Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Можно ли творчество программировать?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наконец, одной из главных составляющих частей третьей программы психической деятельности является сознание — как необходимое условие для развертывания других частей. Соратник Ч. Дарвина Т. Г. Гекели писал в отношении сознания, что никто не знает, что это такое, но все видят, когда оно нарушается. Осознаваемая психика, в отличие от интуитивной, доступна для анализа. Ее можно, к примеру при… Читать ещё >

Можно ли творчество программировать? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Итак, мы убедились, что массово-коммуникационную деятельность нельзя свести лишь к сумме индивидуальных деятельностей по производству и потреблению продукции средств массовой информации.

Это отнюдь не очевидно, как кажется на первый взгляд. Ведь в течение многих лет теоретики журналистики нередко тем и занимались, что «суммировали» качества текстов, способных наиболее эффективно донести до аудитории определенным образом акцентированное содержание. Причем чаще всего рассматривался некий идеальный, «вакуумный» вариант взаимодействия СМИ с аудиторией или отдельной личностью: например, когда те или иные газеты чаще всего считались единственным источником информации, а сама аудитория выступала как некая абсолютно некритичная масса, изначально запрограммированная на восприятие текстов.

Сегодня в условиях многообразия каналов массмедиа, виртуализирующих действительность, как показывает практика, любая информация воспринимается сознанием читателя, телезрителя, пользователя Интернета и т. п. через призму его субъективного социального опыта или даже интуитивных предположений о намерениях того, кто ее транслирует. Следовательно, при анализе взаимоотношений журналиста и аудитории СМИ необходимо учитывать, наряду с очевидными психологическими факторами, влияющими на характер восприятия журналистских произведений, и ряд скрытых. Назовем их уровнями (программами) психической деятельности.

Первая программа, генетическая, как отмечают специалисты, «записана» в соответствующих мозговых образованиях ребенка уже к моменту рождения. От этого генотипа среди прочего будут зависеть способности, задатки и возможности личности, но также и наследственные болезни, если они переданы генетически. Задатки, влияющие на психическую деятельность, касаются почти всех ее сфер, но особенно ярко проявляются в эмоциональном реагировании, от них зависят темперамент и характер[1].

Вторая программа формируется на основании обобщения субъективного, усвоенного в процессе жизнедеятельности опыта индивида, особенно полученного до двух-трехлетнего возраста. Формирование продолжается и в дальнейшем, но уже на основании заложенного ядра личности и в более ограниченном виде. Эта программа является субъективно-подсознательной основой личности. Как отмечают психологи, связанные с этой основой личности оценки и модели поведения развиваются также в результате различных психологических комплексов, гнездящихся в подсознании. Все это формирует внутренние системы устремлений, установок, привычек, влечений, амбиций, характеризующих данную личность и воздействующих на принятие субъектом решений и в целом на его поведение.

Наконец, одной из главных составляющих частей третьей программы психической деятельности является сознание — как необходимое условие для развертывания других частей. Соратник Ч. Дарвина Т. Г. Гекели писал в отношении сознания, что никто не знает, что это такое, но все видят, когда оно нарушается. Осознаваемая психика, в отличие от интуитивной, доступна для анализа. Ее можно, к примеру при взаимодействии личности со СМИ, прогнозировать, моделировать, можно в конце концов манипулировать ею. Ведь процесс осознавания информации — это и есть формирование сознания. Но нужно учитывать тот факт, что «в сознание вводится как часть непосредственно воспринимаемой извне, так и поступающей из памяти, а также из подсознания информации. В свою очередь сознание находится в зависимости от эмоционального состояния, конкретной ситуации, мотивационных влияний, отложенных проблем и т. д. К этому надо добавить еще сознательную постановку задач, осуществляемую высшими отделами личности»[2].

Вышеизложенное, как нам кажется, дает основание тому, чтобы мы вслед за Эрихом Фроммом воспользовались термином «адаптация» (приспосабливание) для формулирования ключевой проблемы, связанной, в частности, с проблемой организации диалоговых отношений с аудиторией СМИ. Ведь особого рода психологическая связанность соединяет индивида не только с внешним миром, но и со средствами массовой информации, отражающими социальную практику (безусловно, только с теми, с которыми он имеет хоть какой-то контакт).

Фромм выделял адаптацию личности к внешним условиям статическую и динамическую[3]. Возможно ли наблюдать аналогичное в сфере общения человека с продукцией средств массовой информации? Считаем, что да. Пример статической адаптации: газета сменила формат, шрифты, перешла па компьютерный набор, стала выходить как многоцветная и т. д. и т. п. Думается, все это не очень повлияет на изменение характера индивидуума, регулярно ее читающего. Человек не изменится как личность. Как и в тех случаях, если будет смотреть телепрограммы не по черно-белому, а по цветному телевизору, слушать радио со стерео-звуком. Чтобы не создалось впечатление, что статическая адаптация предполагает только чисто технические усовершенствования СМИ и всего, что с ними связано, приведем пример другого порядка: относительно безболезненный переход в 1990;х гг. от журналистики «вещающей» — к журналистике «сообщающей», т. е. отказ от ее моноидеологичности. Хотя сегодня существует и такая точка зрения: повсеместное внедрение смартфонов, электронных плашнетов и других технических средств, позволяющих в режиме реального времени получать актуальную информацию из Глобальной сети, меняют не только информационные, но и многие жизненные приоритеты личности. Точка зрения дискуссионная, но иметь се в виду при анализе компонентов статической адаптации все же необходимо.

Динамическая адаптация личности к продукции СМИ — более сложное психологическое явление. Кардинально меняются, например, тематика, содержание массово-коммуникативных текстов, или другими становятся ориентиры их векторов, градация систем координат: «добро — зло», «хорошее — плохое», «важное — второстепенное», и т. д. и т. п. В силу какихлибо обстоятельств внешнего порядка человек или какая-то социальная группа вынуждены принять их. Но при этом вглубь сознания загоняются различного рода комплексы. Они были описаны Зигмундом Фрейдом как состояния психики, возникающие в тех случаях, когда нельзя реализовать свои желания, амбиции. Вытесненные субъектом в подсознание, они оттуда беспокоят его и направляют поведение для их удовлетворения, а при невозможности этого невротируют человека.

Фрейд описал комплексы неудовлетворенной сексуальности, его ученик А. Адлер — комплекс неполноценности. Комплекс самоутверждения и жажды власти носит имя Наполеона. Существуют и другие комплексы, например способствующие развитию застенчивости, неуверенности в себе или, наоборот, самовлюбленности, любования собой (нарциссизм). Психотерапевты опытным путем доказали, что, как правило, наличие определенного комплекса сопровождается внутренней потребностью не только компенсации, но и гиперкомпенсации, т. е. компенсации с «избытком» .

Проведенные опросы журналистов, материалы коллег-социологов[4], как нам кажется, позволяют выделить и описать некоторые составные части динамической адаптации личности к сегодняшним СМИ.

Первый вариант, назовем его «идеальным»: человек, какая-то группа (социум в целом) однозначно и осознанно принимают динамические изменения средств массовой информации. Возможен ли он на практике? Возможен — прежде всего, для поколения, которое вырастет и повзрослеет одновременно с этими СМИ. Также он возможен для индивидуумов, которые ждали перемен, готовы были к ним психологически и интеллектуально.

Второй вариант динамической адаптации к СМИ характеризуется нарушением привычных связей, дававших человеку уверенность в жизнедеятельности. Причем акцентируем внимание на том, что, как и при первом варианте адаптации, все сказанное в равной степени относится как к аудитории средств массовой информации, так и к самим журналистам.

В ситуации, когда эти связи со СМИ нарушены, возможно либо их возобновление с учетом происшедших качественных изменений, что требует огромной интеллектуальной работы по переосмыслению происшедшего, поиску новых ориентиров, либо отказ от индивидуальности, то, что Эрих Фромм называл «бегством от свободы». Именно в этих терминах, на наш взгляд, должны исследоваться культурологами, психологами причины «созерцательного» порой отношения людей к сегодняшним СМИ, а также причины, по которым многие известные журналисты, серьезные профессионалы так и нс смогли приспособиться к деятельности в новых условиях.

  • [1] Подробнее см.: Психология детства / под ред. члена-корр. РАО А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
  • [2] Неплох Я. М. Человек, познай себя! Записки психиатра. СПб.: Наука, 1991. С. 29−30.
  • [3] Подробнее см.: Фромм Э. Бегство от свободы / пер. с англ. А. Лактионова. М.: ACT. 2009.
  • [4] Подробнее см.: Профессиональная культура журналиста: актуальные проблемы образования …
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой