Три уровня психической саморегуляции
К сожалению, очень часто в пособиях по применению средств психической регуляции психологический фактор, который и обеспечивает управление психическим состоянием, подменяется регулированием симпатического тонуса нервной системы, «возбуждением и успокоением мозга и нервной системы» или включением частных нейрофизиологических механизмов, с помощью которых осуществляется восстановление и перестройка… Читать ещё >
Три уровня психической саморегуляции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При использовании ПС необходимо четко представлять ее эффекты и возможности. Исследования показали, что она работает на трех уровнях:
1) физиологическом — регуляция на уровне функциональных систем организма (сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная).
Регуляция на этом уровне способствует снижению или повышению уровня деятельности функциональных систем организма, ускоряет и углубляет процесс восстановления организма после значительных физических и психических нагрузок:
- 2) психомоторном — регуляция на этом уровне способствует улучшению показателей памяти, внимания, скорости и точности двигательных реакции и моторных действий;
- 3) психологическом — регуляция на этом уровне обеспечивает формирование психологических установок, обеспечивающих регуляцию и стабилизацию деятельности человека).
Технология включения механизмов первых двух уровней регуляции достаточно широко разработана и обеспечивает высокую эффективность при решении указанных выше задач.
Однако в соревновательных (экстремальных) условиях деятельности, когда ведущими и определяющими становятся механизмы психологического уровня, физиологические механизмы не всегда могут обеспечить оптимальный уровень регуляции деятельности. Дело в том, что существуют индивидуальные пределы допустимости интенсификации физиологических и биологических процессов, в рамках которых происходит перестройка их деятельности, сопровождающаяся мобилизацией резервов организма, приспособлением его к возникшей ситуации[1]. Превышение этих пределов приводит к дезорганизации жизненных функций индивида и ухудшению его деятельности.
В то же время современная психология указывает, что регуляция психического состояния, стабилизация деятельности человека в экстремальных условиях обеспечивается иерархической системой психологических, нейродинамических, физиологических свойств и процессов, где ведущим и определяющим является психологический уровень, на котором функционируют мотивы, цели, отношения, самооценка личности и т. д.
К сожалению, очень часто в пособиях по применению средств психической регуляции психологический фактор, который и обеспечивает управление психическим состоянием, подменяется регулированием симпатического тонуса нервной системы, «возбуждением и успокоением мозга и нервной системы» или включением частных нейрофизиологических механизмов, с помощью которых осуществляется восстановление и перестройка нервной регуляции; в процессе действия этих механизмов происходит упражнение воли, внимания, воображения, дисциплинируются эмоции.
Решение же психологических задач (регуляция и стабилизация психического состояния, регуляция уровня тревоги, формирование уверенности) требует включения в процесс регуляции механизмов психологического уровня, т. е. перехода на третий уровень регуляции (личностный уровень регуляции).
Такое выделение уровней регуляции позволяет специалистам, использующим средства психической регуляции в практической деятельности, особенно при регуляции этой деятельности в экстремальных условиях, точно знать, какие эффекты будут получены при включении механизмов регуляции на физиологическом, психомоторном и психологическом уровнях. Естественно, такое разделение достаточно условно, так как в каждом случае включаются механизмы всех уровней, но понимание того, что путем регуляции симпатической нервной системы обеспечить в полной мере создание оптимального психического состояния, особенно в экстремальных условиях, вряд ли возможно, позволяет более четко определять возможности ПС и осознавать, что для создания такого устойчивого психического состояния необходимо включение психологических механизмов — системы мотивационных и эмоциональных установок — с последующим переходом на формирование психологически устойчивой личности.
- [1] См.: Алексеев Л. В. Себя преодолеть. М., 1978.