Классификация педагогических технологий
Таким образом, можно сделать вывод о том, что категории «личностно-ориентированная технология», «индивидуально-ориентированная технология», «субъектно-ориентированная технология» различаются следующими признаками: подходом, в рамках которого они реализуются, базовым принципом, общей целевой направленностью, планируемым результатом, основной функцией педагога. Необходимо отметить, что многие… Читать ещё >
Классификация педагогических технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сколько существует педагогических технологий?
На этот вопрос однозначного ответа нет по ряду причин. Во-первых, наличие различных классификаций педагогических технологий говорит об их многочисленности и неоднозначности выделения некоторых из них в разряд конкретной технологии. Во-вторых, развитие этого направления педагогических знаний, творческий поиск педагогов привели к тому, что появляются авторские технологии, которые не всегда фиксируются на официальном уровне, публикуются и поэтому становятся доступными лишь для небольшой части педагогов. В каждом втором диссертационном исследовании автор предлагает одну или несколько технологий организации того или иного педагогического процесса.
Многообразие и многочисленность технологий ведет к необходимости их классификации. Классифицировать — значит «размещать, распределять, разделять на разряды и порядки» (В. И. Даль), «распределять какие-либо объекты по классам (разделам) в зависимости от общих признаков» (Современный словарь иностранных слов).
Рассмотрим некоторые классификации, которые очевидны и применяются при характеристике педагогического процесса.
Прежде всего, педагогические технологии можно распределить в зависимости от сферы применения: технологии обучения, технологии воспитания, образовательные технологии, технологии организации, технологии управления. Однако данная классификация весьма условна, так как ряд технологий, например технологию проектной деятельности, можно отнести к любой из перечисленных выше групп. В то же время возможно и целесообразно говорить об особых технологиях, которые используются только при обучении или управлении.
Л. В. Байбородова предлагает классификацию в зависимости от того, как характеризуется процесс воспитания, точнее, в зависимости от характера взаимодействия педагога и воспитанника в этом процессе (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Классификация технологий по характеру взаимодействия педагога и ребенка.
Характер взаимодействия педагога и ребенка. | Технология. |
Целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемого. | Технология воздействия. |
Целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитуемого. | Технология взаимодействия. |
Сопровождение ребенка. | Технология сопровождения. |
С практической точки зрения актуально разделение технологий на традиционные и новые. Сегодня перед педагогами встает проблема освоения новых технологий. Новизна всегда привлекает учащихся, способствует развитию мотивации познавательной деятельности. Чем разнообразнее и богаче опыт педагогов, тем вероятнее, что в своей профессиональной деятельности они будут более свободны в выборе педагогических средств, обоснованно и творчески решать педагогические проблемы. Осваивая новые технологии, педагог находит для себя источник развития творчества, ему меньше грозит «профессиональное выгорание». В то же время, понятие «новые технологии» относительно. Для одного педагога это новая технология, для другого — хорошо известная.
Говоря о новых технологиях, мы имеем в виду прежде всего современные технологии, то есть те, которые обладают следующими признаками:
- — востребованы педагогами и учащимися;
- — удовлетворяют их образовательным интересам и потребностям;
- — оптимально развивают участников педагогического процесса;
- — отвечают запросам общества, требованиям современного производства.
В педагогических публикациях можно увидеть, что к современным технологиям различные авторы относят индивидуалъно-ориентированные, личностно-ориентированные. А в последнее время становится актуальной еще одна группа технологий — субъектно-ориентированные. Причем одну и ту же технологию некоторые авторы причисляют к индивидуально-ориентированным, другие — к личностно-ориентированным, третьи называют субъектно-ориентированной. Ряд авторов считает их синонимичными, подразумевая, что индивидуально-ориентированные, личностно-ориентированные и субъектно-ориентированные технологии — это одно и то же. Мы попытались определить отличительные особенности этих технологий как обладающих специфическими признаками и направленных на решение определенных задач (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Сравнительная характеристика индивидуально-ориентированных, личностно-ориентированных и субъектно-ориентированных технологий.
Признаки. | Индивидуальноориентированная технология. | Личностноориентированная технология. | Субъектноориентированная технология. |
Базовое понятие. | Индивидуальность (от лат. individuum — «неделимое, особь»), в «Психологическом словаре» определяется совокупностью характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого1 | Личность[1][2]. Определяется устойчивой системой социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности, приобретаемых человеком в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. | Субъект — носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности[3] |
Базовый подход. | Индивидуальноориентированный. Предусматривает создание в образовательном процессе оптимальных условий для учета, развития, проявления индивидуальных характеристик ребенка: черт темперамента,. | Личностно-ориентированный. Предусматривает создание оптимальных условий для саморазвития, самопроявления, самореализации ребенка во взаимодействии с другими участниками педагогического процесса и социальной средой. | Субъектно-ориентированный. Предусматривает создание субъектно-ориентированной образовательной среды, позволяющей обучающемуся самостоятельно принимать решения в ситуациях, имеющих ключевое значение для выстраивания индивидуального образовательного, профессионального, жизненного маршрута, и вносить изменения в образо; |
Признаки. | Индивидуальноориентированная технология. | Личностноориентированная технология. | Субъектноориентированная технология. |
специфики интересов, особенностей памяти, мышления, восприятия. | вательную и социальную реальность, используя ее возможности для создания оптимальных условий для своего жизненного самоопределения. | ||
Базовый принцип. | Природосообразности, в той его части, которая предписывает организацию педагогического процесса в соответствии с естественными потребностями и индивидуальными особенностями ребенка, заложенными в него природой. | Индивидуализации, определяющий целесообразность использования в организации педагогического процесса средств, ориентированных на предоставление обучающимся возможности делать осознанный самостоятельный выбор некоторых элементов образовательного процесса и проявлять себя во взаимодействии с другими его участниками (ровесниками, старшими, младшими). | Персонификации, характеризующий необходимость педагогического влияния на среду, в рамках которой находится обучающийся с целью внесения в нее характеристик, наличие которых обеспечивает постоянное столкновение обучающегося с проблемами разного типа, побуждающего его к принятию самостоятельных решений и требующих от ребенка активных действий по решению встающих перед ним задач, в том числе и связанных с преобразованием окружающей действительности и получением материальных и виртуальных продуктов, подтверждающих результативность предпринятых усилий и имеющих субъективную и социальную значимость. |
Основная функция педагога. | Педагогическая поддержка — помощь ребенку в решении его индивидуальных проблем, связанных с особенностями его психологического и физиологического развития, выявление и развитие его индивидуальных. | Педагогическое сопровождение — поддержка стремлений ребенка к самопроявлению и самореализации в системе социальных отношений. | Педагогическое партнерство — движение педагога и ребенка рядом, равенство прав и обязанностей каждого, взаимовыгодное сотрудничество в рамках совместного проживания тех или иных событий, имеющих ключевое значение для жизненного самоопределения обучающегося, стихийно возникающих и специально проектируемых педагогом. |
Признаки. | Индивидуальноориентированная технология. | Личностноориентированная технология. | Субъектноориентированная технология. |
особенностей и задатков. | |||
Результат. | Развитие индивидуальности. | Развитие личности. | Развитие субъектности. |
Примеры технологий. | Портфолио, технология программированного обучения, технология решения проблемы. | Технология «Дебаты», технология «Педагогическая мастерская», технология коллективной творческой деятельности. | Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, технология организации социальных и профессиональных проб, технология проектирования образовательных и социальных событий. |
Стоит предположить, что появление терминов «индивидуальноориентированные технологии» и «личностно-ориентированные технологии» обусловлено наличием в педагогической науке и практике различных подходов к организации педагогического процесса — индивидуально-ориентированного, личностно-ориентированного, субъектно-ориентированного.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что категории «личностно-ориентированная технология», «индивидуально-ориентированная технология», «субъектно-ориентированная технология» различаются следующими признаками: подходом, в рамках которого они реализуются, базовым принципом, общей целевой направленностью, планируемым результатом, основной функцией педагога. Необходимо отметить, что многие педагогические технологии обладают характеристиками как индивидуально, так и личностнои субъектно-ориентированных технологий. Например, технологию проектной деятельности, с одной стороны, относят к продуктивным технологиям, сориентированным на развитие творческой индивидуальности, с другой — проектная деятельность предполагает сотрудничество участников, социальную направленность проектов, что позволяет ребенку проявлять и развивать социальное самосознание, социально значимые качества. Кроме того, данная технология предполагает проявление и развитие субъектности ребенка уже на первом этапе ее реализации (запуск проекта), когда ребенок определяет проблему, осуществляет поиск ее решения, формируется мотивация учащегося на преобразование окружающей действительности и получение продукта, обладающего субъективной или объективной новизной.
Достаточно распространенным является распределение технологий на общие, частные и локальные. Общие технологии — те, которые применимы практически во всех педагогических процессах. В частности, технологию решения педагогической проблемы, технологию организации деятельности, технологию самоорганизации можно применять в любом педагогическом процессе. Однако такая классификация относительна, и отнесение технологий к той или иной группе в ней зависит от того, в какой системе рассматривается технология. Так, например, технология организации деятельности включает такой этап, как целеполагание, но целеполагание в свою очередь может быть представлено как общая технология и как частная применительно к конкретной педагогической ситуации.
По мнению В. В. Юдина, общепедагогическая технология — технология, соответствующая одному из типов педагогического процесса (догматическому, формально-репродуктивному, сущностно-репродуктивному, продуктивному, субъектно-ориентированному). Для примера остановимся на субъектно-ориентированной технологии, имеющей следующие признаки:
- — проявление и развитие индивидуальности, личности ребенка;
- — возможность для ребенка удовлетворить свои интересы и потребности;
- — самостоятельность постановки учеником образовательных задач и поиска путей их решения;
- — предоставление права ребенку выбирать темп, объем работы, сложность, вид и способ, роль участия в образовательной деятельности;
- — удовлетворенность собственной деятельностью и ее результатами;
- — рефлексивность отношения учащегося к собственной деятельности;
- — диалоговый, партнерский характер взаимодействия педагога и учащегося.
Общий алгоритм субъектно-ориентированной технологии
в аспекте деятельности учащегося, разработанный Л. В. Байбородовой, представлен в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Общая субъектно-ориентированная технология.
Этапы. | Краткая характеристика. |
Самодиагностика. | Осознание себя: «Какой я?», «Что я знаю?», «Что я умею?», и наоборот: «Чего не знаю?», «Чего не умею?» и т. п. |
Самоанализ. | Поиск ответов на вопросы: «Что помогло мне добиться положительных результатов и почему?», «Что мешало мне быть более успешным и почему?» и др. |
Самоопределение. | Постановка целей, задач, определение перспектив, путей их достижения: «К чему стремиться и почему?», «Как этого добиться?». |
Самореализация. | Самостоятельный поиск способов решения учащимися поставленных задач, принятие самостоятельных решений и их реализация. |
Этапы. | Краткая характеристика. |
Самооценка. | Сопоставление достигнутого результата с планируемым, выявление и обоснование причин успехов и недостатков. |
Самоутверждение. | Вывод о целесообразности выбранного пути, поставленных целей и задач, внесение коррективов в дальнейшие действия. |
Предложенный алгоритм может быть применен к учебному процессу и внеурочной деятельности учащегося, а каждый «шаг» конкретизируется специальными техниками и приемами в зависимости от содержания деятельности и возраста учащегося, уровня сформированности его субъектности в конкретном виде деятельности. Эти уровни можно условно представить следующим образом: обучаемый, учащийся, обучающий (Т. Б. Гребенюк); или: меня учат, я учусь сам, я учусь учить других, учу других.
Субъектно-ориентированную технологию можно продемонстрировать на конкретном учебном занятии, которое мы наблюдали в 8 классе (русский язык) (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Технология проведения учебного занятия субъектно-ориентированного типа.
Этап урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Используемые средства. |
1. Актуализация знаний. | Читает фрагмент стихотворения, предлагает определить тему, форму урока. | Отвечают на вопрос и объясняют свое мнение. | Рефлексия. |
2. Самодиагностика. | Предлагает назвать задания, которые выполнялись дома по выбору учащихся (справились или нет с работой). | Называют вариант задания, которое выполняли, отмечают, справились с работой или нет, аргументируют свое мнение. | Рефлексия. |
3. Самоанализ. | Задает вопросы: какие возникли трудности? Что не получилось? Почему? | Высказываются, оценивают, свою домашнюю работу, называют причины трудностей. | Рефлексия, самоанализ, взаимопомощь. |
4. Целеполагание. | Предлагает на основе результатов дом. работы определить цели для себя на уроке. | Каждый в тетради записывает цель своей работы на уроке. | Рефлексия, анализ, самостоятельное определение цели. |
5. Определение содержания и формы. | Предлагает выбрать вариант задания из шести, которые. | Выбирают вариант (или предлагают свой) задания. | Рефлексия, самостоятельный выбор,. |
Этап урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Используемые средства. |
деятельности ученика, формы отчета. | отличаются уровнем сложности, творчества, характером деятельности, степенью самостоятельности; предлагает форму работы на уроке (индивидуально, в паре, микрогруппе), форму отчетности. | и форму работы (выполняют работу сами, обращаются за помощью к товарищам, учителю). | разноуровневые задания. |
6. Самостоятельная работа. | Наблюдает за деятельностью детей, помогает одному ученику, который отсутствовал на предыдущих занятиях. | Работают самостоятельно, некоторые обращаются за консультацией к учителю или однокласснику. Работают индивидуально, в паре, у доски, за компьютером. | Работа по индивидуальным технологическим картам, индивидуальный путь работы. |
7. Представление результатов работы. | Предлагает выбрать для проверки самые сложные варианты работы, выступить тем, кто желает. | Представляют результаты работы на доске, за компьютером, на экране. | Рефлексия, самоанализ. |
8. Самооценка. | Предлагает оценить свою работу. Задает уточняющие вопросы некоторым ученикам. | Каждый анализирует свои результаты, мотивирует отметку, которую себе ставит. | Самооценка, самоанализ, рефлексия. |
9. Определение домашней работы. | Предлагает выбрать вариант дом. задания с учетом результатов работы на уроке. | Выбирают вариант дом. работы и обосновывают его. | Самоанализ, рефлексия, целеполагание, выбор сложности и объема домашней самостоятельной работы. |
Из этого примера видно, что в течение всего занятия учащиеся достаточно свободны в определении своих образовательных задач и выборе способов их достижения: они сами ставят задачи на основе анализа результатов домашней самостоятельной работы, соответственно выбирают уровень сложности индивидуальной работы на уроке, способов ее организации, а также форму отчетности, затем анализируют и оценивают свои личные достижения и с учетом этих достижений ставят задачи для выполнения самостоятельной домашней работы.
Таким образом, особенностью субъектно-ориентированной технологии является то, что тщательно продумываются «шаги» самого учащегося, которые сопровождаются педагогом в скрытой, ненавязчивой форме с учетом уровня сформированное™ субъектности ученика. По существу, педагог не влияет на ученика и его деятельность, а создает условия для самостоятельного выбора и самоопределения. В задачи педагога входит мотивация активности учащегося, подбор средств, методик самопознания, самоопределения, создание ситуаций выбора, ненавязчивая поддержка ученика в ситуациях затруднения через постановку наводящих вопросов, включение учащихся в целеполагание на всех этапах обучения, организация анализа и рефлексии.
Ярким примером общей технологии субъектно-ориентированного типа также является проектная деятельность.
Из вышеизложенного следует, что в реальной практике важно иметь в виду общие, частные и локальные технологии (табл. 1.5).
Образовательные технологии.
Таблица 1.5
Общие. | Частные. | Локальные. |
Технологическое описание различных типов ПП, построенное на основе метамодели ПП, проявляются во всех частных технологиях соответствующего уровня. | Охватывающие целостный ПП и обеспечивающие формирование соответствующего опыта (компетентностей). | Нацелены на формирование конкретного опыта (отдельных умений и характеристик черт личности). |
Сущностно-репродуктивные. | Решение задач. | Воспитание ответственности (за порученное дело). |
Продуктивные. | Технология проблемного обучения Образ и мысль ЧПКМ. «Кейс-стади». Развитие творческого мышления. | Целеполагание Развитие критичности, самостоятельности Воспитание толерантности, эмоциональной отзывчивости Bingo/Barngo. |
СОПП — субъектно-ориентированные общепедагогические технологии. | Проектная деятельность Портфолио Дебаты Формирующее оценивание Игра. | Развитие рефлексии. |
Распределение технологий по типам педагогического процесса, приведенное в таблице, не является строгим. Фактическая деятельность ученика может оказаться любой, например формальной в проектной деятельности, когда сам педагог предлагает проект и берет на себя функции организатора, а не сопровождающего этот процесс.
Еще раз отметим условность и спорность разделения технологий на общие, частные и локальные. Очевидно одно — частная или локальная технология является конкретным проявлением общей технологии.
Итак, наличие различных оснований для классификации педагогических технологий демонстрирует многогранность и многоаспектность характеристики педагогических технологий. Многообразие их существования подтверждает необходимость и ответственность выбора педагогом адекватных технологий обучения и воспитания, широкие возможности для определения участниками образовательного процесса тех технологий, которые позволяют с учетом конкретных условий и ресурсов успешно решать современные образовательные задачи.