Сценарий 6. «Зависимость как результат протеста подростка»
Исследования свидетельствуют об особом значении реакции эмансипации в процессе формирования аддиктивного поведения у подростков (А.Ю. Егоров, В. А. Железнов, А. Е. Личко, В. Д. Менделевич, Р. В. Овчарова, П. Д. Шабанов, Л. М. Шипицына и др.). Известны достоверные данные, что в своих отрицательных проявлениях реакция эмансипации может приводить к наркотизации подростков (А.В. Гоголева, Н. А… Читать ещё >
Сценарий 6. «Зависимость как результат протеста подростка» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Причиной возникновения зависимости в данном сценарии выступает негативное или оппозиционное отношение подростка к ближайшему социальному окружению, нежелание приспосабливаться к действительности, «не заслуживающей того, чтобы к ней приспосабливались». Негативное отношение к родителю или учителю (например, в ответ на психотравмирующее оскорбительное или пренебрежительное поведение взрослых) подросток переносит на всю морально-этическую систему координат, предоставляемую ими.
Запускают этот сценарий три механизма: оппозиции, отрицательной имитации и эмансипации.
Механизм оппозиции проявляется в противопоставлении подростком своего поведения требуемым моделям и может быть обусловлен завышенными требованиями к деятельности и поведению подростка со стороны родителей, излишними ограничениями, невниманием к его интересам, непосильной учебной или какой-либо другой нагрузкой, конфликтами в семье, школьной неуспеваемостью, несправедливостью педагога и др.[1]
Механизм отрицательной имитации проявляется в поведении подростка, противопоставляемом модели, которая навязывается членами семьи. Если модель положительная, то эта реакция является отрицательной.
Механизм эмансипации проявляется изменениями поведения, в основе которых лежат стремление подростка к самостоятельности, независимости, желание освободиться от навязчивой опеки старших, протест против установленных правил и порядков. Всё, что уважается и ценится взрослыми, подростком отвергается.
Исследования свидетельствуют об особом значении реакции эмансипации в процессе формирования аддиктивного поведения у подростков (А.Ю. Егоров, В. А. Железнов, А. Е. Личко, В. Д. Менделевич, Р. В. Овчарова, П. Д. Шабанов, Л. М. Шипицына и др.). Известны достоверные данные, что в своих отрицательных проявлениях реакция эмансипации может приводить к наркотизации подростков (А.В. Гоголева, Н. А. Круглова, А. Е. Личко и др.).
Поддерживают сценарий ошибочные представления подростков: «Право родителей — ругаться, моё право — не слушать», «Если ты не можешь заставить других думать так, как ты, заставь их делать так, как ты хочешь», «Я имею право брать то, в чём мне отказывают, и наказывать тех, кто отказывает мне в том, чего я хочу», «Никто не имеет права говорить мне, что делать, или заставлять меня делать это», «Послушай родителей и сделай наоборот», «Не нужно плясать под чужую дудку», «Плыть по течению — признак слабости», «Родители (учителя) безнадёжно отстали от жизни», «Родители (учителя) никогда не поймут проблем подростков» и др.
Приведём пример зарождения социальной зависимости по сценарию «Зависимость как результат протеста подростка». Подросток слишком много времени проводит за компьютером. У родителей появляется ответная реакция: «Не получишь ни копейки, я не намерен работать на твои компьютерные игры!», «Почему тебя тянет играть? Играют одни неудачники!». Такая реакция приводит к конфликту, «запускающему» демонстративное поведение подростка — «Буду играть назло родителям!».
Ещё один пример: подросток употребляет алкоголь, тем самым мстит родителям за эмоциональное отвержение, отлично понимая, что не получит их одобрения.
С целью предупреждения сценария «Зависимость как результат протеста подростка» можно использовать контрсценарий «Открой себя», направленный на развитие умения договариваться, говорить о своём несогласии, открыто выражать негативные эмоции, чувства и т. д.
В некоторых ситуациях реализации этого сценария можно применить следующие приёмы:
- • «отношение со временем» (проективное исследование возможных путей самоосуществления, которое повышает степень личностной реализации в настоящем времени, приводит к переосмыслению ребёнком своей жизни);
- • «сократовский диалог» (вовлечение подростка в интеллектуальный поединок, в ходе которого корректируются непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения);
- • «фиксированная роль» (взгляд на ситуацию глазами другого человека, принятие роли гипотетического персонажа);
- • «подъём по лестнице» (обсуждение поведения с помощью вопроса «Почему?»);
- • «складывание пирамиды» (конкретизация описания поведения вследствие действия той или иной понятийной шкалы при помощи вопроса «Как?»)[2].
Для коррекции сценария «Зависимость как результат протеста подростка» можно использовать контрсценарий «Подводная часть айсберга» («Скрытый подтекст»), направленный на осознание подростком истинного смысла его протеста: например, это на самом деле не борьба с родителями, а нежелание выполнять какие-то конкретные их требования или стремление быть более самостоятельным. Необходимо убедить подростка открыто поговорить с родителями.
Ещё один коррекционный контрсценарий — «От конфликта — к согласию». Зачастую зависимое поведение подростка как форма протеста реализуется и развивается им при условии конфронтации с родителями или педагогом, «в пику» им. Если же родители разыграют полное согласие с поведением подростка, то, возможно, такое поведение потеряет свою привлекательность для него. Например, родители убеждают Ваню серьёзно готовиться к поступлению в университет на юриспруденцию. Но ему хочется стать автогонщиком. Родители не соглашаются с его мнением, говорят, что это очень опасная профессия. Тогда Ваня начинает целыми днями играть в гонки на компьютерном симуляторе и забрасывает подготовку к ЕГЭ по истории и обществознанию. Родители злятся, устанавливают жёсткий регламент игр на компьютерном симуляторе: только час в день и только после часа занятий по подготовке к ЕГЭ. Ваня не соглашается, начинает играть всё больше и больше. У него формируется компьютерная зависимость.
Для коррекции такого сценария родители могут сказать сыну: «Мы подумали, Ваня, и решили, что бесполезно бороться с твоей страстью к гонкам. Чтобы стать настоящим гонщиком-профессионалом, тебе надо ещё больше тренироваться. Предлагаем тебе играть по 9 часов в день, всё свободное от уроков время, и ни минутой меньше. Мы будем контролировать, чтобы ты не пропустил ни одного часа».
Возможно, через неделю Ваня взмолится, чтобы родители уменьшили время его занятий гонками: ему надоест, устанут тело, глаза, и он захочет заняться чем-то другим. Тут родителям важно вовремя предложить интересное занятие (например, какой-то активный вид спорта — туризм, лёгкую атлетику или др.).