Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ
Все эго позволяет представить современную политическую вертикаль в Российской Федерации как четырехуровневую: федеральная (центральная власть), региональная (субъекты РФ), районная и местное самоуправление. Административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; Защита прав… Читать ещё >
Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ относятся:
- • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
- • защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности; режим пограничных зон;
- • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и иными природными ресурсами;
- • разграничение государственной собственности;
- • природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
- • общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
- • координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
- • осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
- • установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
- • административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
- • кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура; нотариат;
- • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
- • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
- • координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ (ст. 72 Конституции РФ).
Все приведенные выше положения Конституции РФ о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и субъектами РФ в полной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Кроме вышеуказанных разграничений предметов ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти, осуществляют собственное правовое регулирование в пределах остаточной компетенции, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Таким образом, в современной Конституции РФ существует мягкий характер разграничения предметов ведения и властных полномочий Федерации и субъектов РФ. Так, согласно ст. 78 Конституции РФ те и другие органы власти «по согласованию» могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.
Несомненно, отмеченная «мягкость» разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ, а также предоставленная Конституцией РФ возможность взаимной передачи части полномочий — свидетельство компромиссное™ этих положений, что во многом обусловлено процессом модернизации Российского государства.
К сожалению, до сих пор нс решен окончательно вопрос о структуре и уровнях государственного управления в Российской Федерации. На практике сегодня действуют три уровня государственного управления — федеральный, региональный (субъекты РФ) и районный. Однако районный уровень не является легитимным, поскольку законодательно не закреплен. Он сохранился по традиции примерно в 40 субъектах РФ. Однако обширные российские территории требуют сохранения и законодательного закрепления трехуровневого государственного управления. Эта точка зрения разделяется многими российскими учеными-государствоведами.
Местный уровень управления представлен органами местного самоуправления. Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Все эго позволяет представить современную политическую вертикаль в Российской Федерации как четырехуровневую: федеральная (центральная власть), региональная (субъекты РФ), районная и местное самоуправление.