Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Классификация педагогических технологий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, можно сделать вывод о том, что категории «личностно-ориентированная технология», «индивидуально-ориентированная технология», «субъектно-ориентированная технология» различаются следующими признаками: подходом, в рамках которого они реализуются, базовым принципом, общей целевой направленностью, планируемым результатом, основной функцией педагога. Необходимо отметить, что многие… Читать ещё >

Классификация педагогических технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сколько существует педагогических технологий?

На этот вопрос однозначного ответа нет по ряду причин. Во-первых, наличие различных классификаций педагогических технологий говорит об их многочисленности и неоднозначности выделения некоторых из них в разряд конкретной технологии. Во-вторых, развитие этого направления педагогических знаний, творческий поиск педагогов привели к тому, что появляются авторские технологии, которые не всегда фиксируются на официальном уровне, публикуются и поэтому становятся доступными лишь для небольшой части педагогов. В каждом втором диссертационном исследовании автор предлагает одну или несколько технологий организации того или иного педагогического процесса.

Многообразие и многочисленность технологий ведет к необходимости их классификации. Классифицировать — значит «размещать, распределять, разделять на разряды и порядки» (В. И. Даль), «распределять какие-либо объекты по классам (разделам) в зависимости от общих признаков» (Современный словарь иностранных слов).

Рассмотрим некоторые классификации, которые очевидны и применяются при характеристике педагогического процесса.

Прежде всего, педагогические технологии можно распределить в зависимости от сферы применения: технологии обучения, технологии воспитания, образовательные технологии, технологии организации, технологии управления. Однако данная классификация весьма условна, так как ряд технологий, например технологию проектной деятельности, можно отнести к любой из перечисленных выше групп. В то же время возможно и целесообразно говорить об особых технологиях, которые используются только при обучении или управлении.

Л. В. Байбородова предлагает классификацию в зависимости от того, как характеризуется процесс воспитания, точнее, в зависимости от характера взаимодействия педагога и воспитанника в этом процессе (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Классификация технологий по характеру взаимодействия педагога и ребенка.

Характер взаимодействия педагога и ребенка.

Технология.

Целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемого.

Технология воздействия.

Целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитуемого.

Технология взаимодействия.

Сопровождение ребенка.

Технология сопровождения.

С практической точки зрения актуально разделение технологий на традиционные и новые. Сегодня перед педагогами встает проблема освоения новых технологий. Новизна всегда привлекает учащихся, способствует развитию мотивации познавательной деятельности. Чем разнообразнее и богаче опыт педагогов, тем вероятнее, что в своей профессиональной деятельности они будут более свободны в выборе педагогических средств, обоснованно и творчески решать педагогические проблемы. Осваивая новые технологии, педагог находит для себя источник развития творчества, ему меньше грозит «профессиональное выгорание». В то же время, понятие «новые технологии» относительно. Для одного педагога это новая технология, для другого — хорошо известная.

Говоря о новых технологиях, мы имеем в виду прежде всего современные технологии, то есть те, которые обладают следующими признаками:

  • — востребованы педагогами и учащимися;
  • — удовлетворяют их образовательным интересам и потребностям;
  • — оптимально развивают участников педагогического процесса;
  • — отвечают запросам общества, требованиям современного производства.

В педагогических публикациях можно увидеть, что к современным технологиям различные авторы относят индивидуалъно-ориентированные, личностно-ориентированные. А в последнее время становится актуальной еще одна группа технологий — субъектно-ориентированные. Причем одну и ту же технологию некоторые авторы причисляют к индивидуально-ориентированным, другие — к личностно-ориентированным, третьи называют субъектно-ориентированной. Ряд авторов считает их синонимичными, подразумевая, что индивидуально-ориентированные, личностно-ориентированные и субъектно-ориентированные технологии — это одно и то же. Мы попытались определить отличительные особенности этих технологий как обладающих специфическими признаками и направленных на решение определенных задач (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Сравнительная характеристика индивидуально-ориентированных, личностно-ориентированных и субъектно-ориентированных технологий.

Признаки.

Индивидуальноориентированная технология.

Личностноориентированная технология.

Субъектноориентированная технология.

Базовое понятие.

Индивидуальность (от лат. individuum — «неделимое, особь»), в «Психологическом словаре» определяется совокупностью характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого1

Личность[1][2]. Определяется устойчивой системой социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности, приобретаемых человеком в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

Субъект — носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности[3]

Базовый подход.

Индивидуальноориентированный. Предусматривает создание в образовательном процессе оптимальных условий для учета, развития, проявления индивидуальных характеристик ребенка: черт темперамента,.

Личностно-ориентированный. Предусматривает создание оптимальных условий для саморазвития, самопроявления, самореализации ребенка во взаимодействии с другими участниками педагогического процесса и социальной средой.

Субъектно-ориентированный. Предусматривает создание субъектно-ориентированной образовательной среды, позволяющей обучающемуся самостоятельно принимать решения в ситуациях, имеющих ключевое значение для выстраивания индивидуального образовательного, профессионального, жизненного маршрута, и вносить изменения в образо;

Признаки.

Индивидуальноориентированная технология.

Личностноориентированная технология.

Субъектноориентированная технология.

специфики интересов, особенностей памяти, мышления, восприятия.

вательную и социальную реальность, используя ее возможности для создания оптимальных условий для своего жизненного самоопределения.

Базовый принцип.

Природосообразности, в той его части, которая предписывает организацию педагогического процесса в соответствии с естественными потребностями и индивидуальными особенностями ребенка, заложенными в него природой.

Индивидуализации, определяющий целесообразность использования в организации педагогического процесса средств, ориентированных на предоставление обучающимся возможности делать осознанный самостоятельный выбор некоторых элементов образовательного процесса и проявлять себя во взаимодействии с другими его участниками (ровесниками, старшими, младшими).

Персонификации, характеризующий необходимость педагогического влияния на среду, в рамках которой находится обучающийся с целью внесения в нее характеристик, наличие которых обеспечивает постоянное столкновение обучающегося с проблемами разного типа, побуждающего его к принятию самостоятельных решений и требующих от ребенка активных действий по решению встающих перед ним задач, в том числе и связанных с преобразованием окружающей действительности и получением материальных и виртуальных продуктов, подтверждающих результативность предпринятых усилий и имеющих субъективную и социальную значимость.

Основная функция педагога.

Педагогическая поддержка — помощь ребенку в решении его индивидуальных проблем, связанных с особенностями его психологического и физиологического развития, выявление и развитие его индивидуальных.

Педагогическое сопровождение — поддержка стремлений ребенка к самопроявлению и самореализации в системе социальных отношений.

Педагогическое партнерство — движение педагога и ребенка рядом, равенство прав и обязанностей каждого, взаимовыгодное сотрудничество в рамках совместного проживания тех или иных событий, имеющих ключевое значение для жизненного самоопределения обучающегося, стихийно возникающих и специально проектируемых педагогом.

Признаки.

Индивидуальноориентированная технология.

Личностноориентированная технология.

Субъектноориентированная технология.

особенностей и задатков.

Результат.

Развитие индивидуальности.

Развитие личности.

Развитие субъектности.

Примеры технологий.

Портфолио, технология программированного обучения, технология решения проблемы.

Технология «Дебаты», технология «Педагогическая мастерская», технология коллективной творческой деятельности.

Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, технология организации социальных и профессиональных проб, технология проектирования образовательных и социальных событий.

Стоит предположить, что появление терминов «индивидуальноориентированные технологии» и «личностно-ориентированные технологии» обусловлено наличием в педагогической науке и практике различных подходов к организации педагогического процесса — индивидуально-ориентированного, личностно-ориентированного, субъектно-ориентированного.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что категории «личностно-ориентированная технология», «индивидуально-ориентированная технология», «субъектно-ориентированная технология» различаются следующими признаками: подходом, в рамках которого они реализуются, базовым принципом, общей целевой направленностью, планируемым результатом, основной функцией педагога. Необходимо отметить, что многие педагогические технологии обладают характеристиками как индивидуально, так и личностнои субъектно-ориентированных технологий. Например, технологию проектной деятельности, с одной стороны, относят к продуктивным технологиям, сориентированным на развитие творческой индивидуальности, с другой — проектная деятельность предполагает сотрудничество участников, социальную направленность проектов, что позволяет ребенку проявлять и развивать социальное самосознание, социально значимые качества. Кроме того, данная технология предполагает проявление и развитие субъектности ребенка уже на первом этапе ее реализации (запуск проекта), когда ребенок определяет проблему, осуществляет поиск ее решения, формируется мотивация учащегося на преобразование окружающей действительности и получение продукта, обладающего субъективной или объективной новизной.

Достаточно распространенным является распределение технологий на общие, частные и локальные. Общие технологии — те, которые применимы практически во всех педагогических процессах. В частности, технологию решения педагогической проблемы, технологию организации деятельности, технологию самоорганизации можно применять в любом педагогическом процессе. Однако такая классификация относительна, и отнесение технологий к той или иной группе в ней зависит от того, в какой системе рассматривается технология. Так, например, технология организации деятельности включает такой этап, как целеполагание, но целеполагание в свою очередь может быть представлено как общая технология и как частная применительно к конкретной педагогической ситуации.

По мнению В. В. Юдина, общепедагогическая технология — технология, соответствующая одному из типов педагогического процесса (догматическому, формально-репродуктивному, сущностно-репродуктивному, продуктивному, субъектно-ориентированному). Для примера остановимся на субъектно-ориентированной технологии, имеющей следующие признаки:

  • — проявление и развитие индивидуальности, личности ребенка;
  • — возможность для ребенка удовлетворить свои интересы и потребности;
  • — самостоятельность постановки учеником образовательных задач и поиска путей их решения;
  • — предоставление права ребенку выбирать темп, объем работы, сложность, вид и способ, роль участия в образовательной деятельности;
  • — удовлетворенность собственной деятельностью и ее результатами;
  • — рефлексивность отношения учащегося к собственной деятельности;
  • — диалоговый, партнерский характер взаимодействия педагога и учащегося.

Общий алгоритм субъектно-ориентированной технологии

в аспекте деятельности учащегося, разработанный Л. В. Байбородовой, представлен в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Общая субъектно-ориентированная технология.

Этапы.

Краткая характеристика.

Самодиагностика.

Осознание себя: «Какой я?», «Что я знаю?», «Что я умею?», и наоборот: «Чего не знаю?», «Чего не умею?» и т. п.

Самоанализ.

Поиск ответов на вопросы: «Что помогло мне добиться положительных результатов и почему?», «Что мешало мне быть более успешным и почему?» и др.

Самоопределение.

Постановка целей, задач, определение перспектив, путей их достижения: «К чему стремиться и почему?», «Как этого добиться?».

Самореализация.

Самостоятельный поиск способов решения учащимися поставленных задач, принятие самостоятельных решений и их реализация.

Этапы.

Краткая характеристика.

Самооценка.

Сопоставление достигнутого результата с планируемым, выявление и обоснование причин успехов и недостатков.

Самоутверждение.

Вывод о целесообразности выбранного пути, поставленных целей и задач, внесение коррективов в дальнейшие действия.

Предложенный алгоритм может быть применен к учебному процессу и внеурочной деятельности учащегося, а каждый «шаг» конкретизируется специальными техниками и приемами в зависимости от содержания деятельности и возраста учащегося, уровня сформированности его субъектности в конкретном виде деятельности. Эти уровни можно условно представить следующим образом: обучаемый, учащийся, обучающий (Т. Б. Гребенюк); или: меня учат, я учусь сам, я учусь учить других, учу других.

Субъектно-ориентированную технологию можно продемонстрировать на конкретном учебном занятии, которое мы наблюдали в 8 классе (русский язык) (табл. 1.4).

Таблица 1.4

Технология проведения учебного занятия субъектно-ориентированного типа.

Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Используемые средства.

1. Актуализация знаний.

Читает фрагмент стихотворения, предлагает определить тему, форму урока.

Отвечают на вопрос и объясняют свое мнение.

Рефлексия.

2. Самодиагностика.

Предлагает назвать задания, которые выполнялись дома по выбору учащихся (справились или нет с работой).

Называют вариант задания, которое выполняли, отмечают, справились с работой или нет, аргументируют свое мнение.

Рефлексия.

3. Самоанализ.

Задает вопросы: какие возникли трудности? Что не получилось? Почему?

Высказываются, оценивают, свою домашнюю работу, называют причины трудностей.

Рефлексия, самоанализ, взаимопомощь.

4. Целеполагание.

Предлагает на основе результатов дом. работы определить цели для себя на уроке.

Каждый в тетради записывает цель своей работы на уроке.

Рефлексия, анализ, самостоятельное определение цели.

5. Определение содержания и формы.

Предлагает выбрать вариант задания из шести, которые.

Выбирают вариант (или предлагают свой) задания.

Рефлексия, самостоятельный выбор,.

Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Используемые средства.

деятельности ученика, формы отчета.

отличаются уровнем сложности, творчества, характером деятельности, степенью самостоятельности; предлагает форму работы на уроке (индивидуально, в паре, микрогруппе), форму отчетности.

и форму работы (выполняют работу сами, обращаются за помощью к товарищам, учителю).

разноуровневые задания.

6. Самостоятельная работа.

Наблюдает за деятельностью детей, помогает одному ученику, который отсутствовал на предыдущих занятиях.

Работают самостоятельно, некоторые обращаются за консультацией к учителю или однокласснику. Работают индивидуально, в паре, у доски, за компьютером.

Работа по индивидуальным технологическим картам, индивидуальный путь работы.

7. Представление результатов работы.

Предлагает выбрать для проверки самые сложные варианты работы, выступить тем, кто желает.

Представляют результаты работы на доске, за компьютером, на экране.

Рефлексия, самоанализ.

8. Самооценка.

Предлагает оценить свою работу. Задает уточняющие вопросы некоторым ученикам.

Каждый анализирует свои результаты, мотивирует отметку, которую себе ставит.

Самооценка, самоанализ, рефлексия.

9. Определение домашней работы.

Предлагает выбрать вариант дом. задания с учетом результатов работы на уроке.

Выбирают вариант дом. работы и обосновывают его.

Самоанализ, рефлексия, целеполагание, выбор сложности и объема домашней самостоятельной работы.

Из этого примера видно, что в течение всего занятия учащиеся достаточно свободны в определении своих образовательных задач и выборе способов их достижения: они сами ставят задачи на основе анализа результатов домашней самостоятельной работы, соответственно выбирают уровень сложности индивидуальной работы на уроке, способов ее организации, а также форму отчетности, затем анализируют и оценивают свои личные достижения и с учетом этих достижений ставят задачи для выполнения самостоятельной домашней работы.

Таким образом, особенностью субъектно-ориентированной технологии является то, что тщательно продумываются «шаги» самого учащегося, которые сопровождаются педагогом в скрытой, ненавязчивой форме с учетом уровня сформированное™ субъектности ученика. По существу, педагог не влияет на ученика и его деятельность, а создает условия для самостоятельного выбора и самоопределения. В задачи педагога входит мотивация активности учащегося, подбор средств, методик самопознания, самоопределения, создание ситуаций выбора, ненавязчивая поддержка ученика в ситуациях затруднения через постановку наводящих вопросов, включение учащихся в целеполагание на всех этапах обучения, организация анализа и рефлексии.

Ярким примером общей технологии субъектно-ориентированного типа также является проектная деятельность.

Из вышеизложенного следует, что в реальной практике важно иметь в виду общие, частные и локальные технологии (табл. 1.5).

Образовательные технологии.

Таблица 1.5

Общие.

Частные.

Локальные.

Технологическое описание различных типов ПП, построенное на основе метамодели ПП, проявляются во всех частных технологиях соответствующего уровня.

Охватывающие целостный ПП и обеспечивающие формирование соответствующего опыта (компетентностей).

Нацелены на формирование конкретного опыта (отдельных умений и характеристик черт личности).

Сущностно-репродуктивные.

Решение задач.

Воспитание ответственности (за порученное дело).

Продуктивные.

Технология проблемного обучения Образ и мысль ЧПКМ.

«Кейс-стади».

Развитие творческого мышления.

Целеполагание Развитие критичности, самостоятельности Воспитание толерантности, эмоциональной отзывчивости Bingo/Barngo.

СОПП — субъектно-ориентированные общепедагогические технологии.

Проектная деятельность Портфолио Дебаты Формирующее оценивание Игра.

Развитие рефлексии.

Распределение технологий по типам педагогического процесса, приведенное в таблице, не является строгим. Фактическая деятельность ученика может оказаться любой, например формальной в проектной деятельности, когда сам педагог предлагает проект и берет на себя функции организатора, а не сопровождающего этот процесс.

Еще раз отметим условность и спорность разделения технологий на общие, частные и локальные. Очевидно одно — частная или локальная технология является конкретным проявлением общей технологии.

Итак, наличие различных оснований для классификации педагогических технологий демонстрирует многогранность и многоаспектность характеристики педагогических технологий. Многообразие их существования подтверждает необходимость и ответственность выбора педагогом адекватных технологий обучения и воспитания, широкие возможности для определения участниками образовательного процесса тех технологий, которые позволяют с учетом конкретных условий и ресурсов успешно решать современные образовательные задачи.

  • [1] Немок Р. С. Психологический словарь. М., 2007.
  • [2] Большой энциклопедический словарь. М., 2008.
  • [3] Философия: энциклопедический словарь / под. ред. А. А. Ивина. М., 2004.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой