Стратегия диверсификации предусматривает производство товаров и услуг, отличающихся от ее базовых. Различают связанную и несвязанную диверсификацию.
Стратегия связанной диверсификации означает производство новых товаров и услуг, прямо или косвенно аналогичных базовым.
Пример стратегии связанной диверсификации — приобретение ОАО «Северсталь» ряда компаний: ОАО «УАЗ», Орловский завод металлоконструкций. К основным причинам приобретения ОАО «УАЗ» относят, во-первых, финансовую стратегию — несовпадение фаз циклических колебаний в автомобильной и сталелитейной промышленности позволяет снизить потери от изменения рыночной конъюнктуры и, во-вторых, стратегию входа на рынок — автомобильный рынок в России достаточно привлекателен[1].
Стратегия ?1есвязанной (конгломератной) диверсификации означает производство товаров и услуг, совершенно не связанных с основной деятельностью компании.
Пример стратегии несвязанной диверсификации — компания по производству машиностроительного оборудования открывает производство пищевых продуктов.
Связанную диверсификацию целесообразно использовать в следующих условиях[2]:
- • основная область деятельности компании испытывает уменьшение объема продаж и прибыли;
- • добавление новых связанных продуктов и услуг значительно стимулирует продажи имеющихся продуктов и услуг;
- • новые связанные продукты и услуги могут быть предложены по высококонкурентным ценам;
- • новые связанные продукты и услуги имеют сезонные уровни продаж, которые сбалансируют существующие пики и спады в деятельности компании;
- • производимые компанией продукты находятся в стадии упадка их жизненного цикла.
Несвязанная диверсификация считается стратегией высокого риска при следующих условиях[3]:
- • в отрасли, в которой в основном действует компания, наблюдается сокращение годовых объемов продаж и прибыли;
- • компания имеет необходимые ресурсы и талантливых управляющих для успешной конкуренции в новой отрасли производства;
- • компания имеет средства для приобретения не связанного с ней предприятия, являющегося привлекательной возможностью вложения средств;
- • существующие рынки компании для реализации выпускаемых продуктов насыщены;
- • законодательство, ограничивающее конкуренцию, может быть использовано против компании, которая исторически концентрировалась в одной отрасли.
- [1] Терло В. В. Особенности слияния и поглощения в России на примере ОАО «Северсталь». URL: http://www.altrc.ru/library/53/osobennoti-sliyaniya-i-pogloshchniya-v-rossii-na-primere-oao-severstal/; «Северсталь-метиз» стал «Отличным поставщиком» УАЗа. URL: http://www.sevcrstal.com/rus/mcdia/news/documcnt4168.phtml (дата обращения: 28.10.2015).
- [2] Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика; Его же. Стратегическийменеджмент: учебник…
- [3] Зуб Л. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика; Его же. Стратегическийменеджмент: учебник …