от подделок.

Таможенная информационная система, сокращенно SID (франц. Systeme d’infonnation douaniere), функционирует на основании специальной конвенции, подписанной государствами — членами ЕС, подготовленной в 1995 г. Советом ЕС[25].

Цель, ради которой создана SID, состоит в содействии предотвращению и расследованию правонарушений в таможенной сфере посредством оперативного обмена сведениями между государствами-членами. В центральную базу данных системы (она должна быть подключена к терминалам во всех государствахчленах) государства-члены заносят различные категории данных (о лицах, товарах, транспортных средствах и др.), которые могут быть необходимы для обнаружения и расследования таможенных правонарушений в других государствах-членах. Этой цели также способствует действующая в рамках SID электронная «Идентификационная картотека дел по таможенным расследованиям», сокращенно FIDE (франц. Fichier d’identification des dossiers d’enquetes douanieres). Управление и техническое обеспечение работы Таможенной информационной системой возложено на Европейскую комиссию.

Существенный вклад в борьбу с трансграничной преступностью призвана вносить и Европейская информационная система в отношении судебных картотек, сокращенно ECRIS (англ. European Criminal Records Information System).

Законодательство, устанавливающее правовые основы ECRIS, принято в 2009 г.[26] В соответствии с этим законодательством сведения о судимостях человека должны, в первую очередь, аккумулироваться в судебной картотеке государства-члена, гражданином которого он является. Эти сведения передаются ему другими государствами-членами, в которому лицу вынесен обвинительный приговор. Аналогичные сведения также могут передаваться третьими странами, где был осужден гражданин соответствующего государства-члена.

В дальнейшем государство-член обязано в течение 10 рабочих дней передавать сведения о судимостях своего гражданина по запросу любого другого государства-члена, в котором этот гражданин подвергается новому уголовному преследованию.

В настоящее время Европейская комиссия изучает возможность создания аналогичной системы для обмена информацией из полицейских реестров государств-членов, которая предположительно будет называться «Европейская информационная система в отношении полицейских реестров», сокращенно EPRIS (англ. European Police Registers Information System)E.

  • [1] JO. 2006. L 386.
  • [2] JO. 2000. L 271.
  • [3] JO. 2001. L 150.
  • [4] JO. 2008. L 210.
  • [5] Решение 2008/615/ПВД воспроизвело и заменило собой основные положения, которые первоначально были установлены международным договором, подписанным в 2005 г. семью государствами — членами ЕС в немецком городеПрюм: Договор между Королевством Бельгия, Федеративной Республикой Германия, Королевством Испания, Французской Республикой, Великим Герцогством Люксембург, Королевством Нидерланды и Австрийской Республикойоб углублении трансграничного сотрудничества, в частности, в целях борьбыс терроризмом, трансграничной преступностью и нелегальной иммиграцией (Прюмский договор). Прюмский договор неофициально (в средствах массовойинформации) именуется «Шенген III» или «Шенген плюс», поскольку он расширил и дополнил механизмы полицейского сотрудничества, изначально заложенные в разд. III «Полиция и безопасность» Шенгенской конвенции 1990 г. См. Бирюков М. М. Европейское право до и после Лиссабонского договора. М. :Научная книга, 2010. С. 116. Порядок реализации Решения 2008/615/ПВДрегулирует другой правовой акт, также изданный Советом ЕС 23 июня 2008 г.:Решение 2008/616/ПВД Совета о претворении в жизнь Решения 2008/615/ПВДоб углублении трансграничного сотрудничества, в частности, в целях борьбыс терроризмом и трансграничной преступностью //JO. 2008. L 210.
  • [6] JO. 2008. L 328.
  • [7] JO. 1996. L 322.
  • [8] JO. 2005. L 127. В конце 2011 г. Совет ЕС предложил Европейской комиссии подготовить новые законопроекты, направленные на совершенствованиеобмена информации, оценки рисков и контроля в этой области. Вместе с другими проектируемыми мерами, направленными на сдерживание оборота синтетических наркотиков в ЕС, соответствующие предложения изложены в «Европейском пакте по борьбе с новыми синтетическими наркотиками», одобренномна сессии Совета ЕС 27—28 октября 2011 г. См.: Pacte europeen рои la luttecontre les drogues de synthese // 3121 erne Conseil «Justice et affaires interieures», Luxembourg, les 27 et 28 octobre 2011. Европейский пакт, но борьбе с новымисинтетическими наркотиками 2011 г. является политическим документом (программой действий) и сам по себе не обладает обязательной юридической силой.
  • [9] JO. 1997. L 147.
  • [10] JO. 2002. L 121.
  • [11] JO. 2011. L 288.
  • [12] JO. 2000. L 138.
  • [13] JO. 2007. L 332.
  • [14] Государства-члены также направляют отдельный корпус офицеровпо связи в штаб-квартиру Европола (см. 27.5).
  • [15] L’Europe judiciaire. Р. 114.
  • [16] JO. 1996. L 105.
  • [17] Учреждена решением Совета ЕС, принятым в 2001 г. (JO. 2001. L 153).В настоящее время функционирует на основании Решения 2009/902/ПВДСовета от 30 ноября 2009 г. об учреждении Европейской сети, но предотвращению преступности (ЕСПП) //JO. 2009. L 321.
  • [18] Решение 2002/494/ПВД Совета от 13 июня 2002 г. о создании Европейской сети контактных пунктов в отношении лиц, ответственных за геноцид, преступления против человечности и военных преступлений //JO. 2002. L 167.
  • [19] Об Агентстве Европейского Союза по основным правам см. общую часть (т. 1) настоящего учебника (5.6).
  • [20] Решение 2008/852/ПВД Совета от 24 октября 2008 г. о Сети контактныхпунктов против коррупции // JO. 2008. L 301.
  • [21] Правовой основой создания и взаимодействия подобных контактных пунктов стало Решение 2004/919/ЕС Совета от 22 декабря 2004 г. о борьбе с преступностью в отношении транспортных средств, имеющей трансграничные последствия //JO. 2004. L 389.
  • [22] Подробный анализ всех существующих и проектируемых информационных систем ЕС правоохранительного характера изложен в специальномсообщении Европейской комиссии для Европейского парламента и Совета ЕС"Общая характеристика управления информацией в области свободы, безопасности и правосудия" от 20 июля 2010 г. См.: Communication de la Commission auParlement europeen et au Conseil «Presentation generale de la gestion de l’informationdans le domaine de la liberte, de la securite et de la justice» // Bruxelles, le 20.7.2010.COM (2010) 385 final.
  • [23] Общая акция 98/700/ПВД Совета от 3 декабря 1998 г. о создании Европейской системы хранения изображений (FADO) //JO. 1998. L 333.
  • [24] Как и в Шенгенской информационной системе сведения от государств-членов поступают сначала на центральный компьютер в Генеральном секретариатеСовета, а затем уже пересылаются государствам-членам.
  • [25] Конвенция об использовании информационных технологий в таможеннойсфере 1995 г.
  • [26] Рамочное решение 2009/315/ПВД Совета от 26 февраля 2009 г. об организации и содержании обменов информацией, извлеченной из судебной картотеки, и Решение 2009/316/ПВД о создании Европейской информационной системыв отношении судебных картотек //JO. 2009. L 93.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой