Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Игровая психотерапия. 
Основы психиатрии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данное направление психотерапии стало развиваться с 20-х гг. XX в. на примере аналитической и коррекционно-лечебной работы с детьми (Я. Морено, А. Фрейд, М. Клайн (J. Moreno, A. Freud, М. Klein) и др.). Играя, человек одновременно переживает и условность ситуации, и реальность происходящего. В спонтанной игре характер преодоления трудностей и препятствий играющим отражает стиль его поведения… Читать ещё >

Игровая психотерапия. Основы психиатрии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данное направление психотерапии стало развиваться с 20-х гг. XX в. на примере аналитической и коррекционно-лечебной работы с детьми (Я. Морено, А. Фрейд, М. Клайн (J. Moreno, A. Freud, М. Klein) и др.). Играя, человек одновременно переживает и условность ситуации, и реальность происходящего. В спонтанной игре характер преодоления трудностей и препятствий играющим отражает стиль его поведения в повседневной жизни и его умения преодолевать разного рода барьеры. Таким образом, игра как бы раскрывает душевные проблемы, внутриличностные и межличностные проблемы отношений, которые существуют у человека в реальности. В то же время специально организованные психотерапевтом игры с пациентом позволяют перестроить неудачную систему отношения у заболевшего человека. Руководствуясь такими представлениями, Я. Морено создал лечебный театр.

Наблюдения за играющими детьми показывают, что содержанием ролевой игры являются обычно отношения между людьми через действия с предметами в различных ситуациях. Игра стимулирует развитие отстающих высших психических функций ребенка, тренирует навыки деятельности, необходимые для данной возрастной группы детей. Она раскрепощает воображение, выполняет символическую функцию, позволяет выразить себя и свои проблемы через действия, а не через слова, что особенно важно для детей раннего и дошкольного возраста. У психотерапевта есть возможность вступить в общение с ребенком на уровне его возможностей, используя средства, удобные для ребенка.

Методы игровой психотерапии. Есть методы игровой психотерапии, которые часто используются при работе с детьми. Например, в рамках недирективного стиля ведения психотерапии применяется метод конгруэнтной коммуникации, в центре которого стоит техника эмпатического активного слушания. При этом психотерапевт не дает ребенку советов, разъяснений, но старается точно описывать эмоции и поведение маленького пациента, предоставляя ему полную свободу в действиях и всячески выражая ему понимание его желаний, чувств и действий.

В игровой психотерапии может быть использован метод систематической десенсибилизации, при котором в игровой форме воспроизводится травмирующая психику ребенка ситуация, где он реально действует в воображаемой ситуации. Постепенно от занятия к занятию психотерапевт сближаег воображаемую ситуацию с реальной, но при этом у ребенка не будут наблюдаться болезненные формы реагирования.

Наконец, в игровой психотерапии нередко используется метод поведенческого тренинга. В этом случае в процессе специально организуемых игр происходит обучение ребенка адекватным формам поведения в трудных для него ситуациях (как и в предыдущих методических приемах, проработка ситуаций и действий в таких ситуациях происходит в воображаемой, представляемой ситуации, но реальными действиями).

Техника десенсибилизации и поведенческого тренинга отчетливо видна, например, в репертуаре психотерапевтических игр, используемым А. И. Захаровым, И. Ромазан, Т. Чередниковой и др. Допустим, с ребенком прорабатывается ситуация, когда взрослый человек разгневан и кричит на него. Разыгрываются сценки, в которых взрослый кричит и ругается, а ребенок показывает, что ему страшно и просит не кричать так ужасно, либо спрашивает, что ему нужно сделать, чтобы взрослый так не ругался. Такие сценки разыгрываются и с куклами, но в обоих случаях совершается обмен ролями среди играющих детей. Или, например, дети и их родители совместно играют в футбол и выкрикивают типичные для их дома угрозы и ругательства, что постепенно нейтрализует страх ребенка перед наказанием.

Игровая психотерапия в форме имаготерапии (И. Е. Вольперт) и особенно психодрамы (Я. Морено) получила широкое распространение не только для лечения детей, но и взрослых пациентов.

При имаготерапии психотерапевт ставит спектакли, роли в которых распределяются в соответствии с задачами для пациентов проанализировать свои проблемы через переживания их персонажей и действовать в соответствии с особенностями личности героя в предлагаемых в спектакле обстоятельствах. Таким образом осуществляется тренинг необходимого поведения. Предположим, робкому, застенчивому мужчине предлагается роль Дон Жуана или грубоватому несдержанному человеку дается роль мягкого, уступчивого героя, а тревожному и нерешительному — роль смелого и отчаянного. Самоанализ, катарсис, нахождение для себя новых решений и действий в проблемных ситуациях осуществляется под руководством психотерапевта, главным образом при выполнении пациентом драматических этюдов на необходимую тему и на репетициях спектакля.

В психодраме пациенты воспроизводят в драматическом действии значимые события своей жизни, в том числе психотравмирующие. При этом сцены разыгрываются по принципу «здесь и сейчас», и главное в сценах — не столько рассказать, сколько показать. Именно действие способствует пояснению проблемы, достижению катарсиса, инсайта, реорганизации старых стереотипов реагирования и нахождению новых перспективных форм поведения.

Пациент в психодраме является одновременно и творцом своей пьесы жизни, и ее главным героем, и исследователем самого себя. В то же время другие пациенты, наблюдая за действиями главного героя (протагониста), эмоционально реагируют на события, получают возможность анализировать и собственные переживания, узнавать и прорабатывать свои проблемы, когда они прямо или косвенно отражаются в реакциях и поведении протагониста.

В психодраматической игре пациент перемещает в настоящее какое-то прошлое переживание или воображаемое событие. Актуализация прошлого или работа над воображаемым в ключе проблемы позволяет протагонисту открыть в себе нечто неизвестное, взглянуть на себя, свою проблему и заболевание иначе, найти новое перспективное для себя решение.

Психотерапевтический сеанс с группой пациентов продолжается обычно один час. Работа начинается с первой стадии — «разогрева». В этой стадии протагониста необходимо привести физически и психически к высокой готовности сыграть свою психодраматическую сцену, максимально свободно, открыто и достоверно показать в действии собственную проблему. Для этого психотерапевт работает над двигательной активностью больного, дает упражнения на воображение, фантазию, на драматизацию внутренних психических процессов и пр. Важно при этом не касаться основной проблемы пациента.

Вторая стадия работы — это стадия психодраматического действия. Пациент сам или с помощью вспомогательных лиц предъявляет в действии свою проблему, показывает масштаб ее значимости для его жизни. Во время разыгрывания сцены происходит изучение психотравмирующих обстоятельств, с лечебной целью отыскивается новый способ поведения, альтернативные варианты решения, представляются отдаленные последствия «удачного» поведения.

Анализу и поиску решений способствует техники ролевых игр, которые психотерапевт предлагает протагонисту. Например, техника дублирования: вспомогательное лицо становится как бы вторым Я протагониста. В процессе действия в сцене дублер повторяет значимые слова и фразы пациента, ведет обсуждение его скрытых мыслей и чувств, расставляет акценты на дилеммах, тупиках, опасениях пациента и пр.

Техника «реплик в сторону» позволяет пациенту открыто показать в сцене то, что обычно происходит у него внутри. Например, разыгрывая сцену со вспомогательным лицом, протагонист, отвернувшись, прикрыв рот рукой, говорит вслух то, что он сейчас реально думает или чувствует, или хочет сделать.

Для того чтобы протагонист понаблюдал за собой «со стороны», нередко используется техника обмена ролями — два участника сцены (пациент и вспомогательное лицо) меняются ролями, изображая внешние данные, манеры и душевное состояние партнера. Можно использовать с этой целью пустой стул, когда протагонист действует с воображаемым персонажем, предметом или каким-то свойством, представленным стулом.

Помогает наблюдать за собой и техника зеркала. При этом вспомогательное лицо копирует поведение протагониста, воспроизводя какую-либо из проигранных протагонистом сцен (по указанию психотерапевта).

Для нахождения оптимального решения в предстоящей в недалеком будущем проблемной ситуации пациента можно попросить проиграть те варианты, которые, по его мнению, возможны и выбрать для себя наиболее удачный. Эта техника называется «шаг в будущее».

Психотерапевт может предложить пациенту проиграть сцену сновидения, если этот сон представляется важным для анализа.

Можно предложить протагонисту сыграть самый острый эпизод в психотравмирующей ситуации, если необходимо добиться катарсиса (техника «психодраматического шока »).

Разработано множество игровых техник, направленных на разрешение различных ситуаций, но всего многообразия жизненных обстоятельств заранее предусмотреть невозможно, поэтому от психотерапевта требуется творчество, свобода экспромта в конструировании психодраматических сцен.

Третья стадия работы на занятии является завершающей. Здесь пациенту необходимо помочь выйти из роли («деролинг»). Происходит короткая дискуссия участников, обмен мнениями о пережитых ощущениях и чувствах, что обеспечивает пациенту обратную связь. Финальные моменты занятия проходят на оптимистичной ноте, чему бы ни была посвящена психодраматическая сцена.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой