Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические проблемы и преступность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психология народов" (М. Лацарус, В. Вунд), «психология масс» (С. Сигле, Г. Лобов), теория «инстинктов социального поведения» (У. Мак-Дугалл) стали изучаться во второй половине XIX в. Мак-Дугалл предложил термин «социальная психология». Эта наука особенно интенсивно развивалась в США после Первой мировой войны. Основной акцент делался на малой социальной группе, что привело к недооценке общих… Читать ещё >

Социально-психологические проблемы и преступность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Следующий уровень причинности преступности связан с социально-психологическими факторами, которые, будучи объективными явлениями, ближе всего стоят к преступному поведению, к личности и представляют собой специфический блок частных групповых объективных для субъекта и личностных субъективных обстоятельств преступного поведения. Социально-психологические проблемы в криминологии связаны с изучением закономерностей преступного поведения и преступной деятельности людей, обусловленных их включением в социальные (главным образом криминальные) образования. Во взаимодействии личности и среды может быть множество криминогенных влияний. Они и составляют предмет криминологического изучения социально-психологических проблем. В отечественной криминологии они получили название специфических причин преступности. Надо осознавать, что эти проблемы являются своеобразным отражением экономической, социальной, политической причинности, вплетенной во взаимоотношения конкретной личности и групповой среды, которые исследовались в предыдущих параграфах. В них в той или иной мере находит отражение весь комплекс криминогенных проблем.

" Психология народов" (М. Лацарус, В. Вунд), «психология масс» (С. Сигле, Г. Лобов), теория «инстинктов социального поведения» (У. Мак-Дугалл) стали изучаться во второй половине XIX в. Мак-Дугалл предложил термин «социальная психология». Эта наука особенно интенсивно развивалась в США после Первой мировой войны. Основной акцент делался на малой социальной группе, что привело к недооценке общих теоретических аспектов и игнорированию реальных социальных, экономических, политических проблем. В результате в США и других странах появилось множество частных криминологических теорий, о которых шла речь в главе «История криминологических знаний». Это теория дифференциальной ассоциации (Э. Сатерленд, Д. Кресси), «теория подражания» (Г. Тард)[1], теория интеракционизма (Э. Сатерленд, и Ф. Танненбаум, Г. Беккер, Д. Китсусь, К. Эриксон), теория социальной дезорганизации (Э. Дюркгейм, Р. Мертон[2]). Многие из рассмотренных теорий до сих пор находят то или иное подтверждение, но они не дают возможности выйти к основным причинам преступности.

Социально-психологические проблемы преступности рассматривались и рядом других авторов: Д. Беллом («Преступление как американский образ жизни»), Т. Селлином («Конфликт норм поведения»), А. Коэном («Содержание делинквентной субкультуры»), Г. Сайксом и Д. Матза («Теория делинквентности»), Л. Яблонским («Шайка делинквентов как промежуточная группа») и др.[3] Кроме того, следует упомянуть теорию опасного состояния Р. Гарофало, клиническое направление Ж. Пинателя, социобиологическую концепцию деструктивности Э. Фромма, а также современных авторов аналогичного плана[4]. При наличии определенных позитивных аспектов многие теории не выходят за пределы изучения субъекта, действующего в ограниченной среде обитания. Это важно осознавать. Поскольку социальная психология, как уже говорилось, лишь промежуточный слой между экономическими, социальными, политическими, организационными и иными причинами преступности, с одной стороны, и личностью преступника — с другой, анализ лишь социально-психологических аспектов преступности в автономном порядке малопродуктивен для радикального (или хотя бы эффективного) решения криминологических проблем, которые связаны со всеми сторонами общества.

Этот пробел в зарубежной науке восполняет критическое направление криминологии, сложившееся в начале 1970;х годов и получившее название критической, или радикальной, криминологической концепции (Э. Фромм, Г. Маркузе, Г. Блох, Д. Гейтс, Э. Дюркгейм, Р. Куинни, Э. Шур[5]).

Категорий социальной психологии, которые могут содержать в себе криминальную причинность, множество. Перечислим некоторые из них: адаптационный синдром на стрессоры; специфическая акцентуация характера, проявляющаяся в избирательной уязвимости личности; апперцепция, определяющаяся зависимостью восприятия от прошлого негативного опыта; аффект в конфликтной ситуации как проявление сильного душевного волнения; влечение как осознанная и неосознанная потребность; внушаемость, выраженная в готовности подчиниться действиям криминальной группы; референтная группа, реальная или воображаемая криминальная общность, с которой идентифицирует себя субъект; социальное (криминальное) заражение; интеракционизм в плане воздействия друг на друга в группе; когнитивная психология, отражающая взаимодействие стимула и реакции; конфликт в группе; конформизм, приспособление, приспособленчество; мировоззрение; мотивация; психическая напряженность; ненависть; групповые нормы; негативное общественное мнение; отклоняющееся поведение; отчужденность и т. д.

Данный перечень раскрывает состояние личности в группе, отражая и личностные, и групповые свойства во взаимодействии. Даже из этого далеко не полного перечня видно, насколько сложна структура социально-психологических явлений, которые могут оказывать криминогенное влияние на поведение человека. С криминологической точки зрения важны многие социально-психологические понятия: стадии процесса социализации личности, социальная роль, психология общения, психология межличностных отношений, групповая сплоченность, групповое давление, межгрупповое взаимодействие, психология слухов и т. д. Не случайно на этой основе в западной криминологии появилось огромное множество частных социально-психологических теорий. С одной стороны, они относительно объективно отражали частную криминогенность, с другой — в определенной мере преграждали пути исследования причинности преступности в связи с самим обществом.

В последнее столетие пышным цветом расцвела антикультура. Сначала она поразила Запад, а после 1991 г. активно внедряется в нашу российскую действительность. Опишем некоторые ее черты.

  • 1. Постоянная обращенность к теме смерти, некрофилия: фильмы ужасов, катастроф, триллеры, боевики и т. п., информационная некрофилия в СМИ.
  • 2. Проповедь-пропаганда аномального: театр абсурда; философия абсурдизма; психоделическая философия[6]; наркотическая антикультура; романизация преступника; чрезмерное внимание к отклонениям в сексуальном поведении (садизму, мазохизму, гомосексуализму); пристрастие к изображению психопаталогии, болезненных проявлений человеческой психики, «достоевщина» .
  • 3. Нигилизм по отношению к «старой» культуре, разрыв с ней или попытки ее осовременивания до неузнаваемости; новаторство ради новаторства, стремление удивить, поразить воображение зрителя, читателя, слушателя.
  • 4. Воинствующий иррационализм: от постмодернистских изысков и вывихов до восхваления мистицизма.

Деятели культуры все больше превращаются в деятелей антикультуры. Вместо того чтобы «чувства добрые лирой пробуждать (А. С. Пушкин), «сеять разумное, доброе вечное» (Н. А. Некрасов), они пустились во все тяжкие, изображая пороки. Чем уродливее изображение, тем лучше («Жизнь с идиотом» В. Ерофеева, «Лебединое озеро» в постановке Мориса Бежара, телеспектакль Ф. Бондарчука по «Идиоту» Достоевского и т. д.). Истина не приветствуется. Она даже отвергается в правосудии. Реальные факты для некоторых менее интересны, чем фантазии и заблуждения. Людям внушается: мир иллюзий, ирреальный мир интереснее, чем реальная жизнь. Это почти прямой призыв к безумствованию, к уходу из реальной жизни.

Антикультура — болезнь современного общества. Она разрушает культуру, разрушает человеческое в человеке, самого человека как такового. Она поражает человека изнутри, его дух, сознание, тело[7].

  • [1] Габриэль Тард пишет: «Заражение людей убеждениями и желаниями друг от друга так похоже на заражение действием и так смешивается с последним, что как первому, так и второму я считаю возможным дать название — подражание. Подражание убеждениям и подражание желаниям, правда, непроизвольны, в то время как одинаково связаны с тождеством личности. Сущность личности часто лучше выражается в фатальных для нее убеждениях и страстях, чем в самых обдуманных действиях. Вот почему как те, так и другие обусловливают, по-нашему, полную ответственность» (Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступление толпы / сост. и предисл. В. С. Овчинского. М., 2004. С. 154).
  • [2] По мнению А. М. Яковлева, для Р. Мертона «социальная структура» это скорее не «социальная», а «социально-психологическая», а то и чисто психологическая категория (Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. Социально-психологические закономерности противоправного поведения. М., 1971. С. 79).
  • [3] Социология преступности … С. 265−366. Социально-психологические аспекты зарубежной криминологии раскрывались в работах: А. А. Герцензона «Преступность в странах империализма» (М., 1951), Η. Ф. Кузнецовой «Избранные труды. Современная буржуазная криминология» (М., 2003. С. 728−785), Основные тенденции развития современной буржуазной криминологии (аналитические обзоры) (М., 1975). Наиболее полно эта проблематика представлена в монографии С. М. Иншакова «Зарубежная криминология» (М., 1997).
  • [4] См., например: Криминология: пер. с англ. / под ред. Дж. Ф. Шели. М., СПб., 2003. С. 133−220.
  • [5] Он обоснованно объединил экономические, политические, социальные и социально-психологические причины в единый причинный национальный комплекс.
  • [6] Психоделика — западная молодежная контркультура, имитирующая состояние наркотического транса. Следствие психоделики: в США в марте 1998 г. два подростка устроили бойню, убив школьников и учительницу; в мае этого же года 15-летний школьник открыл беспорядочную стрельбу, убив одного и ранив 16 человек, а до этого убил своих родителей; в апреле 2002 г. в Германии 19-летний школьник застрелил 13 учителей, двух школьниц и полицейского, а затем застрелился сам; в апреле этого же года старшеклассник убил учителя, стрелял в учительницу, покончил с собой, а ранее в Эрфурте школьник убил 16 человек; в октябре 2007 г. в США неизвестный расстрелял школьников и преподавателей. Таких случаев, если сведения о них собрать и обобщить, сотни. Мотивация, как правило, элементарна и примитивна: поставили плохую оценку, изменила девушка, насмехались товарищи, обида, месть, жажда геростратовой славы и т. д.
  • [7] Балашов Л. Е. Негатив жизни: антикультура и антифилософия // balashov44.narod.ru/FIL-2/Negativ.htm.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой