Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Участие иностранных лиц в российском судопроизводстве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наделение международных организаций судебным иммунитетом необходимо для осуществления ими своих функций. Поэтому иммунитет международных организаций является нс суверенным, а функциональным. Иммунитет межправительственных организаций закрепляется в их уставах, иных учредительных документах. Уточнение иммунитетов имеет место в соглашениях (международных договорах), положениях уставов… Читать ещё >

Участие иностранных лиц в российском судопроизводстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

• Иностранными гражданами в Российской Федерации признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Лицами без гражданства считаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Предприятия и организации признаются иностранными, если они учреждены за границей.

Законодательное закрепление права иностранных граждан обращаться в российские суды и пользоваться гражданскими процессуальными правами наравне с российскими гражданами означает предоставление им национального режима в области защиты своих прав и охраняемых законами интересов, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства.

В отношении иностранных граждан их право обращаться в суды России и пользоваться одинаковыми процессуальными правами с российскими гражданами закрепляются в международных договорах, в частности, договорах, заключенных в рамках содружества независимых государств. В ст. 1 Минской конвенции 1993 г. установлено, что граждане каждой из договаривающихся сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других договаривающихся сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной договаривающейся стороны. Граждане каждой из договаривающихся сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру и иные учреждения других договаривающихся сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной договаривающейся стороны.

Согласно ч. 4 ст. 398 ГПК РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения прав российских граждан и организаций. Гражданская процессуальная правоспособность и гражданская процессуальная дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства регламентируются также гражданским процессуальным законодательством (ст. 36, 37 ГПК РФ), которое определяются их личным законом (ст. 399 ГПК РФ).

Итак, иностранные граждане, лица без гражданства могут быть истцами, ответчиками, третьими лицами, заявляющими либо не заявляющими самостоятельные требования на предмет спора, и им принадлежат процессуальные права и обязанности соответствующих лиц, участвующих в деле (ст. 35 ГПК РФ).

Дополнительными критериями для определения личного закона гражданина, имеющего несколько иностранных гражданств, по месту его жительства могут служить место его работы, место нахождение семьи, место принадлежащей ему недвижимости, т. е. личным законом признается закон государства, с которым он наиболее тесно связан.

Такие же правила применяются к лицам без гражданства, личный закон которых определяется местом их постоянного жительства или обычным местом пребывания. Если лицо без гражданства находится на территории РФ и здесь же обращается за судебной защитой, имея постоянное место жительства в другой стране, то его гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность будут определяться по законам той страны. При отсутствии у лица без гражданства постоянного места жительства личный закон определяется по месту его обычного наиболее часто повторяющегося пребывания, определяемого по отметкам таможенных органов.

Если личный закон не подтверждает процессуальной дееспособности иностранного лица, а в соответствии с законодательством РФ оно ею обладает, то иностранное лицо признается обладающим процессуальной дееспособностью, т. е. действует приоритет национального режима регулирования положения иностранных лиц, участвующих в российском судопроизводстве.

Личный закон иностранной организации, как уже отмечалось ранее, определяется признаком ее места учреждения.

Юридический статус иностранного юридического лица подтверждается выпиской из торгового реестра страны происхождения, которая должна быть надлежащим образом переведена и удостоверена. Иностранная организация, не обладающая в соответствии с личным законом процессуальной правоспособностью, на территории РФ может быть признана правоспособной в соответствии с российским правом (ч. 2 ст. 400 ГПК РФ). Однако иностранные фирмы, зарегистрированные в своей стране в торговом реестре, могут полностью контролироваться лицами, имеющими гражданство Российской Федерации (аффилированные лица).

Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах РФ или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 401 ГПК РФ).

Одним из важнейших международных договоров, затрагивающих эти вопросы, является Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.), согласно которой (ст. 31) дипломатический агент пользуется защитой от гражданской юрисдикции, кроме: а) вещных исков, относящихся к личному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства; б) исков, касающихся наследования, в отношении которых агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства; в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

Возбуждение консульским должностным лицом или консульским служащим дела в том случае, когда он мог бы воспользоваться иммунитетом от юрисдикции, лишает его права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении какого бы то ни было встречного иска, непосредственно связанного с основным иском (ст. 45 Конвенции).

Что касается консульских должностных лиц, вопросы их иммунитета решаются в соответствующих консульских конвенциях, заключаемых Российской Федерацией с иностранными государствами. Венская конвенция о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.), устанавливая общий принцип судебного иммунитета консульских должностных лиц и консульских служащих в государстве пребывания при выполнении ими официальных функций, указывает некоторые исключения (ст. 43 Конвенции): а) в отношении гражданского иска, вытекающего из заключенного консулом договора, по которому он не принял на себя прямо или косвенно обязательств в качестве агента представляемого государства; б) в отношении иска третьей стороны о возмещении вреда, причиненного несчастным случаем в государстве пребывания, вызванном дорожно-транспортным средством, судном или самолетом.

Что касается международных организаций, то их судебный иммунитет определяется федеральными законами и международными договорами РФ. Международные организации являются межправительственными, а поэтому имеют некоторые изъятия, которые имеют отношения к сфере действия национального законодательства, в том числе о судопроизводстве.

Наделение международных организаций судебным иммунитетом необходимо для осуществления ими своих функций. Поэтому иммунитет международных организаций является нс суверенным, а функциональным. Иммунитет межправительственных организаций закрепляется в их уставах, иных учредительных документах. Уточнение иммунитетов имеет место в соглашениях (международных договорах), положениях уставов межправительственных организаций, в постановлениях их органов, которые, как правило, включают иммунитеты от применения национального законодательства, от судопроизводства, собственности. Например, иммунитет от применения национального законодательства имеет отношение к контрактам о найме служащих межправительственных организаций, к их сделкам с юридическими и физическими лицами, к документам этих организаций и имеет значение для установления в спорных отношениях применимого права.

Правила и процедуры, принятые в международной организации, не могут быть подвергнуты цензуре законодательных, исполнительных и судебных органов.

Международные организации почти не обращаются в национальные суды, поскольку разрешение споров осуществляется дипломатическим путем. Кроме того, международные организации не только используют права на иммунитет, но и могут в силу тех или иных обстоятельств отказаться от них. На отказ от иммунитета уполномочено только высшее должностное лицо международной организации или его заместитель, действующий на основании специальной доверенности. Отказ от международных иммунитетов производится в целях обеспечения безупречной репутации международной организации.

Иммунитет (освобождение) от гражданской, уголовной и административной юрисдикции имеют главы дипломатического представительства, члены дипломатического персонала, консульские должностные лица, за исключением тех гражданско-правовых отношений, в которых они выступают как частные лица (совершают гражданско-правовые сделки, решают вопросы наследования и др.)[1]. Иммунитет консульских должностных лиц не распространяется, в частности, на иски о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности.

Суды в Российской Федерации рассматривают дела с участием иностранных лиц, если организация-ответчик находится на территории РФ или гражданин-ответчик имеет место жительства в Российской Федерации (ч. 2 ст. 402 ГПК РФ).

Суды также вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если:

  • • орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории РФ;
  • • ответчик имеет имущество, находящееся на территории РФ;
  • • по делу о взыскании алиментов и об установлении отцовства истец имеет место жительства в Российской Федерации;
  • • по делу о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью кормильца, вред причинен на территории РФ или истец имеет место жительства в Российской Федерации;
  • • по делу о возмещении вреда, причиненного имуществу, действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для предъявления требования о возмещении вреда, имело место на территории РФ;
  • • иск вытекает из договора, по которому полное или частичное исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ;
  • • иск вытекает из неосновательного обогащения, имевшего место на территории РФ;
  • • по делу о расторжении брака истец имеет место жительства в Российской Федерации или хотя бы один из супругов является российским гражданином;
  • • по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации истец имеет место жительства в Российской Федерации.

Особого внимания заслуживает проблема процессуального представительства в связи с участием в гражданском деле иностранных граждан.

Иностранные лица могут вести дела в российском суде лично или через представителя, в качестве которого долгое время выступали не только российские, но и иностранные адвокаты, участвующие в деле на общих основаниях, поскольку российским законом какие-либо ограничения, в отличие от других стран, не были установлены.

В настоящее время законом предусмотрена возможность оказания адвокатами иностранных государств юридической помощи на территории РФ по вопросам права того иностранного государства, представителями которого они являются.

Адвокаты иностранных государств должны пройти обязательную регистрацию в Минюсте России, без которой их деятельность на территории РФ запрещена.

При любых условиях адвокат иностранного государства не может быть допущен к участию в рассмотрении дела, связанного с государственной тайной (см. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»).

Иностранный гражданин может пригласить в качестве своего представителя российского адвоката. Выбор адвоката зависит от усмотрения иностранного гражданина.

Кроме того, интересы иностранного гражданина могут представляться на основании двусторонних консульских конвенций консулом страны его происхождения. Консулы совершают от имени иностранного гражданина все действия, включая те, которые требуют специальных полномочий, поскольку иное не предусмотрено международным договором. Все указанные процессуальные действия от имени иностранного гражданина консулом совершаются без доверенности.

Сложным является вопрос об установлении полномочий на подписание доверенности от имени иностранного юридического лица, поскольку проверка таких полномочий имеет место на основе законодательства государства-резидента.

Суд в Российской Федерации вправе отказать в принятии искового заявления к производству или прекратить производство по делу, если имеется решение суда по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям, принятое иностранным судом, с которым имеется международный договор РФ, предусматривающий взаимное признание и исполнение решений суда.

Суд в Российской Федерации возвращает исковое заявление или оставляет заявление без рассмотрения, если в иностранном суде, решение которого подлежит признанию или исполнению на территории РФ, ранее было возбуждено дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

  • [1] Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.05.1966 № 4961-VI.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой